Болезненный вопрос с квотами на мигрантов для строительных компаний вскрыл малоприятную правду о российском строительном комплексе. Отрасль, в которой по разным оценкам, занято до 10% экономически активного населения, перед которой поставлены важнейшие задачи по развитию нашей страны, фактически, держится на бесправном, рабском ручном труде.
По данным наших коллег с портала РБК, низкая прибыльность не позволяет инвестировать в новые технологии – траты на НИОКР в строительстве практически в три раза ниже, чем в других отраслях. В свою очередь, причины такого положения дел тоже очевидны. Требования к качеству жилья со стороны покупателей и количеству «квадратов» со стороны государства растут, а внутренний рынок сам по себе не отличается платёжеспособностью. Строителям остаётся только конкурировать, предельно сокращая издержки и экономя на всём, что лежит вне сферы непосредственно приносящих прибыль проектов.
Официальный Росстат также не радует цифрами. С2011-го по 2019-й производительность труда в строительстве упала на 6,5%, тогда как в среднем по экономике она возросла на 14%, а в сельском хозяйстве, например, – на 39%. Иными словами, если в других отраслях широким шагом внедряется автоматизация и современные технологии, то на стройке всё больше растёт доля тяжёлого ручного труда. А отсюда и неизбежный дефицит кадров. Только по рабочим специальностям он доходит до 1,2 миллиона человек по стране. Наиболее остро ощущается нехватка специалистов на отделочных работах, возведении монолитных конструкций и благоустройстве. По ряду российских регионов дефицит строителей по данным видам работ достигает 50%.
Впрочем, не будет преувеличением, сказать, что и работа ИТР не пользуется в стране слишком большой популярность. Унизительно низкие зарплаты, колоссальная ответственность, околонулевые перспективы карьерного роста, сложность овладения профессией – всё это приводит к тому, что молодёжь охотнее выбирает престижную работу в IT, энергетике или на понемногу набирающем силу производстве.
Президент Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в сфере строительства и проектирования «Синергия» Александра Белоус также обращает внимание на проблему, указывая, в том числе, на позицию российских властей:
По словам Марата Хуснуллина, до 2024 года на российские стройки будет привлечено ещё около пяти миллионов мигрантов. Но если рассуждать рационально, основной «плюс» от этой миграции всего один – из-за более низкого, чем в России, уровня жизни в своих странах мигранты долгое время были готовы работать на стройках больших городов по 12-16 часов в сутки за 40-50 тысяч рублей, обходясь без трудовых и социальных гарантий. Около 40-ка процентов компаний признались, что основная причина найма мигрантов – возможность экономить на зарплате. И в долгосрочной перспективе найм мигрантов лишь консервирует низкую эффективность труда и выводит из бюджета за счёт недополученных налогов и вывоза капитала примерно миллиард долларов в год.
Консервация сложившегося статуса кво в строительстве имеет и политический подтекст, полагает госпожа Белоус. Александра Сергеевна напоминает, что в 2006 году вице-премьер Андрей Белоусов в статье «Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу» предупреждал Правительство РФ, что резкий рост производительности труда и доходов населения может привести к увеличению «среднего класса» и его революционизирующему воздействию на стандарты потребления и сложившиеся социально-экономические отношения, усилить социальную динамику и политическую конфликтность. В то же время низкий уровень оплаты и производительности труда, замещение европейского качества азиатским количеством в отрасли, которая является драйвером для других, позволяет обеспечивать стабильность политического курса.
Признаемся, от идей что власти специально не повышают производительность труда, дабы не появился средний класс и не устроил майдан, слегка веет конспирологией. Есть доля лукавства и в том, чтобы требовать от государства новых дотаций и преференций, ссылаясь на низкую рентабельность. Уж что-что, а биржевые индексы крупнейших девелоперских холдингов и их квартальные отчёты как-то слабо наводят на мысли о бедности. В конце концов, где гарантии, что, получив новые вливания через какую-нибудь ИЖС-ипотеку или новые инфраструктурные проекты, строительные олигархи реально потратят их на НИОКР, а не выведут через дивиденды или по иным схемам в интересах бенефициаров?
Поэтому куда больше отвечают задачам времени вопросы техрегулирования, ценообразования и цифровизации. В общем, всё то, чем годами занимались наши бравые Национальные объединения, истратив на это миллиарды рублей и достигнув весьма скромных результатов.
Например, что касается строительных ГОСТов, большинство из которых уходят своими корнями в послевоенную эпоху, то инновации в них так и не нашли особого отражения. Менять дорого, сложно, да и, кроме того, не всегда получается пойти по простому пути, адаптировав мировой опыт применения того или иного материала или технологии к российским условиям. К тому же, строительный сегмент, в отличие от промышленности или АПК, обладает долгим жизненным циклом. Даже при заинтересованности генподрядчика в применении инновационных технологий, пересогласовать утверждённые проектные решения не просто, особенно если проект уже прошёл госэкспертизу. Ясно, что заказчику, и частному, и государственному не больно-то хочется идти на смелые эксперименты, результат которых может аукнуться через годы, а то и десятилетия.
В качестве палочки-выручалочки эксперты, в основном, видят цифровизацию. Тут и создание общей базы решений, и возможности для быстрого масштабирования успешного опыта. И, наконец, элементарное ускорение процедур сбора и проверки данных в ходе строительного процесса – по оптимистичным оценкам, которые привёл региональный управляющий компании PlanRadar в России и странах СНГ Виталий Берёзка, одно это может ускорить время строительства до 30%!
Другие оптимисты надеются, что дефицит дешёвой рабсилы заставит флагманов индустрии и чиновников проявить активность и начать внедрять технологические решения. Компаниям станет выгодно использовать малую механизацию и данные из цифровых моделей зданий. Индустриальным застройщикам придётся прибегать к современным подходам, будь то крупноформатные панели из газобетона для сокращения сроков строительства и количества каменщиков или применение малой механизации.
За постоянными разговорами про цифровые новинки, может сложиться представление, что вся автоматизация ограничивается электронным документооборотом. Не получится ли так, что в строительных компаниях прибавится программистов, а на стройплощадках всё также будут ворочать кирпичи гастарбайтеры? Одним из направлений автоматизации «на земле» является так называемый метод префабрикации (Prefab, от английского prefabricated – «изготовленный в заводских условиях»). Это перенос части строительных процессов на производство. Модули изготавливаются в условиях контролируемого качества уже с «начинкой», за счёт чего достигается стабильное качество отделки, сокращение срока возведения объектов, многократное уменьшение трудозатрат, уход от «мокрых» процессов, исключение человеческого фактора. Отчасти, это возврат к эпохе советских домостроительных комбинатов с их стандартными панелями и кубиками-модулями, но уже на другом технологическом уровне.
По мнению специалистов, потребность рынка в увеличении объёмов строительства в разы больше, чем ресурсы строителей, поэтому без индустриализации будет сложно реализовать планы по возведению нового жилья.
Таким образом, под давлением экономических факторов облик российских строительных компаний будет меняться. От скопища малограмотных бригад гастарбайтеров с низким уровнем механизации компании будут уходить, становясь технологическими производствами, массово применяя цифровые решения на каждой стадии строительного цикла и вынося значительную часть работ на уровень стройиндустрии. Вопрос в том, насколько лёгким окажется этот процесс трансформации и сколько строителей сможет в него вписаться.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Экономия на качестве, экономия на российских гражданах, на чем ещё готовы сэкономить строители?