Основной функцией исполнительного органа некоммерческой организации (единоличного или коллегиального) является осуществление руководства текущей деятельностью НКО (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 «О некоммерческих организациях»). Исполнительные органы (единоличный и коллегиальный) подотчётны высшему органу управления организации – Всероссийскому съезду.
В действующем Уставе и в реальной деятельности Национального объединения строителей, с момента его учреждения, допущена полная путаница и грубое нарушение корпоративных правил и федеральных законов Российской Федерации в части построения и деятельности существующего коллегиального исполнительного органа – Совета Нацобъединения, в состав которого входит и президент НОСТРОЙ, как председатель Совета.
Одной из главной ошибк или осознанным нарушением норм федеральных законов и корпоративных правил руководством Национальных объединений является включение в их Уставах в состав Совета (коллегиального исполнительного органа) Национальных объединений так называемых независимых членов Совета – представителей федеральных органов власти – Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ и Минстроя России.
Включение в коллегиальный исполнительный орган управления (Совет) Национального объединения представителей федеральных органов власти, противоестественно и недопустимо. Представители органов власти, осуществляющие, в том числе, контрольные, регулирующие и надзорные функции в отношении Национальных объединений, априори не могут непосредственно участвовать в руководстве их текущей деятельностью в составе коллегиальных исполнительных органов управления. Получается, что в данном случае эти ответственные представители государственных органов власти передаются этими органами в прямое подчинение президентам Национальных объединений, как члены коллегиального исполнительного органа управления данными Нацобъединениями, с установлением им функциональных обязанностей, прав и ответственности.
В сложившейся ситуации, как пример, мы имеем налицо неустранимый и недопустимый конфликт интересов у указанных независимых членов, при котором сотрудники контролирующих и регулирующих организаций как бы участвуют в руководстве текущей деятельностью подконтрольного лица и, впоследствии, сами проверяют или регулируют, в том числе, и свою деятельность в этих Нацобъединениях.
Кроме того, с учётом запретов, установленных для государственных гражданских служащих, вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации допускается исключительно на основании акта Президента России или Правительства РФ (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). В данном ФЗ вообще даже не рассматривается возможность участия государственных гражданских служащих в исполнительных органах коммерческой или некоммерческой организации.
Как следует из протоколов Всероссийского съезда членов НОСТРОЙ, распорядительные акты Президента или Правительства Российской Федерации, при избрании в состав Совета представителей Правительства РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ, не издавались и не представлялись делегатам на Съездах Национальных объединений.
Таким образом, вхождение государственных гражданских служащих в исполнительные органы Национальных объединений является грубым нарушением требований Федеральных законов, что недопустимо и требует немедленного исправления.
По нашему убеждению, и по правилам корпоративного управления, место других приглашённых независимых членов – депутатов Государственной Думы и (или) Совета Федерации, может быть исключительно в составе Наблюдательных советов Национальных объединений саморегулируемых организаций, создание которых необходимо дополнительно предусмотреть в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Формирование коллегиального исполнительного органа, например, НОСТРОЙ, с грубым нарушением требований закона в части включения в состав Совета (исполнительного органа) представителя контролирующего органа деятельности НОСТРОЙ, а также представителя Аппарата Правительства РФ, влечёт невозможность осуществления объективной контрольной (надзорной) деятельности Минстроя России по причине наличия явного конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.
Именно по причине невозможности осуществления объективной контрольной (надзорной) деятельности доклад Министерства строительства и ЖКХ РФ о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Минстрой России при осуществлении государственного контроля за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций за 2021 год сводится исключительно к определению количества внеплановых проверок или жалоб и штрафов. Упоминаемый доклад Минстроя РФ не отражает анализа деятельности Национальных объединений, особенно в части достижения целей их создания и выполнения поручений Президента России и Правительства РФ. Сам факт неисполнения за более, чем 12-ть лет требования Указа Президента России Владимира Путина № 824 от 2003 года о создании и развитии системы саморегулируемых организаций в области экономики, в данном случае в строительстве, никого не удивляет и не озадачило.
Минстрой России в сформированном докладе о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности, при осуществлении государственного контроля за деятельностью Национальных объединений СРО за 2021 год показал, что не имеет возможности провести анализ исполнения публично-значимых функций Национальных объединений. И это имеет место даже при нахождении в составе коллегиального исполнительного органа НОСТРОЙ ответственного представителя ведомства? Что дальше?
С момента начала формирования НОСТРОЙ, как Национального объединения строителей, цели его создания, указанные в части 3 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, всячески игнорировались и остаются невыполненными. Данные цели организации Национальных объединений никогда не включались в Приоритетные направления деятельности НОСТРОЙ.
