«От тюрьмы и от сумы не зарекайся»
– русская пословица, которая означает,
что не стоит считать себя надёжно
защищённым от какого-либо несчастья
Начиная с 1999 года, уголовные дела против крупных коммерсантов из исторических событий, определяющих правила игры для власти и бизнеса, стали рутинным инструментом в конфликтах элит. А аресты олигархов почти перестали быть предметами общественного интереса, указывают эксперты.
Наиболее часто бизнесменам и топ-менеджерам вменяют мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ). По этому составу квалифицируют широкий спектр деяний: в случае фигурантов из списка Forbes это хищения на господрядах, федеральных программах и бюджетных кредитах (братья Магомедовы, Владимир Дубов, Андрей Вавилов), невыполнение условий сделок, незаконный выкуп госсобственности (Борис Березовский) или сложные внутригрупповые сделки с предполагаемым ущербом для миноритариев (Михаил Абызов). Обвинения в мошенничестве были в разные годы предъявлены 13-ти бизнесменам. В дополнение к основному обвинению часто вменяют отмывание денег, полученных преступным путём (статья 174.1 УК).
В нескольких случаях члены списка Forbes становились обвиняемыми в насильственных преступлениях: Михаилу Ходорковскому и Леониду Невзлину вменяли заказные убийства, Александру Лебедеву – побои, Юрию Шефлеру – применение силы в отношении представителя власти. Борис Березовский был фигурантом дела по редкой статье о насильственном захвате власти. В последние годы стилистика работы силовиков в отношении крупных предпринимателей начала меняться. В 2018 – 2019 годах они стали чаще вменять бизнесменам и руководителям бизнес-структур особо тяжкий состав о создании организованного преступного сообщества (статья 210 УК). Такие обвинения предъявили, в частности, братьям Магомедовым и Михаилу Абызову.
С 2005 года и по сей день единственными олигархами, получившими по приговору суда реальные сроки, остаются Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Большинство же крупных бизнесменов, которые стали фигурантами уголовных дел, 13 из 34-х, успели покинуть страну. В отношении примерно трети из них дела были по тем или иным основаниям прекращены. Пока не окончены дела в отношении семи бизнесменов. Среди них есть и такие, кто находится под стражей с перспективой реального срока, как братья Магомедовы и Михаил Абызов, и такие, преследование которых формально не прекращено, но фактически уже не ведётся (Глеб Фетисов и Дмитрий Костыгин).
В последние годы уголовное преследование, как правило, означает для бизнесмена потерю активов. В качестве переломного в этом смысле события можно назвать дело владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова, которому пришлось просто отдать бизнес. В итоге бизнесмены, стараясь не допустить подобных ситуаций, стали понимать любые намеки или просьбы помочь государству – поддержать какой-то проект, принять социальную нагрузку.
Уголовные дела против крупных бизнесменов уже не являются для страны столь значимыми событиями, как во времена ареста Ходорковского или преследования Березовского. В начале 2000-х это была политика, решалось, каковы будут правила игры: может ли бизнес влиять на политические процессы, может ли поддерживать структуры гражданского общества, которые критикуют власть. По итогам дела ЮКОСа сложилось понимание, что любое вмешательство бизнеса в политику должно быть санкционировано властью. Ходорковский был общественно значимой фигурой, он выступал с заявлениями, которые были адресованы обществу. Ни Абызов, ни Магомедовы этим уже не занимались. Большая политика из дел, связанных с людьми из списка Forbes, уже пропала, а если она и есть, то сводится теперь к некой аппаратной внутриэлитной борьбе.
