Накануне новогодних праздников законопроект № 1083420-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования системы саморегулирования в строительстве в целях обеспечения устойчивого развития строительной отрасли)» был направлен в комитет Государственной Думы по транспорту и строительству. Документ зарегистрировали в российском парламенте 24 декабря, и уже на следующий день он поступил на рассмотрение в профильный комитет.
Напомним, что речь в законопроекте идёт о возможности использования части процентного дохода, получаемого СРО при размещении средств компенсационных фондов на уплату взносов на нужды соответствующих Национальных объединений. Авторы законопроекта – а в качестве таковых указаны депутаты Госдумы Сергей Пахомов, Михаил Романов, Павел Федяев, Антон Жарков – справедливо отмечают в пояснительной записке, что строительная отрасль, как и вся российская экономика, находится перед двумя системными вызовами. Во-первых – это преодоление последствий ограничительных мероприятий, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, которые привели к снижению деловой активности, к достаточно длительной остановке многих строительных предприятий, снижению спроса на строительную продукцию, а также к затруднениям трансграничных поставок. Во-вторых – падение курса рубля, которое привело к росту цен на строительные материалы и комплектующие. Рост стоимости строительства и вынужденные переносы сроков производства некоторых строительных работ не укладываются в условия, на которых были заключены государственные и муниципальные строительные контракты.
И для спасения строителей от этой напасти предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающие возможность использования части процентного дохода, получаемого СРО при размещении средств компенсационных фондов на уплату взносов на нужды соответствующих Национальных объединений. Что, в идеале, должно снизить обязательные отчисления со стороны саморегулируемых организаций и их членов.
Также законопроект предусматривает внесение изменений в части включения в законодательство Российской Федерации права СРО в сфере строительства, применяющих упрощённую систему налогообложения, уплачивать налог, исчисленный с дохода от размещения в банке средств компенсационных фондов, за счёт такого дохода.
Вопросов, надо сказать, предложенные нормы вызывают предостаточно. Например, непонятно, каким образом предлагается считать взносы в Нацобъединения: всем поровну или же исходя из начисленного процента от взноса в компфонд? И каким образом учитывать взносы исключённых членов. Также многие эксперты обратили внимание на то, что Национальные объединения решением Совета могут принять решение о перечислении части взносов в КФ поступивших им исключённых СРО на свои нужды. То есть, уже не стесняясь, присвоить себе полученные от «раскулачивания» коммерческих СРО средства, окончательно оставив с носом их законных владельцев – членов этих организаций.
Документ традиционно вызвал недовольное ворчание со стороны саморегулируемого сообщества и не менее традиционно был разработан и внесён без какого-либо согласования с представителями такового. Если, конечно, не считать представителями саморегуляторов узкий круг руководителей НОСТРОЙ. Недовольство директоров СРО было нетрудно спрогнозировать. По их мнению, государству следовало бы уже, оставить компфонды и капающие на них дивиденды в покое, а ещё лучше – разрешить саморегуляторам тратить эти доходы по своему усмотрению.
Впрочем, последнего едва ли стоит ожидать всерьёз. Владельцы союзов и ассоциаций имели широкие возможности для самостоятельного распоряжения компфондами и проявили себя во всей красе, азартно покупая гаражи и коммерческую недвижку, выводя денежки через инвестиционные компании и размещая их в рептильных банках, хозяева которых на тот момент уже сидели на чемоданах кеша с билетами до Лондона в кармане. В итоге такой продуманной и взвешенной инвестиционной деятельности пришлось повторно собирать около 40-ка миллиардов рублей растраченных компфондов, причём, не с директоров и владельцев СРО, а с российских строителей, проектировщиков и изыскателей. Так что надеяться на особые поблажки в финансовой части саморегуляторам теперь несколько наивно.
Другая идея – не трогать компфонды вообще, выглядит логичнее. Если уж строительные власти для чего-то считают нужным хранить этот неприкосновенный запас на спецсчетах в уполномоченных банках, то было бы логично как можно реже запускать туда руку. Сама идея «заставить компфонды работать» выглядит сегодня очень странно. С одной стороны, нет единого мнения и единой цели, для чего эти деньги можно использовать, а с другой – налицо постоянные поползновения хоть что-нибудь, да отщипнуть от собранных сумм. То на достройку долгостроев, то на кредитование подрядчиков, то, наконец, на содержание НОСТРОЙ. Одни предложения проходят, другие нет, но в итоге стая жирных котов продолжает, облизываясь, ходить вокруг строительных миллиардов. СРО в этой ситуации больше всего похожи на ту самую собаку на сене, которая сама не может ничего сделать со своими накоплениями, но и других не подпускает. Причём, делает это вполне обоснованно, поскольку спрос-то за возможные риски и растраты будет с неё.
