Нефтегаз выходит на большую дорогу

Обсуждение: 7
4682

Эксплуатационный срок асфальта, благодаря нового подходу, обещают увеличить до 45%, тем самым значительно снизив расходы на содержание и последующий ремонт дорог в России

В последние годы российские нефтегазовые компании взяли курс не всё более глубокую переработку сырья на внутреннем рынке. За примерами далеко ходить не нужно. Ещё в декабре 2020 года был запущен на полную мощность «ЗапСибНефтехим», ставший одним из крупнейших в Европе и мире нефтехимических комплексов. «Газпром» через Амурский ГПЗ поставляет в Китай очищенный газ, а тяжёлые фракции извлекаются и идут на изготовление полимеров. Корпорация «Татнефть» заявила о планах к 2035 году полностью уйти от экспорта сырой нефти, вместо этого перейдя на производство продукции с высокой добавленной стоимостью – автомобильных шин, пластиков, композитов.

А вот компания «Газпром нефть» и вовсе обещает помочь с решением второй из двух главных российских проблем (впрочем, в последние годы ставшей не столь актуальной, как первая) – а именно, взяться за производство долговечных дорожных покрытий. Стоит отметить, что сама компания, будучи дочкой «Газпрома», специально создавалась для сложных высокотехнологических проектов – работы в полярных условиях, разведке и добыче на арктических шельфах. Так менеджмент привык ставить перед сотрудниками нестандартные задачи и добиваться их решения.

Сегодня Россия входит в пятёрку стран мира по протяжённости автомобильных дорог. Дороги пролегают практически во всех существующих климатических зонах и рельефах, а температурные колебания между южными и северными регионами достигают 100°С.

В 2022 году в нашей стране было уложено свыше 160-ти миллионов квадратных метров асфальта – это рекордный показатель за последние 30 лет. Для такого объёма потребовалось более 7-ми миллионов тонн битумных материалов, из них порядка 30% битумов пришлось на долю «Газпром нефти». При этом отмечается, что в общем объёме поставок битумных материалов с каждым годом растёт доля высокотехнологичных битумов с индивидуальными рецептурами для каждой конкретной трассы. Благодаря такому подходу эксплуатационный срок асфальта увеличивается до 45%, тем самым снижаются расходы на содержание и последующий ремонт дорог.

Как рассказал генеральный директор компании «Газпром нефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов, одной из основных технологий, которые применяются на российских дорогах, – это полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые делают дорогу более устойчивой к деформациям и разрушению. Для каждой конкретной трассы подбирается свой уникальный набор ингредиентов. Для этого необходимо точное планирование и следование нормативной документации. Проектировщики должны учитывать рекомендованные температуры эксплуатации дорожного покрытия и расчётные транспортные нагрузки.

Если при укладке асфальта на шоссе в Краснодарском крае будет использован такой же битум, как на Ямале, то есть менее теплостойкий, то это приведёт к появлению пластических деформаций в виде колеи, наплывов и других проявлений. В южном климате материал должен быть более вязким, специально предназначенным для климата с высокими температурами.

Также необходимо учитывать параметр интенсивности движения. Во дворах и на тихих улочках модифицированный битум не нужен, зато на скоростных дорогах с большим трафиком он необходим и уже активно применяется. Например, на автомагистралях М-7, М-4, М-10, М-11 и М-12, Западном скоростном диаметре и КАД в Санкт-Петербурге, МКАД и ЦКАД в Москве, СКАД в Саратовской области и многих других.

Рынок более, чем перспективный. Ежегодно объём выпуска ПБВ в России растёт на 8-9%. По итогам 2023 года эксперты ожидают, что совокупный объём производства высокотехнологичных битумов превысит 1 миллион тонн. Этот показатель соответствует уровню наиболее технологически развитых стран.

В свою очередь, власть старается сделать так, чтобы количественный рост не привёл к провалам по качеству. За последнее десятилетие в России изменились ГОСТы, касающиеся асфальтобетонов, битума и ПБВ. Государство со своей стороны через систему нормативов влияет на повышение требований к качеству дорог, а крупные участники отрасли инвестируют в научные исследования, создавая более технологичные продукты.

Так, компания «Газпром нефть» начала с того, что открыла собственный Научно-исследовательский центр (НИЦ) битумных материалов. За семь лет его работы специалисты провели свыше 300 тысяч испытаний вяжущих материалов, асфальтобетона, сырья и разработали сотни рецептур, адаптированных под интенсивность движения и климатические особенности всех российских регионов.

Одной из инновационных новинок стал специальный дорожный материал – защитно-восстанавливающий состав (ЗВС). Эта технология защищает и восстанавливает асфальтобетонное покрытие от последствий транспортных нагрузок, воздействий климата, реагентов и влаги. Этот материал можно встретить в разных регионах страны – от Алтая до Калининграда.

Прочность получающейся «заплатки» говорит сама за себя – впервые ЗВС применили на покрытиях не автомобильных дорог, а аэродромов, где требования по надёжности и прочности на порядки выше. После того, как материал был отработан на аэродромах, специалисты решили, что у него есть потенциал и на дорогах общего пользования.

Другое направление, которое также активно развивается в отрасли – это инжиниринг технологического оборудования для нанесения битумопроизводных продуктов. Производители готовы не только поставлять свои материалы, но разрабатывают и производят технику, которая специально «заточена» под их использования. А также – под реалии российского климата. Предполагается, что процесс при этом становится более эргономичным и требует меньшего участия оператора. Представители нефтегазовой компании рассказали, что в 2023 году их техника использовалась на практике. Например, на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, в Томской, Тверской областях, в планах – в Краснодарском крае.

