К проверкам Ростехнадзора уже давно все привыкли. В задушевных беседах с руководителями иных строительных саморегулируемых организаций слышится даже некая нотка снисходительности. Мол, ах уж эти ростехнадзоровцы, но всё же спасибо им. Ведь благодаря проверкам саморегуляторы, наконец-то, приведут в порядок всю свою документацию. В общем, низкий поклон тебе, надзорный орган, что делаешь СРО-жизнь чище и разнообразнее. Так-то они все сплошь белые да пушистые, просто чуть-чуть запылились за последний десяток лет.
И после этого с не остывшей ещё благодарностью в глазах, перемежающейся с чувством оскорблённой невинности, саморегуляторы мчатся в арбитражные суды подавать иски на принятие обеспечительных мер на те пункты предписаний РТН, которые, как правило, касаются полноты и сохранности средств компенсационного фонда и (или) отсутствия в реестре СРО данных об организациях, сведения о которых были поданы при получении статуса.
При этом в исковом заявлении многие СРО ссылаются на возможный существенный материальный ущерб себе любимым или вред своим членам, которые не смогут осуществлять уставную и профессиональную деятельность.
Речь не идёт не о том, что нарушения не имело места, и надзорный орган просто его выдумал. А о том, чтобы на как можно больший срок сковать действия Ростехнадзора в судебных тяжбах.
В качестве наглядного примера можно привести историю проверки Ассоциации СРО «Алтайские строители». Мы уже рассказывали о ситуации, сложившейся вокруг этой саморегулируемой организации. История с покупкой на средства компенсационного фонда и последующей продажей подземного паркинга привлекла большое внимание профессионального сообщества.
Едва лишь на горизонте замаячила перспектива исключения за многочисленные нарушения, как сразу же в суд улетело исковое заявление о принятии обеспечительных мер и обжалование пунктов предписания Ростехнадзора. Суд, надо отметить, не усмотрел основания для принятия обеспечительных мер и отказал в «Алтайским строителям».
А в октябре в СРО прошла очередная проверка исполнения требований предписания, выявившая, несмотря на все усилия по устранению нарушений, недостаток средств компфонда в размере более 80-ти миллионов рублей.
Ассоциацией также не размещены в полном объёме средства компенсационных фонда возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств на специальных банковских счетах в уполномоченных российских кредитных организациях. Размер компфонда возмещения вреда Ассоциации по состоянию на 2 октября 2019 года составляет 121.253.058 рублей 56 копеек. На специальном банковском счёте, открытом для размещения средств КФ ВВ, размещено 123.618.776 рублей 38 копеек. Вместе с тем сделать вывод о размещении Ассоциацией средств КФ ВВ в полном объёме не представляется возможным, так как не представлены выписки со специальных банковских счетов за период с даты открытия до даты представления, в связи с чем невозможно установить сумму доходов, полученных от размещения средств КФ ВВ. Размер КФ ОДО по состоянию на 2 октября 2019-го составляет 303.324.523 рубля 02 копейки. На специальном банковском счёте, открытом для размещения средств КФ ОДО, размещено 219.844.952 рубля 93 копейки.
И, спустя полтора месяца, после окончания проверки в ноябре СРО «Алтайские строители» отзывают своё исковое заявление. По итогу этой почти полугодовой эпопеи оказалось, что быстрее и проще устранить нарушения, нежели пытаться оспаривать очевидное.
Впрочем, устранили ли алтайцы в полной мере нарушения, покажет очередная, хочется надеяться, финальная проверка Ростехнадзора, которая начнётся уже в ближайший понедельник, 13 января.
В чём-то схожа с этой ситуацией и история воронежской Ассоциации СРО «Строители Черноземья». Проверка Ростехнадзора показала, что у СРО имеются нарушения, связанные, в том числе, и с порядком и правилами размещения средств компенсационных фондов. В ходе проверки было выявлено также отсутствие в реестре нескольких членов, сведения о которых подавались в РТН с целью получения статуса саморегулируемой организации.
Ассоциацией не размещены средства КФ ВВ и КФ ОДО в полном объёме на специальных счетах в уполномоченных Правительством РФ кредитных организациях. В реестре членов Ассоциации, размещённом на официальном сайте СРО, и в Едином реестре членов по состоянию на 29 октября 2019 года отсутствуют сведения о 8-ми юридических лицах, сведения о которых направлены в Ростехнадзор в целях получения статуса саморегулируемой организации, и имеются в архиве РТН, а также о размерах взносов в компенсационные фонды.
Как и водится саморегулируемая организация обратилась в арбитражный суд, где в исковом заявлении попросила принять обеспечительные меры, чтобы не допустить исключения. С одной стороны, опасения СРО можно понять – по данным НОСТРОЙ, объём средств компенсационных фондов на специальных счетах ВВ и ОДО должен составлять 165 миллионов рублей, а по факту СРО смогла подтвердить лишь наличие 80-ти миллионов…
Вот и забеспокоились саморегуляторы и побежали в суд, сломя голову. При этом даже и не удосужившись проработать для суда аргументацию. В решении по делу № А40-311484/19-33-2492 от 3 декабря 2019 года Арбитражный суд города Москвы отказал СРО в принятии обеспечительных мер. Суд посчитал, что заявитель аргументировано и документально не обосновал, что непринятие заявленных им мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по настоящему делу, а также причинить значительный ущерб СРО. Доводы заявителя относительно причинения значительного ущерба основаны на предположениях, документально и нормативно не подтверждены.