Было бы, мягко говоря, несколько наивно предполагать, что 2-3 тысячи рублей в год, которые сегодня строительная организация закладывает в качестве взноса на содержание НОСТРОЙ, могут существенно повысить её уровень жизни в кризис. Если уж господ-законодателей действительно заботит финансовая нагрузка на членов СРО, то стоило бы повнимательнее присмотреться на деятельность отдельных саморегуляторов, которые уже давно воспринимают строителей как стадо для дойки, выдумывая всё новые и новые поборы и потроша кошельки своих членов под любым благовидным предлогом. На фоне тех сотен тысяч, которые приходится отстёгивать за членство в такого рода СРО, суммы, необходимые для содержания НОСТРОЙ, вообще незаметны. Так что если господа парламентарии и заботились о чьём-то благополучии, формируя проект закона, то простой российский строитель едва ли был на первом месте.
Однако то, что для самих подрядных организаций непринципиально, очень даже интересно Национальным объединениям. Возможность напрямую финансироваться с доходов от компфондов – это ещё один шажок к построению саморегулирования без СРО. С одной стороны, подступает цифровизация, когда строители будут напрямую работать из своих кабинетов с единым федеральным реестром. А с другой – НОСТРОЙ и НОПРИЗ начнут напрямую финансироваться уже со спецсчетов в банках. При этом роль самих региональных СРО становится чисто формальной, они теряют всякий смысл даже в качестве посредников, собирающих со строителей деньги и документы для передачи в Нацобъединения. Да, конечно, есть ещё проверки, контроль и надзор. Но и здесь нас ждёт вполне ясно проложенный курс на цифровизацию и уведомительный порядок. Добровольная установка видеокамер на стройплощадку вместо выездных проверок и некий условный реестр проверок – вот и всё решение вопроса.
Такими темпами собаку уже скоро могут погнать с её вязанки сена, заменив электронной сигнализацией. А вот жирные коты и дальше продолжат нагуливать жирок, постя фоточки в Инстаграмме и строя хозяину преданные глазки.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не понимаю "недовольного ворчания". Официально разрешают пилить, кто против?
Предлагаю все КФ передать в национальные объединения СРО, законодательно. Вместе с судами и ответвенностью. И все сразу будет справедливо и по закону.
А собирать с такими юристами как в НО не устанете потом?
А почему это волновать СРО должно?
А всё просто - потому что СРО оплачивает юридический банкет.
Так на съездах надо фиксированно установить на сей юридический банкет раходную часть - и ни копейки больше.
Последний подъём взносов в очередной раз показал всему сообществу, что у НОСТРОЙ получается делать лучше всего. Приумножать и осваивать.
Мы ждём пока они прогорят на махинациях, а они набирают своих
Не согласен! КФ необходимо вернуть их правообладателю, а пункты о нем убрать из законодательства! Вот это правильно!
Хороший вопрос про КФ исключенных СРО.Хорошо устроились - деньги прикарманили, и чует моя пятая точка они так нигде и не учтутся.
А при ликвидации исчезнут?
Могу предположить, что они уже существуют только номинально.
Кому в современной России жить хорошо?!
СРОшки сильно мешают НОСтрою: перед Съездом уговаривай их деньги не мешать осваивать. И это первый шажок к упразднению СРО : сперва из КФ налоги и содержание НОСтроя, потом и КФ передать НОСстрою для удобства исчисления, потом оптимизировать структуру и нагрузку на Строителя за счёт уменьшения взносов на 0,1% и перечисления его напрямую в Мск ......
Лицензионные центрына местах (СРО) всё равно должны остаться.Это будут представительства со штатом в 2 чела: директор и секретарь для приёма бумаг от Строителя и их сканирования для пересылки в Мск
В этом случае главный ШТАБ над будет расширять для переработки документов.
Не факт. В 21 веке хорошо работает почта. Основное что? Убедить всех в жалком существовании и полной бесполезности СРО.
"нет единого мнения и единой цели, для чего эти деньги можно использовать"
ГрК РФ Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
2. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.