Госзакупки под «кого надо» контролем…

Обсуждение: 2
4473

Фирма члена Общественного совета за 9 лет получила от родного министерства более 250-ти миллионов рублей

Государственная Дума на днях одобрила законопроект о предотвращении конфликтов интересов на госзакупках – Министерство финансов РФ, якобы, ждало этого пять лет. Но сам государев орган уже минимум девять лет заказывает услуги аналитики у компании, которой владеют член Общественного совета при Минфине России Евсей Гурвич и сотрудник госучреждения при этом же ведомстве Александр Андряков.

По имеющимся данным, фирма экономистов господ Гурвича и Андрякова получила от Минфина более 250-ти миллионов рублей. Ситуация, когда госконтракты и субсидии получают члены Общественного совета от органов власти, при которых они состоят, представляет конфликт интересов. По сути, это эвфемизм для таких слов, как «кумовство», «непотизм», и может являться разновидностью коррупционного злоупотребления. При этом в Минфине существует «Положение об Общественном совете», которое содержит нормы о недопущении корыстной заинтересованности в работе совета.

Отметим, что 74-летний Евсей Гурвич – советский и российский экономист, научный руководитель Экономической экспертной группы, член Экспертного совета по денежно-кредитной политике и правовому регулированию финансового рынка при комитете Госдумы по финансовому рынку. В Общественный совет при Минфине он вошёл ещё в 2011-м приказом тогдашнего зампреда Правительства РФ и руководителя финансового ведомства Алексея Кудрина и в 2011–2017 годах был заместителем председателя. Ещё в 1990-х товарищ Гурвич вместе с нынешним старшим научным сотрудником Центра бюджетного анализа и прогнозирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Александром Андряковым и группой экономистов зарегистрировал ЗАО «Экономическая экспертная группа» (ЭЭГ, в 2016-ом преобразовано в ООО). Предприятие свыше 10-ти лет возглавляет Андряков.

По данным ЕГРЮЛ, Гурвич владеет 36% фирмы, Андряков – 16%. С 2016 года «Экономическая экспертная группа» получила от Минфина заказов более, чем на 200 миллионов рублей (последний раз выиграла тендер в марте), а с 2013-го ЗАО «ЭЭГ» получило от Минфина ещё порядка 60-ти миллионов рублей. Судя по данным базы «Контур.Фокус», кроме Минфина, у ЭЭГ нет других источников доходов. По итогам 2021 года выручка компании составила 20,1 миллиона рублей, чистая прибыль выведена в символический показатель 1 тысяча рублей, который в сущности не даст налога на прибыль бюджетам Российской Федерации и Москвы. Интересно, что лично Андряков также получал тендеры РГГУ на координацию и реализацию общеразвивающей программы для студентов «Клуб финансовый гений».

Одно и то же стандартное название заказа, который регулярно получает ЭЭГ от Минфина, – «Аналитическая и исследовательская поддержка участия РФ в деятельности международных организаций и форумов». Обычно в рамках заказа от компании ждут 10-20 исследовательских работ на темы кризисов в зарубежных экономиках, макроэкономических последствий изменения климата, анализа выполнения зарубежных санкций против России, разных аспектов деятельности ОЭСР и G20 и другие.

Между прочим, из пункта 5.2. «Положения об Общественном совете при Министерстве финансов» следует, что:

…Под личной заинтересованностью члена Общественного совета, которая влияет или может повлиять на объективное осуществление им своих полномочий, понимается возможность получения членом Общественного совета доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена Общественного совета, членов его семьи или близких родственников, а также для граждан РФ или общественных объединений и иных организаций, с которыми член Общественного совета связан финансовыми или иными обязательствами.

Примечательно, что, когда 10 лет назад в поле зрения попали подобные «неудобные» госзакупки аналитических работ у Высшей школы экономики со стороны Минэкономразвития России (основатель и тогдашний ректор университета Ярослав Кузьминов – муж экс-главы ведомства Эльвиры Набиуллиной), эксперты оправдывались, что победу в тендерах одерживают всё-таки бюджетные организации.

Но в случае ЭЭГ речь о частной фирме!

У многих российских госведомств в положениях об Общественных советах вовсе не сказано о конфликте интересов, но у Минфина эти нормы есть. Эксперты по антикоррупционным исследованиям предполагают, что госконтракты господина Гурвича и компании могут аннулировать:

Конфликт интересов в общественных советах ФОИВов стал предметом нашего исследования в 2021 году. Из 1.252 членов общественных советов у 71-го были госконтракты или субсидии от органов власти, при которых они состоят в совете. Минфин мы тогда не анализировали, так как его Общественный совет находился в процессе переизбрания. И в случае с членами Общественного совета при Минфине, и для чиновников этого ведомства, в случае возникновения неурегулированного конфликта интересов при госзакупке, может идти речь о расторжении контракта со всеми вытекающими последствиями.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам портала Октагон.Медиа)

ВИДЕО:

02.06.22 в 16:24