ИЖС как неизбежность

Обсуждение: 4
914
Инженер-строитель

Малоэтажное строительство, которое ещё недавно никем не учитывалось и развивалось стихийно, теперь власти ставят во главу угла

Именно прибавление частных домов к вводимым в эксплуатацию многоэтажкам и позволило российским чиновникам отрапортовать о строительных рекордах последних лет.

 

Немного статистики

В 2021 году, по данным Росстата, граждане возвели 49,1 миллиона квадратных метров индивидуальных домов, что на четверть больше показателей 2020-го. А в 2022 году общая площадь новой «малоэтажки» составила 57,2 миллиона «квадратов». Наконец, в прошлом году из 110,4 миллиона квадратных метров введённого в стране жилья около 58,7 миллиона пришлось на объекты индивидуального жилого строительства. По оценкам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, эти объёмы на 3% превышают показатели рекордного 2022 года.

Дополнительные цифры приводит РБК со ссылкой на генерального директора компании «БН Груп» Ольгу Иванову. По её словам, в 2022-ом четверть малоэтажного жилья была построена в Московской, Ленинградской области и Краснодарском крае. Наибольшую часть предложения традиционно занимает экономкласс – 54,3%, доля сегмента «комфорт» – 20,6%, «бизнес» – 16,7%. Немало и совсем уже дорогого-богатого ИЖС: на премиум- и элитклассы приходится 6,2% и 2,2% соответственно.

 

Стимулы от государства

Чиновники и девелоперы продолжают распространять результаты опросов, согласно которым большинство российских граждан мечтают жить в частном доме. По данным опроса госкомпании «Дом.РФ» и ВЦИОМа, семь из десяти опрошенных в августе 2023 года российских семей мечтали переехать в собственный коттедж. На этой социологии строится вся аргументация в поддержку развития ИЖС.

Как заявил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин:

Спрос на ИЖС у людей продолжает расти. Для повышения доступности индивидуального домостроения мы распространили все меры поддержки, действует комплексная инициатива «Мой частный дом». За пять месяцев этого года ввод ИЖС в стране составил 30,8 миллиона квадратных метров, что на 20 процентов превышает объём за аналогичный период прошлого года.

Исходя из этого, власти запускают всё новые программы для стимулирования ИЖС. В июне 2022 года Правительство России в пилотном режиме запустило льготную ипотеку для строительства частных домов, а дальше только расширяло её действие. С того же года на строительство малоэтажки был распространён механизм эскроу-счетов. А в ближайшее время на эти цели будет распространён и материнский капитал. В итоге должна получиться идиллическая картина, когда настрадавшиеся в пыльных и грязных городах граждане постепенно переселятся в одноэтажную Россию и станут средним классом.

 

Ожидания и реальность

Впрочем, есть и здесь доля лукавства. Городские мечтатели о домике в деревне почему-то не торопятся ехать в российскую глубинку и покупать за копейки домишки в депрессивных районах, с удобствами во дворе и автолавкой раз в неделю. Говоря о собственном доме, горожане представляют свою же городскую квартиру, только без соседей за стенкой и с уютным садом под окнами.

Однако в комплекте к сельской идиллии идут не очень простые вопросы: обеспечение коммунальными ресурсами, крайне дорогостоящее отопление, вывоз мусора, транспортные проблемы, удалённость от работы, от социальной инфраструктуры, повышенные расходы на амортизацию и капитальный ремонт собственного дома. Про это в социологических опросах не спрашивают, а сами горожане не слишком задумываются. Странно, другое, почему неизбежные проблемы малоэтажки предпочитают игнорировать эксперты Минстроя России, представляя всю программу в максимально радужном цвете.