Исполнительные органы НОСТРОЙ даже не сформировали и не раскрыли во внутренних документах Национального объединения важные понятия определённых законом целей, как, например, общественные интересы саморегулируемых организаций или обеспечение взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, потребителей строительной продукции и, соответственно, никогда не занимались разработкой стандартов их реализации, их соблюдением и защитой законных интересов саморегулируемых организаций. Ни на одном заседании коллегиального исполнительного органа - Совета НОСТРОЙ или Съезде саморегулируемых организаций никогда не обсуждались цели создания Национального объединения и пути их достижения.
При проведении контрольных мероприятий развития саморегулирования необходимо понимать, что центральными и главными лицами в становлении и развитии СРО-системы, как и в саморегулировании в строительстве в целом, являются именно саморегулируемые организации в субъектах Российской Федерации, которых сейчас в строительстве, изысканиях и проектировании насчитывается 442. Национальные объединения организованы этими СРО, в первую очередь, для возможности выработки совместных решений по различным направлениям их деятельности и доведения их на уровень федеральных исполнительных органов власти, а также для выработки общих стандартов деятельности этих СРО и правил выстраивания системы саморегулируемых организаций в строительстве, которые наделены государством контрольно-разрешительными функциями и которые должны быть встроенными в систему государственного управления отраслью (постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 19 декабря 2005 года, решение Европейского суда по правам человека от 3 апреля 2001 года).
Исходя из описанной ситуации, можно сделать дополнительный вывод о фактической бесполезности нахождения в составе исполнительных органов Национальных объединений саморегулируемых организаций персоналий государственной гражданской службы, тем более, при отсутствии персональной ответственности этих и всех других членов в исполнительных органах НОСТРОЙ и НОПРИЗ (Совета, президента и членов этого коллегиального исполнительного органа управления), отсутствии заинтересованности в достижении целей создания Национального объединения, отсутствии в деятельности исполнительных органов НОСТРОЙ вектора развития на выстраивание взаимодействия саморегулируемых организаций строителей с органами власти и органами управления муниципалитетов в субъектах Российской Федерации, а также в выстраивании слаженной системы единообразных по функциям, ответственности, прав и обязанностей саморегулируемых организаций, наделённых контрольно-разрешительными функциями в строительной отрасли в субъектах Российской Федерации (часть 1, статья 1 Федерального закона № 315-ФЗ и Указ Президента России от 2003 года № 824).
В состав коллегиального исполнительного коллегиального органа управления Национального объединения саморегулируемых организаций должны входить, по нашему мнению, исключительно ответственные работники, принятые по основному месту работы, в соответствии норм Трудового кодекса Российской Федерации и имеющие конкретные функциональные обязанности, права и ответственность.
(Продолжение следует)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.07.22 в 12:00
Для автора.
Вот Вы пишите, что
"В состав коллегиального исполнительного коллегиального органа управления Национального объединения саморегулируемых организаций должны входить, по нашему мнению, исключительно ответственные работники, принятые по основному месту работы, в соответствии норм Трудового кодекса Российской Федерации и имеющие конкретные функциональные обязанности, права и ответственность".
Вопросы:
Президент НОСТРОЙ (для примера) принят по основному месту работы в соответствии нормами Трудового кодекса Российской Федерации? Имеет ли он конкретные функциональные обязанности, права и ответственность?
Алексенй.
Так это в подтверждение моих сомнений и предложений? Или как?
Весь фокус сейчас в том, что огромный аппарат НОСТРОЯ - более 100-120 человек. А к и за что собственно отвечает? Почему практически ничего, особенно ГЛАВНОЕ, что прописано в законах, поручей Президента и Правительства не выполняется, и все на местах? В чём ФОКУС?
Конкретные реальные предложения есть?
Прочите статью, там есть конкретные и реальные предложения. Сделать исполнительный орган РЕАЛЬНО исполнительным органом управления. Без обмана.
И сделать нормальный Наблюдательный Совет, контролирующий работу ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ между съездами. Как у нормальных корпораций.
Валерий!
Немного отстанем от Наблюдательного совета (пока маловероятно) и займемся Советом НОСТРОЙ как коллегиальным исполнительным органом.
Как Вы планируете заставить РАБОТАТЬ членов Совета НОСТРОЙ, то есть ИСПОЛНЯТЬ свои обязанности?
Алексей. Ты же это хорошо понимаешь.
Исполнительный орган должен формироваться из работающих по основному месту работы и не имеющих признаки конфликтов интересов, руководящих работников НОСТРОЙ.
Кто это, я описал в статье. В первую очередь, Президент и вице-президенты по направлениям деятельности и за которыми закреплены конкретные департаменты, отделы и управления, в том числе и "одиночки" в организационном отделе.
Нечего делать в Исполнительном органе НОСТРОЙ "праздно-шатающихся" и ни за что не отвечающих вице-президентам. Просто необходимо "перетряхивать" штатное расписание и привести его к требованию Градостроительного Кодекса и положениям статей 14 и 24 Федерального закона № 315-ФЗ.
У тебя есть другие предложения, пожалуйста огласите. Обсудим.