Министерство строительства и ЖКХ РФ обнародовало и уже утвердило ежегодный доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности ведомства при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций за 2021 год. Документ вызвал немало вопросов со стороны сообщества.
Ассоциация «Сахалинстрой», со своей стороны, сочла необходимым направить открытое письмо на имя главы Минстроя России Ирека Файзуллина с изложением нашей позиции по данному докладу. Помимо замечаний в части реализации надзорной практики в отношении Национальных объединений, мы изложили комплексную программу по стандартизации деятельности Нацобъединений и саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.23 Градостроительного кодекса РФ, предметом федерального государственного контроля деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций является соблюдение ими требований, установленных настоящим кодексом. Принимая во внимание, что деятельность саморегулируемых организаций в строительстве, в том числе деятельность Нацобъединений, как ассоциаций саморегулируемых организаций, регулируется Федеральным законом № 315-ФЗ, а особенности саморегулирования в строительстве устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности, считаем необходимым инициировать соответствующее внесение дополнений об этом в часть 4 статьи 55.23 ГрК РФ.
После выхода президентского поручения и указания на необходимость проверить качество правоприменения в области саморегулирования, а, в случае обнаружения проблем, предложить способы по изменению действующего законодательства, считаем, что в докладе о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Минстроя России при осуществлении государственного контроля за деятельностью Национальных объединений за 2021 год необходимо учесть все выявленные недостатки и недоработки ведения деятельности НОСТРОЙ и НОПРИЗ, а также принять меры к совершенствованию контроля и оценки управления рисками деятельности таких Нацобъединений.
Хотелось бы отметить, в соответствии пункта 7 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1006, объектом федерального государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) Национальных объединений, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования. Описание проведения контроля деятельности Национальных объединений по всем обязательным функциям отсутствует!
Как следует из проекта доклада, плановые и контрольные мероприятия не проводятся, система оценки и управления рисками не применяется по причине особенной структуры Национальных объединений, их численности и их функций. Тогда как, по нашему мнению, она должна быть создана с учётом особенностей деятельности Нацобъединений, их компетенции, целей и задач, а не сводиться к количеству внеплановых проверок или жалоб, штрафов. При этом, если Минстрой делает вывод о невозможности применения системы оценки рисков, для каких целей принят приказ Минстроя России от 1 ноября 2021 года № 799/пр «Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций», который на практике не сможет быть реализован?!
При проведении контрольных мероприятий развития саморегулирования, по нашему убеждению, необходимо понимать, что центральными и главными лицами в становлении и развитии системы саморегулируемых организаций, как и в саморегулировании в строительстве в целом, являются именно СРО, которых сейчас в строительстве, изысканиях и проектировании насчитывается 442 саморегулируемых организации.
Национальные объединения организованы этими СРО, в первую очередь, для возможности выработки совместных решений по различным направлениям деятельности и доведения их на уровень федеральных исполнительных органов власти, а также для выработки общих стандартов деятельности саморегулируемых организаций и правил выстраивания СРО-системы в строительстве и контроль их исполнения.
Согласно части 3 статьи 55.20 ГрК РФ, Национальные объединения создаются в целях:
На уровне саморегулируемых организаций должна осуществляться выработка и учёт законных интересов, прав и обязанностей непосредственно их членов. На уровне Национального объединения – законных интересов саморегулируемых организаций, членов Нацобъединения.
Сегодня два разрозненных Национальных объединения строительной отрасли (НОСТРОИ, НОПРИЗ), непонятно почему, в своей деятельности опираются только на функции, закреплённые в части 8 статьи 55.20 ГрК РФ, реализуя их выборочно, по своему усмотрению, что, по нашему мнению, способствует возникновению конфликтов интересов и даже коррупционных проявлений.
Это одна из постоянных причин наличия рисков в деятельности Национальных объединений.
К примеру, в деятельности НОСТРОЙ не просматривается, какие общественные интересы саморегулируемых организаций в сфере строительства это Нацобъединение отстаивает и почему.
Предусмотренные в части 3 статьи 55.20 ГрК РФ цели создания Национальных объединений повсеместно не учитываются, в том числе и в приоритетных направления деятельности НОСТРОЙ и НОПРИЗ, из-за нежелания их достигать и развивать, либо из-за банального непонимания целей и задач саморегулирования и саморегулируемых организаций в соответствии положений Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» или по каким-то другим причинам.
