Вчера, 1 ноября, вступил в силу Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Новый нормативно-правовой акт имеет ключевое значение в рамках механизма «регуляторной гильотины» и призван создать единообразные и понятные требования для ведения бизнеса.
Закон предусматривает признание утратившими силу и отмену до 1 января 2021 года нормативно-правовых актов (НПА) Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении госконтроля или надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, вступивших в силу до 2020 года, будет недопустима, так же, как и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение.
«Новый закон является элементом реформы контрольно-надзорной деятельности и устанавливает правила принятия обязательных требований. Должны применяться следующие принципы: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определённость и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований», – пояснил советник уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Руководитель экспортного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева объяснила, что новый закон вводит чёткие регламенты принятия нормативных актов, в том числе исключает их хаотичное принятие, а также обязывает предоставлять срок не менее 90 дней для приведения бизнеса в соответствие им.
Значение закона
«Важно, что определяется чёткий порядок применения требований в случае коллизии требований в различных НПА, так как идёт указание на необходимость применения акта большей юридической силы, а в случае равнозначности лицо, которое обязано их исполнять, вправе само выбрать, требования какого НПА исполнять, и привлечь к ответственности за неисполнение другого проверяющий орган его не сможет», – отметила госпожа Авдеева.
Также, по её словам, немаловажно и то, что официально признаётся необходимость пересмотра требований не реже, чем каждые шесть лет, и фиксируется понятие экспериментального правового режима, что также очень важно для бизнеса.
«Вводится экспериментальный правовой режим, что мы считаем хорошим прогрессом – когда проводятся регуляторные эксперименты, изучается, как влияют новые требования на вопросы безопасности или как сказывается их упразднение», – согласился Свириденко.
Указание на необходимость создания реестра обязательных требований и корреспондирующая обязанность для органов надзора подготовить руководство по соблюдению обязательных требований также имеет немалое значение для чёткости требований и понимания их бизнесом, считает представительница «Деловой России».
Эксперт обратила внимание ещё на ряд значимых нововведений, которые вписываются в концепцию механизма «регуляторной гильотины». Все они должны сделать систему контроля и надзора понятной, системной и прозрачной.
«Поэтому, безусловно, новый закон имеет большое значение для реализации механизма «регуляторной гильотины», создания единообразных и понятных требований для ведения бизнеса, искоренения злоупотреблений со стороны проверяющих. Результаты можно будет оценить спустя определённое время, так как это будет зависеть не только от текста закона, но и от правоприменительной практики», – полагает Екатерина Авдеева.
Риски для бизнеса
В то же время руководитель экспертного центра при уполномоченном при Президенте России по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович заявила, что бизнес видит определённые риски в применении положений закона об обязательных требованиях со стороны контрольно-надзорных органов и судов в связи с тем, что при его подготовке не был учтён ряд важных замечаний бизнес-сообщества.
Так, в частности, закон определяет целью установления обязательных требований «защиту охраняемых законом ценностей». При этом, указывает эксперт, в действующем законодательстве не определено понятие «охраняемых законами ценностей».
«Использование столь широкой категории в законе делает применение его положений непредсказуемым и высокорискованным для всех подконтрольных субъектов, в том числе из-за возможности произвольного и субъективного толкования содержания таких охраняемых законом ценностей должностными лицами контрольно-надзорных органов, непредсказуемости судебной практики», – полагает госпожа Алехнович.
Кроме того, закон сузил понятие «обязательных требований» исключительно до требований, установленных НПА, что создаёт коллизию с законом «О техническом регулировании». «В ближайший год институт уполномоченных будет очень внимательно анализировать правоприменительную практику и вносить предложения по совершенствованию как самой системы требований, так и федерального закона», – заявила Анастасия Алехнович.
«В целом этот закон работает в паре с законом «О контроле и надзоре». Мы полагали, что требования должны разрабатываться от вида деятельности, однако в последнем законе требования разрабатываются от вида контроля. В этом наше замечание к комплексу этих законов, но в них, конечно, очень много прогрессивного», – заключил Антон Свириденко.
Источник: РИА Новости
Гладко было на бумаге, да споткнулись об овраги.
К сожалению в России не умеют писать законы. А требуют безупречности от НОСТРОЙ ;(
я не защищаю, если что ;)