Вот, к примеру, мнение одного из экспертов За-Строй.РФ:
Элементарная борьба ОПГ между собой, в основном в интересах властных кланов, а не закона и интересов государства и общества. Результат нулевой. «Элита» во власти не показывает обществу примера, не очищает свои ряды, не отвечает перед законом за его игнорирование и преступления. Обещает и не выполняет свои обещания. Активно изображает «борьбу» с Западом, активно формируя личные активы на Западе, внедряя родственников (видимо, для разложения Запада изнутри), вывозя врагам России ежегодно 100-120 миллиардов долларов. Между тем, за второй квартал 2020 года количество нищих у нас в стране выросло на 1,3 миллиона человек. Такими темпами «борьбы» мы придём к полному равенству в нищете. Статистика «борьбы» впечатляющая, жаль результат не впечатляющий.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из РБК)
Конечно % нищих растёт, с этим коронавирусом.... Чтобы ещё не выросло пока и сдерживают самоизоляцию. Малый бизнес, который не закрылся с концами в прошлый раз скорее всего закроется в этот. И % ещё вырастит.
Всем надо работать.
А что касается форбцев, так это всё нечестные игры. Святых нет, но сажают только неугодных.
Ну, а что мы хотим, если власть не может разобраться даже с коррупционерами в НОПРИЗ и НОСТРОЙ?
Сама власть заражена метастазами коррупции. Далеко ходить не будем: Ростехнадзор и Минстрой. Гниют на глазах, источая мерзкий противоправный дух.
С Ростехнадзором не может справится даже система судебной власти и Генеральная прокуратура РФ
Доктор, по инсайдерской информации, которой я располагаю, Генеральная прокуратура Российской Федерации не собирается "справляться" с Ростехнадзором и будет подыгрывать НОСТРОЙ и НОПРИЗУ до тех пор, пока должность первого заместителя Генерального прокурора будет занимать Александр Эммануилович Буксман, а ректором Академии Генеральной прокуратуры будет очаровательная Оксана Сергеевна Капинус.
И здесь коррупция?
По имеющейся у меня инсайдерской информации, господин Буксман и госпожа Капинус испытывают к Ростехнадзору чувства очень напоминающие ненависть или, если хотите, неприязнь...
Вы же должны знать, как опытный к...бель*, что от любви до ненависти - один шаг.
*Это комплимент для мужчины - не подумайте превратно.
Доктор, похоже, что наши с Вами инсайдерские информации не совпадают. По слухам, которые дошли до меня, господин и госпожа Капинус расстались как близкие друзья, что делает им обоим честь. И, кстати, я как настоящий, по Вашим словам, к...бель, тоже поддерживаю со всеми своими бывшими очень добрые отношения, и уверен, что мы можем рассчитывать на взаимную поддержку, если в этом возникнет необходимость.
Ладно, предлагаю не мериться "инсайдерскими информациями". Глупо и бесперспективно... Я не имею права раскрывать свои источники, ну, а Вы, уверен, также трепетно относитесь к своим...
Итог один, Ростехнадзору на всех плевать. Они живут по своим законам.
Метастазы рано или поздно нарушают нормальную функцию какого-то органа за счет прямого контакта с ним и начинают нестерпимо болеть ;(
Государство без коррупции не существует.
Марк Андреевич, по общему правилу коррупционные проявления стараются тщательно замаскировать, спрятать подальше от людских глаз. Что-то мне подсказывает, что в НОСТРОЙ и в Минстрое России этого правила с некоторых пор придерживаться перестали. Уже всё делается в открытую, на виду у всех. "Торговля" специалистами НРС процветает буквально на глазах придумавшего ее президента НОСТРОЙ и его ставленников и при попустительстве высших чиновников Минстроя России, принося баснословные бырыши. И это только один из примеров коррупции.
Евгений Карант, если оторваться от строительных дел, то Вы увидите, что все структуры уже давно не прячут коррупционные проявления.
Вы знаете как сидят миллионеры? Про камеры как в не самых плохих отелях слышали? Еда на заказ, развлечения! Кого исправляет такое наказание?!
Нас.
Чтобы больше зарабатывали, а потом с комфортом сидели? ;)
Нам желательно, чтобы без второй части про "сидели".