Сегодня деятельность Национальных объединений абсолютно не нацелена на исполнение приоритетного направления административной реформы в России, сформулированного Президентом России Владимиром Путиным в основополагающем его Указе от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах проведения административной реформы в 2003-2004 годах», а именно «развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики», а также на исполнение поручения Главы государства от 27 мая 2014 года, где он указал, что необходимо принять меры по совершенствованию саморегулирования, при этом сформировать эффективную общественно-государственную модель саморегулируемой организации посредством утверждения правил и процедур, обеспечивающих её продуктивную работу.
В связи с этим, обращаем внимание, что, в развитие указанных выше положений Градкодекса и статей 2, 4, 6 Федерального закона № 315-ФЗ, стандарты построения системы саморегулируемых организаций, как и стандарт создания эффективной общественно-государственной модели СРО, и изменения в действующие документы Национальными объединениями изыскателей, проектировщиков и строителей до настоящего времени (за 12 лет) не инициированы, не разработаны и не приняты!
С учётом указанного полагаем, что доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Минстрой России при осуществлении государственного контроля за деятельностью Национальных объединений за 2021 год должен быть расширен и включать полный анализ осуществления ими всех функций, установленных ГрК РФ, в том числе частей 8, 10 статьи 55.20 ГрК РФ, а также действий Нацобъединений, необходимых в достижение целей их создания.
В соответствии с пунктом 94 приказа Минстроя России от 11 июня 2019 года № 332/пр «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций», Ассоциация направляет предложения по совершенствованию порядка исполнения государственной функции по контролю за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Предлагаем при проведении контроля деятельности НОСТРОЙ и НОПРИЗ усовершенствовать порядок действующего контроля деятельности объединений и обратить внимание, что Национальным объединениям строителей, изыскателей, проектировщиков необходимо разработать, обеспечить принятие, а также организовать контроль (мониторинг) исполнения всеми без исключения СРО ряд стандартов и внутренних документов для возможности достижения целей создания Национальных объединений (часть 3 статьи 55.20 ГрК РФ), а именно:
1. Разработка и утверждение обязательного для исполнения всеми СРО нормативно-правового акта Положения «Создание и порядок функционирования эффективной общественно-государственной модели саморегулируемой организации в строительной сфере деятельности» (поручение Президента России Владимира Путина).
Этот стандарт должен минимизировать риски постоянного наличия коммерческих СРО. Он должен включать, в том числе, структуру и примерное штатное расписание администрации (дирекции) исполнительного органа СРО и всех её органов управления в зависимости от численности членов в СРО. Должны быть установлены квалификационные требований к руководителям и работникам таких органов, определён порядок (регламент) реализации всех упомянутых в федеральных законах и внутренних документах функций, прав и обязанностей.
На сайте саморегулируемой организации, как и Национальных объединений должны размещаться полная структура органов управления и дирекции (администрации) исполнительного органа, штатная структура дирекции, персоналии дирекции и всех органов управления с их контактами (телефон и электронная почта) и должностными обязанностями.
Тут же должны быть отражены способы государственного и внутреннего контроля исполнения этого стандарта.
2. Должны быть разработаны и приняты Стандарты об обязательном формировании и представлении в открытом доступе публичных отчётов об устойчивости социально-значимой деятельности саморегулируемых организаций и Национальных объединений в строительной сфере деятельности. Опубликование этих публичных отчётов в средствах массовой информации и на официальном сайте СРО (Национальных объединений) не реже одного раза в квартал.
3. Должен быть разработан Стандарт ведения силами Национальных объединений постоянного открытого мониторинга деятельности (исполнения функций, обязанностей и прав) саморегулируемых организаций и соблюдения ими требований информационной открытости деятельности СРО и их членов (часть 10 статьи 55.20 ГрК РФ).
Национальные объединения обязаны вести сводный реестр результатов мониторинга деятельности саморегулируемых организаций и их членов.
4. Национальными объединениями должны быть разработаны индикаторы соответствия саморегулируемых организаций требованиям положений закона ФЗ-315 и главы 6.1 ГрК РФ, и индикаторы уровня развития (зрелости) системы саморегулируемых организаций в строительной сфере, для оценки их деятельности и их ежеквартального общего рейтингования, изучения лучшего опыта и возможного принятия мер в соответствии положений части 11 статьи 55.20 ГрК РФ.
