В октябре сего года была утверждена новая «Климатическая доктрина Российской Федерации». Этот документ непосредственно касается и всего стройкомплекса – как в части строительной климатологии, так и относительно производства строительных материалов. Предлагаем конспект из основных положений доктрины, которые стоит учесть.
Документ содержит конкретные целевые показатели, связанные с достижением не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. В этом смысле российские власти намерены полностью следовать в фарватере западной антиуглеродной повестки. Для реализации данной цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Считается, что это позволит обеспечить к 2030 году объём выбросов парниковых газов на уровне 1673 миллиона тонн-эквивалента (или 54% от уровня 1990 года) и на следующем этапе ставить задачу достижения баланса.
Собственно, разработчики не скрывают, что в документе отражены требования международных меморандумов, таких как Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года, Киотский протокол к Рамочной конвенции от 11 декабря 1997 года, Парижское соглашение от 12 декабря 2015 года и другие международные договоры Российской Федерации, в том числе по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.
Отдельно указывается на необходимость выполнять требования Парижского соглашения, цель которого заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2-х градусов С, по сравнению с доиндустриальными уровнями (1850-1900 годы) и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса С. Всё это российские власти обязуются выполнять, правда, обещая при этом не нарушать национальные интересы.
В документе содержатся следующие приоритетные направлениям научного обеспечения выработки и реализации климатической политики:
Отмечено, что Россия будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий.
В доктрине подчёркивается важность привлечения средств массовой информации, которые должны обеспечивать «объективное освещение проблем», связанных с изменением климата и его последствиями, популяризацию научных знаний в этой области и воспитание у населения экологической культуры. Ещё одной задачей СМИ названо предотвращение возможного обострения конфликта интересов различных субъектов климатической политики (ФОИВы, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации, СМИ, домашние хозяйства, граждане нашей страны).
В отдельной части доктрины излагаются благоприятные и неблагоприятные для России последствия глобального потепления.
К неблагоприятным отнесены повышение риска для здоровья граждан; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; повышение пожароопасности в лесах; деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения.
К возможным положительным последствиям – сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; расширение зоны растениеводства; повышение продуктивности бореальных лесов.
Тем не менее, молчаливо подразумевается, что, невзирая на возможные плюсы, страна всё равно должна будет бороться с глобальным потеплением.
В целом складывается не слишком приятное впечатление, что разработчики доктрины некритически принимают все западные антиуглеродные нарративы. Как неоспоримая аксиома предполагается наступление глобального потепления (о чём, в действительности, идёт крайне острая дискуссия в научной среде), антропогенная роль в этих процессах (которая также серьёзно оспаривается). Утверждается необходимость строгого соблюдения для нашей страны невыгодных международных соглашений (которые те же США подписывать и выполнять не торопятся). Наконец, откровенно тревожно звучат постулаты о скатывании к доиндустриальному уровню и необходимости подключения СМИ с целью пропаганды антиуглеродных тезисов. Всё это как-то слабо вяжется с разговорами про российский суверенитет в политических и экономических вопросах.
Доктрина относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (пункт «в» части 3 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). Поэтому содержание документа в значительной степени определено теми подходами к стратегическому планированию, которые представлены в этом основополагающем законодательном акте. Так что вся надежда на то, что и этот документ принят для галочки, а в итоге его постигнет судьба большинства других стратегических концепций с красивыми круглыми датами.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
17.11.23 в 09:07
Первый канал и НТВ всё разъяснят самым объективным образом. Ждём - ждём.