Почему-то при наличии огромного количества различных институтов урбанистики, экспертных комиссий и целой рати аналитиков, так и нет серьёзных экономических исследований об эффективности перехода на ИЖС. Нам не сообщают, какие потребуются дополнительные расходы на коммунальную и социальную инфраструктуру? Как власти планируют решать транспортную проблему – будет ли развиваться общественный транспорт или людей продолжат загонять в тупик принудительной автомобилизации? Как изменятся коммунальные расходы – насколько дороже обойдётся, например, отопление целого коттеджного посёлка, чем компактной многоэтажки? А ведь нужно будет не только оплачивать энергоносители, но ещё и тратиться на обслуживание крайне разветвлённых сетей, в которых неизбежно возрастут и потери, и расходы на амортизацию. Это же относится к системам водоснабжения и водоотведения, газовым и электрическим сетям.

Нет данных даже о сроке службы каркасных домишек, которые сейчас бодро навязывают горожанам бойкие застройщики и риэлторы. Сколько годиков вообще простоит такая хлипкая конструкция, некритично сколоченная по западным лекалам и абсолютно не рассчитанная на климат Подмосковья или Ленинградской области? Не говоря уже про куда более суровые условия Русского Севера или Дальнего Востока.

 

За ценой не постоим?

Вместо серьёзных экономических оценок и сравнений различных градостроительных подходов федеральные ведомства почему-то потчуют общественность эмоциональными оценками о том, как здорово жить в собственном коттедже! Никто особенно и не спорит, что здорово. Но хотелось бы узнать, какова окажется цена вопроса, причём не только для отдельной семьи, но и в масштабах всего государства.

Не случайно в той же Америке градостроительная политика 60-х годов, с массовой застройкой пригородов-«субурбии» уже признана тупиковым путём с множеством издержек. Вместо размазывания мегаполисов по громадным площадям Запад в своих архитектурных изысканиях перешёл к концепции компактных «десятиминутных городов», с зелёными кварталами, пешеходными зонами и шаговой доступностью торговых и социальных объектов. Там люди уже вволю надышались автомобильным смогом, и настоялись в пробках. Но, видимо, России неизбежно предстоит пройти и этот этап…

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

19.07.24 в 15:06
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
  • Musyako
    Musyako 19.07.2024 в 15:43 пишет:

    "Мечтай, а мы подскажем о чём!"

    SAVE_20221230_164625.jpg


    *Уговоры в пользу бедных

    Ответить
    Мимопроходил
    Мимопроходил 19.07.2024 в 17:34 пишет:

    У нас с пробками борются по-другому: платные парковки, удорожание автопрома, строительство платных дорог. И это только часть мер.

    Ответить
    • Миледи
      Миледи 19.07.2024 в 20:32 отвечает пользователю: @Мимопроходил

      А это и затрудняет переезд загород! Ездить или в вонючих электричках с хулиганами и мигрантами, или на машине по тем же платным дорогам и так далее! А до куда-то и электрички не ездят!

      Ответить
    Миледи
    Миледи 19.07.2024 в 20:30 пишет:

    Нельзя верить соц опросам и власти на 100%! Это утопия! Пора наконец это понять всем!

    Ответить
САМ - АВТОР
ИЖС как неизбежность
Инженер-строитель
19.07, 15:06 4 914
О пользе похода в суд
Добрило Мастеровой
19.07, 12:01 4 936
Финконтроль такое не прощает
Изумлённый Чиновник
17.07, 13:35 4 1434
Низкая цена должна насторожить
Дарья Мартынкина
15.07, 12:01 4 1807
Защищая интересы подрядчика и СРО
Николай Погодин
10.07, 15:14 3 2986
Остров невезения
Добрило Мастеровой
09.07, 13:34 12 3514
Дорогие ИЖС-гарантии
Владимир Авденин
09.07, 08:59 3 3015
СРО для монетизации миграции?
Виктор Правдин
08.07, 13:40 14 3242
Большие деньги придут в ИЖС
Аркадий Апумчик
08.07, 07:14 5 3176
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 1
Салават Истамбаев
26.06, 12:31 10 4630
Хотя ответчик и ненадлежащий…
Николай Погодин
20.06, 16:53 10 4888
Несладкая жизнь СРО аудиторов
Добрило Мастеровой
14.06, 12:22 12 4475
Комиссары серых зарплат
Удивлённый саморегулятор
11.06, 14:08 12 4624
Тайны материка Му. Часть 2
Сергей Яковлев
07.06, 16:00 0 4430