С началом СВО неожиданно одну из главных ролей на театре военных действий стало играть такое оружие, как беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Причём, судя по всему, неожиданно не только для простых жителей, следящих за боевыми действиями по новостям, но и для генералов, традиционно готовившихся к войне.
Во всяком случае, на первых порах насытить фронт дронами помогали волонтёры, собиравшие средства и массово закупавшие китайские коптеры. Затем руку помощи протянули иранские коллеги, поставившие уже вполне профессиональные модификации боевых беспилотников. А в последнее время собрался с силами и отечественный ВПК, запустив несколько предприятий по производству дронов. Подтверждением того, что ситуацию удаётся переломить, стала публикация видеоматериалов с атаками российских «Кубов» и «Ланцетов», активно уничтожающих натовскую бронетехнику.
Впрочем, помимо боевых действий, беспилотная авиация уже давно востребована и в гражданском применении. Прежде всего, это различные системы контроля линейных объектов. Вместо того, чтобы гонять вдоль нефтепровода или высоковольтной ЛЭП дорогостоящий вертолёт и бригаду на вездеходе, на порядки дешевле организовать облёт небольшим дроном со средствами визуального контроля.
Почта России проводила свои эксперименты по доставке грузов с помощью беспилотных аппаратов в отдалённые пункты – в основном, имея в виду дальние северные посёлки вахтовиков. А инженеры-изыскатели уже давно и серьёзно обсуждают применение современной технологии для геодезических работ.
Примерно начиная с 1998 года, в России начали появляться стационарные лазерные сканеры, потом они стали перерастать в мобильные, а уже где-то в 2014 году впервые появились сканеры на БПЛА. Такие технологии буквально предназначены для нашей страны, где геодезисты зачастую вынуждены работать в труднодоступных районах, с множеством естественных препятствий.
Рынок гражданской беспилотной авиации, по вполне понятным причинам, менее заметен и интересен для широкой аудитории, чем военные технологии. Между тем, он развивается бурными темпами. Так, по оценкам председателя правления и руководитель ГК «Геоскан» Алексея Семёнова, сегодня наша страна занимает лидирующую позицию в мире по применению беспилотников для решения задач дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), в ближайшие годы их количество может вырасти в десятки раз:
В России решена задача импортозамещения в части задач, связанных с дистанционным зондированием Земли с помощью беспилотников – в стране работает более 2-х тысяч беспилотных авиационных систем для ДЗЗ, причём более 95-ти процентов из них – аппараты отечественной разработки и производства.
По оценкам эксперта, беспилотные летательные аппараты позволяют проводить инвентаризацию земель, собирать информацию для точного земледелия, выявлять утечки тепла, получать данные при геологоразведке, а также геопространственные данные для инвестиционных и туристических порталов.
Среди крупных – проекты по ДЗЗ, которые уже были реализованы на практике называют инвентаризацию земель Тульского региона (500 тысяч километров налёта, 6 миллионов фотографий, проект НТИ), аэромагнитную съёмку месторождения в Якутии (12 тысяч километров съёмки) и создание детальных 3D-моделей и ортофотопланов более 100 крупных городов России.
Статистика продаж «Геоскана» показывает самые популярные решения среди отечественных изыскателей.
Из номенклатуры и ТТХ видно, что спектр задач, для которых российские инженеры-изыскатели применяют беспилотники, весьма широк.
Тем временем на запросы стремительно развивающейся отрасли откликаются и профильные вузы. Так, в прошлом году Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) анонсировал начало подготовки специалистов, которые будут сочетать навыки оператора беспилотных воздушных судов (аэрофотосъёмка), геодезиста (привязка снимков) и фотограмметриста (создание документов о местности по материалам АФС). В настоящее время вуз уже проводит подготовку бакалавров по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование», профиль «Аэрокосмические съёмки и фотограмметрия».
В общем, похоже, что мирная беспилотная авиация нашла своё место в геодезии без всяких госпрограмм, грозных окриков и властных указаний, в силу своих возможностей и своей востребованности. Сотрудничество получилось взаимно полезным для производителей техники и ПО, для изыскательских институтов, для рядовых инженеров-исполнителей и для конечных пользователей. А дальше – только развитие технологии и занятие новых, пока не освоенных ниш.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
22.02.23 в 10:31
за силой беспилотников стоит большой труд обычных людей. и они молодцы, они справились.
СВО закончится, а беспилотники останутся, надо будет давать им вторую жизнь. Тогда подключатся сервисы доставки.