5. Разработать, принять и ввести в действие стандарт проведения конкурсов между саморегулируемыми организациями по округам и в целом по Российской Федерации (раз в год ко Дню строителей и по различным номинациям и критериям (ежеквартально), например:
6. Принятие и ввод в действие нормативно-правового акта Российской Федерации о взаимодействии Национальных объединений, саморегулируемых организаций строителей с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, контрольными и надзорными органами, заказчиками для обеспечения государственных или муниципальных нужд в сфере строительства, о контроле (мониторинге) их исполнения (часть 1, статья 1 ФЗ-315).
7. Разработка и принятие обеими Национальными объединениями стандартов введении проектной деятельности во взаимодействии НОСТРОЙ и НОПРИЗ, взаимодействии СРО строителей, изыскателей, проектировщиков между собой в целях решения общих вопросов в сфере градостроительной деятельности, в первую очередь в сфере реализации проектов строительства объектов капитального строительства, а также по изучению лучших практик деятельности других СРО и Национальных объединений.
8. Принятие и внедрение Положения о порядке выстраивания работы в одном субъекте Федерации двух и более СРО одного вида между собой, с исполнительными органами власти субъекта, муниципалитетами, органами контроля и надзора, так как все они обязаны выполнять установленные федеральным законом контрольно-разрешительные функции единообразно, не допуская конфликтов интересов и коммерческой конкуренции. Порядок контроля исполнения этого Положения путём представления саморегулируемыми организациями информации об этом взаимодействии на сайтах СРО, в ежеквартальном отчёте в открытом доступе.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
01.03.22 в 14:26
Ну, если честно, то такое… Мечты, очевидно, мечты и так далее поочередно….
Прочитала! МНОГО всего и сразу! Наконец-то стали понятны цели - опять борьба с коммерческими СРО, а не с недобросовестными. Получится как всегда - топчимся на месте еще несколько десятков лет.
Вот например - предлагается разработка Положения «Создание и порядок функционирования эффективной общественно-государственной модели саморегулируемой организации в строительной сфере деятельности» - Валерий Палыч пример такого положения плиз в студию!!!
"стандарты построения системы саморегулируемых организаций ....до настоящего времени (за 12 лет) не инициированы, не разработаны и не приняты!" - Валерий Палыч потрудитесь объяснить, а это что тогда такое?
С мониторингом деятельности СРО, мне еще понятно. А вот с конкурсом - пока не совсем. Давайте определим последствия для СРО которые после конкурсов и попадания их в самый конец рейтинга, что с ними будет? Прошу ответа ВП.
Но самый главный вопрос: сколько из бюджета НАЦСРО должно выделяться на все мероприятия которые предлагает Ассоциация СРО Сахалинстрой? Об этом как всегда умалчивается.
Как всегда, идея вкинута в качестве лозунгов, но реальной ее проработки и просчета нет!
Принять в таком виде не представляется возможным! Даже нельзя принимать в таком виде - последствия могут быть вредными для всех СРО!
НОСТРОЙ это и НЕ нужно!!!
Согласна с Вами, хотя конечно все относительно. Но тут СРО должны понять для чего именно им это надо.
Цитата: "Вот например - предлагается разработка Положения «Создание и порядок функционирования эффективной общественно-государственной модели саморегулируемой организации в строительной сфере деятельности» - Валерий Палыч пример такого положения плиз в студию!!!"
Ой, не надо!!! У него ведь оно точно есть... Сейчас напросимся на Положение.
Или оно будет в следующей статье?
Опять начались предсъездовские танцы с бубном...
ВП активизируется не для места под солнцем, а в надежде на поддержку и услышание.
Блин, Палыч, конечно...выдумщик-затейник...;))
ВПМ---ИБД, Какие- то похожие буковки. Ещё теплится в памяти кодекс чести самурая. Под Валерий Палычем кресло зашаталось, видимо. А он вместо того что б в доме разобраться, свою активность нам демонстрирует. Совсем видимо нюх потерял, забыл кто на ОС будет голосовать. Не мы и это точно!!! Да, а что за 30млн в коментах было упомянуты рядом с ВПМ? Я понял так что он их из своего кармана внёс в кассу. Наверное сперва туда положил???