А в чуть более отдалённой перспективе – обеспечить беспилотную работу такого оборудования. Наработки уже есть, но пока они не вышли за пределы промышленных полигонов и отраслевых выставок.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

23.11.23 в 15:17
  • Федор
    Федор 23.11.2023 в 16:15 пишет:

    Для того, чтобы асфальт был качественным, его надо производить серийно, что собственно в ГОСТах 58406 и написано: все материалы закупать НА СЕЗОН. Госзаказчики, особенно ФКУшки Росавтодора, такое не пропустят, потому что они хотят по каждому госконтракту согласовывать составы (коты). В этом театре абсурда АБЗшки, половина которых кстати уже должна быть распилена на металлолом (типа ДС-158, которые "пережигают" смеси, да и в принципе невозможно выпустить хороший материал на плохом оборудовании), вынуждены каждый раз заниматься лишней бюрократией и "заново" подбирать состав под объект контракта с уже имеющими в наличии материалами, вместо того, чтобы хоть как-то планировать свою работу и обеспечивать температуру выпуска и качество смесей. Плюс подбор и согласование составов стоит немалых денег, и госконтрактами не компенсируется. Особенно одарённые заказчики еще и проекты принимают такие, в которые на 200 метров может быть 5 разных видов смесей (привет мостовикам). Так что инициатива прекрасная, но потопляемая заказчиками.

    Ответить
    • Марк Андреевич
      Марк Андреевич 23.11.2023 в 23:38 отвечает пользователю: @Федор

      Росавтодор молодцы. Качественно, хоть и дорого. Полотна гладкие, ездить одно удовольствие.

      Ответить
      Федор
      Федор 24.11.2023 в 11:30 отвечает пользователю: @Марк Андреевич

      Это не заслуга Росавтодора. Все его ФКУшки вечно в коррупционных скандалах, как и он сам. Условия в госконтрактах такие, что любой неаффилированный с этими "товарищами" подрядчик просто сразу улетит в РНП за псевдоинженерные бумажки, которые по уму должен вообще заказчик делать. Качественное полотно, которое Вам так нравится, как и всем нам - это заслуга нормальных АБЗ, выпускающих серийную качественную смесь. Это заслуга нормальных подрядчиков с хорошей техникой и вменяемым персоналом. Мой же комментарий был про то, что заказчики незаконно лезут туда, куда их не просят - не исполняют в первую очередь свои обязанности: не создают условия для производства работ (ст. 740 гк рф) и вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность (748 гк рф). Как результат - бесконечные согласования, которые к тому же незаконны и ни одним законом не предусмотрены, которые утопят любую инициативу в бюрократическо-коррупционно-производственном аду. Надо заказчику согласования составов - пиз.... идите на завод сами и сами всё проверяйте, составляйте для закупочных процедур список заводов, чьи смеси допущены к использованию на вашей дороге (что в принципе тоже незаконно, т.к. нарушает 135-ФЗ), или вообще сами закупайте давальческие материалы тогда, сами составляйте договоры с заводами бетона и асфальтобетона, сами выдавайте задание на поставку. Что касается увеличения срока службы асфальта - прекрасная иницитива. Но, по моему скромному мнению, ей должны предшествовать продолжительные, серьёзные и масштабные научно-технические исследования на физико-механические свойства и химический состав всех компонентов а/б смесей, которые будут подтверждать, что установление гарантийных сроков в лет так 10 соответствуют особенностям конструкции из такого материала. И делать это нужно не за счёт подрядчиков по СМР, а в порядке НИОКР - т.е. пожалуйста, договор строительного подряда на действующей автодороге, но ввиду экспериментального характера работ гарантия не даётся. К тому же стоит учесть тот факт, что в 21 веке у нас смеси асфальтобетонные укладываются до сих пор на щебень, без укрепления основания хотя бы проливкой цементным раствором. Хорошо хоть между слоями начали армирующий слой делать из стеклосеток.

      maxresdefault.jpg

      Ответить
      Марк Андреевич
      Марк Андреевич 24.11.2023 в 13:21 отвечает пользователю: @Федор

      Странный комментарий. Заслуга не заказчика, а подрядчика, которого выбирает не заказчик.

      Ответить
      Федор
      Федор 24.11.2023 в 16:02 отвечает пользователю: @Марк Андреевич

      Подход Росавтодора к инновациям

      Ну Газпром, ну держись, заколебетесь внедрять! Мы вам понапишем рекомендации из советского времени

      Ух какие молодцы Росавтодор, навнедряли асфальта по ПНСТ, без каких либо НИОКР

      Росавтодор выбирает подрядчиков, которые платят

      Заказчик молодец (ненуачо)

      Какие же молодцы, выбрали подрядчика и сказали другим не ходить

      Причем проекта нет, а проект пусть подрядчик делает, и вообще всё подрядчик делает, а мы будем взятки просить за согласования того, что должны сами делать.

      Больше мне Вам сообщить нечего.

      Ответить
    Musyako
    Musyako 23.11.2023 в 16:36 пишет:

    Только из двух бед одна стала стираться и вот опять

    875a8375f91de049494d6073098e8a2f_d5479990f957ebf5300177866c38ece0.jpg

    Ответить
    • Марк Андреевич
      Марк Андреевич 23.11.2023 в 23:40 отвечает пользователю: @Musyako

      Хотя бы давно уже не видно как ежегодно одну улицу перекладывают, а на другой (соседней) метровые выбоины уже последние 20 лет.

      Ответить