В последние годы цифровая трансформация – ключевой российский тренд, и причиной этого стали не только требования Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждённой указом Президента России, но и объективные реалии развития экономики и строительной отрасли. Сегодня во многих случаях качество управления строительством не позволяет реализовывать инвестиционные замыслы с должной эффективностью, и это уже стало очевидным всем участникам отрасли. Применение современных технологий, работа с Единой цифровой платформой экспертизы, переход к системе управления жизненным циклом объекта и создание «бесшовного» управления стройкой позволят добиться нужного результата.
Выступая на мероприятии в Государственном университете по землеустройству (ГУЗ), посвящённом вопросам цифровой трансформации строительной отрасли, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов заявил:
Мы видим большой потенциал в переходе на цифру, использовании современных информационных технологий в области проектирования, планирования, управления, сбора данных, контроля и повышения квалификации. Мы убеждены, что новые технологии дают возможность параллельно проводить проектирование, экспертизу и строительство.
Рассказывая об участии Главгосэкспертизы в работе Минстроя России по цифровой трансформации строительной отрасли, Игорь Евгеньевич отметил, что за четыре года возглавляемое им ведомство создало не только многочисленные цифровые сервисы, но и две федеральные информационные системы, которыми сегодня пользуется все строительное сообщество.
Платформенные решения, сквозные технологии и другие инструменты, заложенные в ядро информационной системы экспертизы, обеспечивают интеграцию на уровне микросервисов и создают условия для работы всех заинтересованных организаций – заказчиков и застройщиков, федеральных органов власти и экспертов, а также многих других участников процесса строительства объекта – в единой доверительной среде, с учётом прописанных для каждого ролей и полномочий. При этом платформа позволяет не только автоматизировать все основные этапы и процедуры проведения экспертизы, но и развивать другие направления, в том числе автоматизировать иные этапы жизненного цикла объектов капитального строительства.
Экспертное сообщество, как отметил господин Манылов, осознаёт, что 1 января 2022 года, когда начнётся использование технологий информационного моделирования в строительстве, обязательное для бюджетных объектов, – это, прежде всего, полный отказ от бумаги и переход к формированию первичного набора данных об объекте в универсальном, всеми понимаемом формате. Эти решения позволят в итоге обеспечить сквозные процессы организации строительства и безбарьерную среду общения всех участников всех стадий реализации инвестиционного проекта. Переход будет непростым, но за первым шагом последует методичная, рутинная работа по формированию общих классификаторов, стандартизированных методик и алгоритмов, библиотек данных. Все это потребует консолидации всего строительного сообщества и полного взаимопроникновения компетенций.
Начальник Главгосэкспертизы объяснил, в чём разница между автоматизацией производственных процессов и их цифровизацией, и напомнил, что основа успешной трансформации строительной отрасли – это осознанность и компетенции участников строительного процесса.
Практика показывает, что в реализации цифровой трансформации преобладают два подхода. Одни, не вникая в суть процессов, просто предлагают купить компьютеры и программы и надеются, что и так всё будет работать. Другие настаивают на том, что сначала нужно разобраться с процессами, а уже после того для их оптимизации применить информационные технологии.
Цифровая трансформация – это не автоматизация текущих процессов, но фундаментальный их пересмотр и перенастройка с использованием цифровых технологий. Более того, работа в едином цифровом пространстве, использование технологий информационного моделирования и экспертная оценка информационных моделей подразумевают не столько фактическую регистрацию в информационных системах, сколько, прежде всего, осознанное включение всех участников в процесс управления строительными проектами с помощью информационных продуктов. Что особенно важно в условиях, когда Правительство и Минстрой России ведут работу над сокращением инвестиционно-строительного цикла, снижением административных барьеров, цифровизацией отрасли и формированием эффективной системы управления стройкой.
Цифровая трансформация неизбежна – как бы люди ни относились к кардинальным переменам. Надо осознать свою роль в этом процессе и овладеть инструментами, необходимыми в современной жизни. Это – обязательное условие дальнейшей работы в отрасли, потому что от этих навыков зависит дальнейшая судьба каждого в профессии.
Игорь Евгеньевич напомнил высказывание известного ученого Уильяма Деминга, который заметил как-то, что человек, конечно, может не меняться, «ведь выживание не является обязанностью».
В связи с происходящими сегодня глобальными переменами стало популярным мнение, что многие профессии – в том числе те, которыми мы занимаемся сегодня, – просто исчезнут. Это – миф. Ни одна из профессий не умрёт, они просто получат новое содержание. Раньше в России были извозчики, а сегодня – таксисты. Раньше работали таксопарки, а сегодня – агрегаторы. Профессии не исчезают, они меняются и требуют изменений от нас.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из пресс-службы Главгосэкспертизы)
15.10.21 в 13:56
Не знал, что таксопарк - это профессия....
Интересно, а почему Главгосэкспертизе нельзя поступить с BIM-технологиями так же, как она поступила с обязательными требованиями учета бимоментов при проектировании стальных конструкций? Сделать вид, что никаких требований нет и десяток лет не требовать с проектировщиков выполнения требований Свода правил по проектированию стальных конструкций (ведь СП это закон!). Расчеты показывают, что даже в обычной балке с распределенной нагрузкой при учете бимомента напряжения увеличиваются на 20% и более. То есть все стальные балки в торговых центрах проектируются с необеспеченной несущей способностью. А при авариях кто понесет ответственность? Она будет распределяться между проектировщиками и органами экспертизы. Это же совершенно очевидно! А Вы все BIM да BIM! Как там в басне Крылова: "До BIMа ли голубчик было на мягких муровах у нас...". Дальше там говорится про пляски, а вот про юридическую (и уголовную) ответственность - ни слова. Но то ведь в басне, а в жизни для Главгосэкспертизы все может быть намного круче!