Поистине революционный закон готовятся принять российские парламентарии! Речь идёт о законопроекте № 314175-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Главным вдохновителем и инициатором документа выступает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, что говорит о вполне очевидных перспективах того, что предлагаемые нормы будут приняты, а не окажутся только лишь благим пожеланием.
Речь идёт о радикальных переменах в порядке проведения госзакупок. В начале февраля сего года Валентина Ивановна предложила отказаться от применения норм федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ) до окончания специальной военной операции. Госпожа Матвиенко мотивировала это необходимостью для регионов «быстро осваивать средства», вкладывая их в развитие собственной инфраструктуры и в экономику.
Спикер высказала мнение, что закон о контрактной системе принимался ранее для борьбы с коррупцией. При этом:
Те, кто воровал, кто нечистоплотно себя вёл, отдавал подряды своим карманным компаниям, они и в рамках 44-го закона находят пути, а добросовестные компании и подрядчики страдают.
Более того, досталось судебной системе и антимонопольному ведомству, поскольку компании, проигравшие торги, начинают обжаловать итоги закупок, что также затягивают реализацию проектов.
А ещё председатель Совфеда привела временные расчёты, напомним, что даже если все идёт по плану, для освоения средств, которые выделены на социальные объекты, школы, детские сады и дороги с 1 июля, остаётся совсем мало времени. Особенно это проблематично для северных регионов, где строительный сезон короткий.
В итоге отменять 44-ФЗ полностью всё-таки постеснялись, однако в новом законопроекте предусмотрели массовые послабления для заказчиков. Среди вводимых норм:
- Повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с трёх до десяти миллионов рублей, а также снятие ограничения на объём таких закупок.
- Повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с трёх до пяти миллионов рублей.
- Устанавливается возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года.
- Предусматривается сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
- Заказчики наделяются правом устанавливать разные размеры аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- Предусматривается право не предоставлять аванс в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.
- Предусматривается право заказчиков осуществлять закупки с указанием конкретного товарного знака без обязанности учитывать возможные эквиваленты.
- Заказчики наделяются полномочиями заключать контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
- Исключаются излишние требования, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования НМЦК, в том числе учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определённого товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги.
Валентина Матвиенко рассказала, что обсуждала эту инициативу с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, который законопроект поддержал. И предложила Государственной Думе рассмотреть внесённый сенаторами накануне законопроект в приоритетном порядке. При этом спикер Совфеда отметила, что упрощение процедуры госзакупок не приведёт к снижению качества.
СМИ уже адресовали вопрос о новом законопроекте пресс-секретарю Главы государства Дмитрию Пескову и получили от него ожидаемый ответ о том, что Дмитрий Сергеевич и на сей раз ничего не слышал и никаким образом это прокомментировать не может.
Что же, очевидно, что представители разных экономических кругов пытаются под эгидой особой ситуации в российской экономике добиться реализации выгодных для себя инициатив. Недавно, например, РСПП выступил с предложением отменить сразу 10 неудобных для крупного бизнеса статей уголовного кодекса. Официальная власть со своей стороны давно уже тяготиться рыночными механизмами, налагаемыми 44-ФЗ, и делает дальнейший шаг в сторону огосударствления экономики.
Впрочем, успокоим уважаемых читателей, которые, возможно, выразят своё негодование по поводу перспективы фактической отмены большинства норм 44-ФЗ. Новый законопроект лишь зафиксирует де-юре то положение дел, которое давно де-факто действует в непростой сфере госзакупок. Конкурсы уже давно превратились из комфортной кормушки для пула придворных фирм во взаимную головную боль для заказчиков и подрядчиков. Торги то и дело срываются, не вызывают интереса у участников. На их результат влияют манипуляторы рынком, посредники, перекупы, сомнительные компании, которые точно так же кормятся с руки коррумпированных чиновников.
Рано или поздно система неизбежно должна была прийти к тому, чтобы исполнителя назначал непосредственно закупщик. Эффективность расходования бюджетных средств при этом будет обеспечена не с помощью сомнительных псевдо-рыночных процедур, а путём адекватных принципов ценообразования и жёсткой ответственности региональных и муниципальных заказчиков за результат.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
"Те, кто воровал, кто нечистоплотно себя вёл, отдавал подряды своим карманным компаниям, они и в рамках 44-го закона находят пути, а добросовестные компании и подрядчики страдают"
Тетенька раскрыла всю суть 44-ФЗ!
Хуже точно не будет...ибо - дно оно и есть дно
Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали.
Совершенно точно будет, сейчас еще цветочки :)