По мнению заместителя директора правового департамента Минстроя России Татьяны Барминой, градостроительное законодательство, формируемое по инициативе министерства, такое выверенное и сбалансированное, что оно практически исключает возможности любых ошибок со стороны СРО. К такому выводу приходишь, читая очередной неординарный ответ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 31 января 2023 года за подписью Татьяны Николаевны.
А суть проблемы такая. При взаимодействии с НОСТРОЙ и НОПРИЗ в настоящее время в работе саморегулируемых организаций стали выявляться технические ошибки 2016-2017 годов, допущенные при распределении средств единого компенсационного фонда СРО на КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств.
Чтобы выработать правильный подход к разрешению вопроса и устранению выявляемых нарушений и ошибок, саморегуляторы были вынуждены обратиться в Минстрой России с рядом запросов, один из который оказался в нашем распоряжении.
С разрешения автора позволим себе его процитировать.
В соответствии с частью 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемой организацией на основании документов, представленных её членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации.
В соответствии с частью 9 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ саморегулируемые организации (далее – СРО) до 1 сентября 2017 года были обязаны сформировать КФ ВВ и КФ ОДО (в случаях, установленных законодательством).
В настоящее время в реестре СРО обнаруживаются ошибки в распределении денежных средств исключённых бывших членов СРО между компенсационным фондом возмещения вреда и компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств.
Может ли СРО при обнаружении ошибки в распределении денежных средств исключённых бывших членов СРО осуществить перераспределение взноса или части взноса члена между КФ ВВ и КФ ОДО, с учётом того, что частями 4 и 5 статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, а перечисления между ними не запрещены?
Каким образом можно устранить указанные выше технические ошибки в сведениях, в том числе в части указания размеров соответствующих компенсационных фондов СРО?
Несмотря на то, что сам запрос довольно длинный, суть его проста и сводится к тому, что имеются ошибки в распределении средств между КФ ВВ и КФ ОДО, которые совершены почти 5 лет назад, выявлены сейчас, и необходим механизм их устранения, то есть перераспределения незначительных сумм и перечисления их из КФ ВВ в КФ ОДО или обратно.
Ответ же Минстроя России был следующим.
Отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ, ГрК РФ соответственно), индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны были письменно уведомить такую некоммерческую организацию о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, либо о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ.
Члены саморегулируемой организации, не выразившие в установленный срок намерение добровольно прекратить или сохранить в ней членство исключались из членов такой саморегулируемой организации с 1 июля 2017 года. Причём решение об исключении из членов саморегулируемой организации принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.7 ГрК РФ, не позднее трёх рабочих дней со дня, следующего за днём принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация.
Кроме того, членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации (часть 3 статьи 55.7 ГрК РФ).
При этом средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесённые ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, должны были быть зачислены в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ (часть 12 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 55.16-1 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана разместить средства указанных фондов на специальных банковских счетах, открытых в финансово устойчивых российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 662. Специальный банковский счёт открывается отдельно для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Одновременно частями 4 и 5 статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев перечисления средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
С учетом изложенного, законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено перераспределение взносов между компенсационным фондом возмещения вреда и компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств, а установленный сложный механизм исключения из членов саморегулируемой организации обеспечивает минимизацию рисков совершения ошибок саморегулируемой организацией при исполнении своих обязанностей.
Таков ответ Минстроя России.
Получается, что ошибки в распределении средств компенсационного фонда, по мнению ведомства, являются неустранимыми? А если это так, то члены СРО либо должны восполнить недостающее в КФ ВВ или КФ ОДО при одновременном ошибочном излишке средств в ином компфонде, либо СРО должна быть лишена статуса саморегулируемой организации?
Действительно, части 4 и 5 статьи 55.16 ГрК РФ предусматривают исчерпывающий перечень случаев перечисления средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Вместе с тем возникает логичный и обоснованный вопрос, а не идёт ли в указанных нормах речь только о перечислениях средств компфонда во вне, то есть третьим лицам, а не о распределении средств КФ внутри СРО между специальными счетами фондов? Ведь законом такое перераспределение в целях исправления ошибок прямо не запрещено.
По нашему мнению, Минстрой России своей позицией в очередной раз создаёт конфликтную ситуацию в системе СРО и предоставляет Ростехнадзору и Национальным объединениям коррупционный инструмент для расправы над неугодными СРО и для злоупотребления полномочиями.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ха, вот совсем не удивлен.
Задача Минстроя России, Ростехнадзора и НОПРИЗ с НОСТРОЙ - это постоянно держать в страхе и напряжении саморегуляторов, чтобы каждая из СРО была "заминирована". Для этого подходят неточности закона, пробелы, двойственность в толковании и пр.
Философия такая. Надо будет, "подорвем", а будут себя хорошо вести - пусть пока поживут и порезвятся на полянке саморегулирования.
В ИНТЕРЕСАХ СРО НИКТО И НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕТ. Любое толкование и применение закона осуществляется только с позиции презумпции виновности СРО.
И важно не законность действий СРО, а "хорошее поведение". Действительно, Вы правы.
Поучительная статья... И опять наводит на грустные мысли о возможном произволе.
Самое интересное, что от таких ошибок при распределении КФ в 2016-2017 гг. не была застрахована ни одна СРО. Т.е. "под раздачу" может попасть даже СРО, у которой "не сгорали" КФ в банках-банкротах.
Градостроительным кодексом РФ не запрещен перевод денежных средств между компенсационными фондами СРО, даже если это не нравится Минстрой, НОСТРОЙ, НОПРИЗ.