О том, что российские стройки держатся на труде мигрантов, говорилось уже неоднократно. Но только сейчас ограничения, связанные с пандемией, наглядно показали масштаб этой зависимости, причём, речь идёт не только о мегаполисах, Москве и Санкт-Петербурге. Строительная компания, возводящая в городе Северо-Курильске (остров Парамушир, Северные Курилы Сахалинской области) ряд крупных объектов, пожаловалась на то, что из-за пандемии не может завезти рабочих из Киргизии. А потому у строек возникли большие риски. Сообщил об этом не абы кто, а генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский на заседании областного инвестиционного совета.
Мероприятия проводил губернатор региона Валерий Лимаренко в ставшем уже традиционном формате ютуб-трансляции. Глава региональной СРО взял слово и обратил внимание участников на возникшую проблему с рабочей силой, в частности, при строительстве на острове Парамушир. Так, по его словам, одна строительная компания (название господин Мозолевский не уточнил), которая возводит в Северо-Курильске сразу несколько крупных объектов (школу, центральную районную больницу, три многоквартирных жилых дома, взлётно-посадочную полосу), столкнулась с «недостатком строителей».
«Компания давно договорилась с Киргизией, 150 человек там ждут переезда на Курилы. Но чтобы вывезти людей из Киргизии, должно быть указание Росавиации. Они обратились в МИД РФ, в областной Минтранс, к правительству области. Нужно решить вопрос, как вывезти людей. Они всё оплатят и готовы принять рабочих из Киргизии, потому что некому работать на Парамушире. Все объекты – значимые, необходимо их строить», – эмоционально убеждал участников заседания Валерий Павлович.
Министр транспорта региона Валерий Спиченко пояснил губернатору, что планировалось организовать чартерный авиарейс в Киргизию, который готова оплатить строительная компания, и вывезти рабочих. Но это оказалось невозможным из-за эпидемиологической обстановки.
В ответ глава региона потребовал от администрации решить этот вопрос: узнать, выполняются ли регулярные рейсы из Бишкека в Москву, и если выполняются, то вывозить рабочих ими через Москву на Курилы.
«Вам поручение: вывозите людей! На самом деле, на Парамушире просто нет других строителей. Иначе мы должны будем остановить там стройки», – сказал господин Лимаренко.
Ситуация, конечно, очень интересная, если не сказать хуже. Казалось бы, уже которое десятилетие нам твердят про «нефтяную иглу», на которой сидит Российская Федерация. Сравнение спорное, поскольку вообще-то на игле сидит не тот, кто продаёт, а тот, кто покупает, но не будем придираться к сложившимся формулировкам. Сейчас, вроде бы, экспорт страны диверсифицируется, мы уже давно торгуем с заграницей не только углеводородами, но и широким ассортиментом товаров, включая зерно, вооружение, сельскохозяйственную технику и даже собственное программное обеспечение. Есть успехи в импортозамещении, всё чаще в магазинах и домах россиян можно встретить продукцию отечественного производителя.
А между тем, в строительном комплексе сохраняется позорная традиция двухтысячных – строить все объекты руками мигрантов. И в богатой Москве с её ежегодно осваиваемыми миллиардами на благоустройство, и на суровом Сахалине с его стратегическими стройками на Курилах. Трудно назвать здоровой ту ситуацию, когда стройки встают из-за того, что компания не может завести дармовую и бесправную рабочую силу из ближнего зарубежья, и все стороны воспринимают этот факт, как что-то само собой разумеющееся. Впору говорить о «трудовой игле», на которой уже давно и прочно сидит весь российский строительный комплекс.
Можно сколько угодно создавать национальные реестры, проводить тестирования и аттестации, внедрять искусственный интеллект, BIM и армии летающих коптеров, но в конечном итоге, на самом базовом уровне все эти планы и решения должны воплощать в жизнь мозолистые руки рабочих, которые вяжут арматуру и заливают бетон. И если система выстроена так, что может функционировать, лишь платя рабочим копейки и завозя гастарбайтеров, значит, что-то с этой системой не совсем в порядке. К сожалению, об этой проблеме в отрасли говорится очень мало, либо вовсе не говорится.
Понятно, что решать её придётся на федеральном уровне, вводя квоты на труд мигрантов, отслеживая соблюдение трудового законодательства на стройках, возможно, вводя стимулирующие программы для организаций, нанимающих местных строителей. Возможно, стоило бы присмотреться к опыту западных стран, которые очень жёстко ограничивают работу гастарбайтеров в строительной отрасли, чтобы защитить своих рабочих. Но для этого проблему нужно хотя бы признать…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Стоят дешевле, работают больше, не пьют после получки, готовы жить в предлагаемых условиях.
Почему бы не раскидать стоимость чартера на зарплаты, тогда и наши бы поехали трудиться. Проблема с рабочей силой в области строительства, ЖКХ, такси, доставки давно всем известна. Уехавшие до ковида на родину граждане теперь не могут вернуться и ниша стала заметно проседать. Решения два: стимулировать рабочую силу внутри страны или открывать границы для рабочих мигрантов. Не забываем, то из 12-13 миллионов патент на работу получают максимум 50 тысяч мигрантов.
Навозят, а потом в стране безработица.... Ну у нас всё как всегда...
А это плохо, что наши ценят свой труд и не готовы жить в антиусловиях? ;)
Говорят зажрались :-)
Это последствия дикого капитализма. Владельцы крупных стройкомпаний купаются в шампанском, едят из платиновой посуды, освещают дворцы бриллиантовыми люстрами, а реальные строители тем временем месят сапогами глину за копейки. Да, не все могут получить высшее юридическое, экономическое или какое-то иное высшее образование и ходить в белых рубашках и галстуках...
Как заставить владельцев стройкомпаний отказаться от части прибыли в пользу настоящих строителей???
Кто решит эту задачу, тот решит вопрос и с нехваткой трудовых ресурсов.
В советское время эту проблему понимали и всячески старались пропагандировать престиж рабочих профессий. Создавали условия людям, в том числе бытовые, культурные и пр. Да, были и свои недостатки. Но Рабочий чувствовал себя Человеком.
Владельцы строительных компаний рвутся в список олигархов, чтобы показать, что "тот, у кого нет миллиарда, может идти в ж...".
Остальное их не интересует.
А про качество можно забыть, тем более, что координатор НОСТРОЙ по СФО борется против качества строительства.
Владельцы строительных компаний рвутся в список олигархов, чтобы показать, что "тот, у кого нет миллиарда, может идти в ж...".
Остальное их не интересует.
А про качество можно забыть, тем более, что координатор НОСТРОЙ по СФО борется против качества строительства.
Владельцы строительных компаний рвутся в список олигархов, чтобы показать, что "тот, у кого нет миллиарда, может идти в ж...".
Остальное их не интересует.
А про качество можно забыть, тем более, что координатор НОСТРОЙ по СФО борется против качества строительства.
ах, Клоун, разве ж в наше время имеет значение юридическое, экономическое или какое-то иное высшее образование, если у тебя нет достаточно связей ;(
Одни паразитируют на других. Ничего нового.