Так что у «Строителей Черноземья» теперь только один путь – устранение выявленных нарушений. И воронежской СРО стоит поторопиться, поскольку Ростехнадзор предоставил срок до февраля 2020 года.
В последнее время саморегулируемые организации всё чаще и чаще обращаются в суды, оспаривая незаконные, по их мнению, требования Ростехнадзора. Некоторым из них суды идут на встречу, некоторым, как в случаях, рассмотренных выше, оказывают. Но общий вывод, который можно сделать, анализируя итоги проверок и судебных решений, это то, что вопросы статуса и вопросы соответствия СРО требованиям законодательства, спустя 10 лет, так и остались не урегулированы законодательно. СРО с нарушениями годами продолжают осуществлять свою деятельность, собирая сотни и даже тысячи членов в качестве своего рода заложников, позволяющих уйти от ответственности в случае малейшей угрозы собственному существованию.
Сейчас, когда инициативы председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в части создания механизма регуляторной гильотины планируются к реализации в условиях неработающего 359-ФЗ, предусматривавшего порядок внесудебного исключения СРО, уместно поднять вопрос о максимальной конкретизации перечня нарушений, за которые саморегулируемая организация может быть исключена из Госреестра, и уточнении порядка исключения (или приостановки деятельности) СРО, нарушающих требования законодательства.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Законно восполнить КФ у Алтайских строителей не получится.
Генеральный директор может оформить свой вклад в КФ как благотворительность!
Перегонят деньги с КФ ОДО на ВВ - возьмут справку
с КФ ВВ на ОДО- возьмут справку
маленький махалай - бахалай и СРОшка белая и пушистая!
Так не пройдёт, можно поработать на ксероксе - тоже вариант. И не говорите мне про криминал: ребята которые не боятся покупать на деньги КФ гаражи ни чего не боятся! :=)
Они явно "бессмертные"
Давно пора выпустить книгу "100 честных способов обмануть систему Ростехнадзора и НОСТРОЙ. Руководство для действия саморегуляторов."
благодаря проверкам саморегуляторы, наконец-то, приведут в порядок всю свою документацию? Это кто такое говорит? Все СРО приводили в порядок документы, во время реформы. Только как проверки начались сотрудники Ростехнадзора на свои же утвержденные документы замечания пишут. А эту глупость только Прядеин мог сказать.
Обеспечительные меры - это как призрачный Ирбис в горах... Он есть, но редко кто его видел... Только единицам удается увидеть и почти никому - поймать...
У судов есть негласное правило: обеспечительные меры - это риск для отмены. Зачем рисковать?
Что касается СРО и Ростехнадзора, то яблоки от яблони не далеко падают... СРО в том виде, в котором они есть сейчас - 99% "заслуга" Ростехнадзора.
СРО уходят и приходят, единственное, что неизменно - это фамилии мерзавцев, которые тасуют систему, как колоду карт...
Вот тут Вы чертовски правы, Док. Настоящих СРО с идеей всё меньше и меньше. И это дело рук Ростехнадзора и НОСТРОЙ. Остаются только те кто готов по трупам идти ради наживы.
Вы забыли ещё НОПРИЗ, чьё имя теперь запрещено произносить в негативном смысле.
Я понимаю, власть денег никто не отменял...
Но лучше пишите тогда Национальные объединения, чем только НОСТРОЙ. Это более честно.
Ох, Док. Всё банальнее. Я просто никогда не имела никаких дел с НОПРИЗ, поэтому у меня такое себе субъективное мнение....
Везучая...
А вообще обеспечительные меры, не обеспечительные меры.... Для Ростехнадзора всё равно закон не писан. А если писан, то не читан.
Юристов СРО обвиняют в том, что они защищают коммерческие СРО и недобросовестных руководителей СРО.
А кого защищают юристы Ростехнадзора??? Честных миллионеров-руководителей Ростехнадзора???
Статья 46 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Шутку понял и оценил... ;-)
НОСТРОЙ, НОПРИЗ и РТН используют внесудебный порядок исключения СРО даже тогда, когда обязаны использовать судебный!
Алексей Геннадьевич, попытка действовать в обход судебного способа лишения субъекта специального права (статуса) - это прямой возврат к средневековью.
Существующей малограмотной (в том числе в юридическом смысле) власти неудобно и не хочется ничего доказывать в судах... Им проще самим выносить всем свой вердикт: кому жить, а кому умереть.
Зачем им независимое и беспристрастное судебное разбирательство???
"Кто решает" - вот где ключевое понимание происходящего. Все чиновники хотят сами решать, ибо решение - это власть. Никто не хочет отдать свою власть какому-то там судье, пусть даже тот - сам чиновник и действует от имени Российской Федерации...
Мудрый государственник понял бы это, и не допустил бы в самом принципе возможности исключения организации из государственного реестра по воле заинтересованной и коррупционной стороны. Только суд может хоть как-то гарантировать справедливое решение. Не даром вообще судебную власть выделили, как отдельную ветвь системы государственных сдержек и противовесов.
Мы же откатились в этом вопросе далеко назад. Власть не хочет работать справедливо и профессионально. Власть хочет работать комфортно и безопасно для себя. Это серьезная проблема не только в нашей тематике, а в целом в России.
Я может и олень, но всю свою оленью жизнь думал, что судья важнее ростехнадзоровского чиновника. Похоже мир перевернулся на рога.
Бумага все стерпит... и требование об обеспечительных мерах не исключение... достаточно посмотреть практику НОСТРОЙ по отказам в перечислении компфондов... там прямо типовой набор начинающего юриста...впихивают в отзыв все что нужно и нужно...главное чтоб по объему выглядело внушительно