Министерство строительства и ЖКХ РФ вновь решило заняться непростым вопросом с похоронным делом в стране. В отличие от стройотрасли, которую государственные мужи регулируют 24 часа в сутки 7 дней в неделю, погребальный бизнес из года в год остаётся в тени и практически никак не попадает в сферу внимания властей.
Тем не менее, 29 июня в главном строительном ведомстве состоялось заседании комиссии по похоронной деятельности Общественного совета при Минстрое России под председательством Павла Кодыша. В ходе встречи было заявлено, что в стране назрела необходимость в современном законодательстве в похоронной области, включая тему развития крематориев. Кстати, как поговаривают злые языки, внимание на эту тему властям пришлось уделять, в том числе, и в связи со СВО, и с вполне ощутимыми человеческими потерями.
Члены комиссии и эксперты заслушали доклад об отечественных и мировых тенденциях в развитии кремации, состоянии муниципальных и частных инвестиций в строительстве крематориев в России в 2023 году.
Закон о похоронном деле обсуждается уже много лет, признан профессиональным сообществом необходимым. Господин Кодыш заявил, кроме закона, необходима также концепция развития похоронного дела. Особо острой признана проблема развития крематориев, программу строительства которых необходимо также разработать с учётом численности населения.
Сегодня в России 35 крематориев, из них 10 муниципальных. Вскоре будут построены ещё 6 коммерческих, что существенно сократит процент муниципальных, при этом законодательного сопровождения работы коммерческих крематориев недостаточно.
Тенденция перехода к такому технологическому способу избавления от покойных вполне понята – земля в больших городах дорогая, мест на кладбищах банально не хватает. Не удивительно, что именно российская столица и другие мегаполисы являются лидерами в строительстве и эксплуатации этих невесёлых учреждений. В Москве, по оценкам участников встречи, популярность кремирования увеличивается невиданными темпами – до плюс 5% в год, а общий объём захоронений такого типа составляет уже порядка 70%.
Перспективной темой уже активно интересуется бизнес. По мнению экспертов, государство могло бы рассмотреть возможность увеличения количества частных крематориев – это коммерчески привлекательные объекты для инвесторов. Более того, уже появилась и своя Ассоциация крематориев! Глава этого объединения Алексей Сулоев, также участвовавший в обсуждении, заявил, что в мире нет ни одного прецедента, чтобы крематории были государственными. Только Китай, но и там они отданы в эксплуатацию.
Члены комиссии обратились в Минстрой России для содействия в разработке концепции и законодательства в данном направлении. По словам представителя ведомства, вопрос социально важный, затрагивающий много аспектов и, в том числе, вопросы строительного характера. Однако нет ключевого ведомства, в чьих компетенциях вопросы, касающиеся похоронного дела, были бы в комплексе.
Ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России, помощник министра Светлана Кузьменко выступила с предложением поднять обсуждение темы с уровня Общественного совета на уровень Общественной палаты Российской Федерации с привлечением экспертного потенциала организации, представителей разных ведомств и депутатского корпуса. Тем более, что участник совещания, депутат Госдумы Светлана Разворотнева поддержала инициативу законодательного решения накопившихся вопросов.
Также эксперты заслушали тему внедрения ГИС «Ритуал» в регионах и обсудили прецеденты судебной практики, которые возникают в отсутствие исчерпывающего законодательства по похоронному делу.
Впрочем, у Ассоциации крематориев могут появиться конкуренты на её специфическом рынке услуг. В начале июля в соцсетях и мессенджерах появилось множество сообщений с упоминанием так называемой «ресомации». Речь идёт о растворении тела в горячей воде (примерно 160°C) с добавлением щелочи. После процедуры остаются кости умершего, которые измельчают в порошок и отдают родственникам. А «бульончик» просто сливают в канализацию (на что, впрочем, ещё требуется получить разрешение коммунальных служб).
Пока такая, с позволения сказать «инновация» внедрена в Великобритании и США. Компании, которые её продвигают, заявляют, что таким образом уменьшает пресловутый «углеродный след» и заодно уменьшается зависимость от поставок углеводородов, на чём весь западный мир сейчас очень сильно зациклился.
А ведь, помимо ресомации, есть и криогеника, которая уже проложила себе дорогу в нашей стране. Пока она представлена только одной компанией – «КриоРус», которая начала свою работу с 2005 года и занимается замораживанием покойников до лучших времён. Если верить официально версии сайта фирмы, на данный момент в России крионированы уже 92 человека и 58 животных. Сейчас эти пациенты хранятся в жидком азоте в ожидании возможности оживления. Более 500 человек заключили контракты на своё или своих родственников крионирование в случае их смерти.
Ценники, в принципе, вполне доступные – заморозить только мозг обойдётся 1,5 миллиона, а всё тело потребуется 3 миллиона рубликов. Правда, нигде не указано, сколько будут хранить тело и что с ним будет, если срок контракта кончится, а новые денежки никто не внесёт…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
И так всё грустно, ещё вы всех читателей в депрессию вгоняете.
Сплошное просвещение.
Как хорошо, что я не знала этой информации... И предпочитаю её и не знать...
Сначала ты замороженный, а потом выброшенный в помойку. Или слитый в канаву. Отличный конец. Мечта.