Недавно За-Строй.РФ представил мнение генерального директора Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса («АСДОР») Юрия Агафонова, который заявлял о плачевном положении малых и средних дорожно-строительных подрядчиков. Юрий Анатольевич отмечал, что в России накопился ряд системных проблем, которые привели к кризисной ситуации в дорожной отрасли. Среди них эксперт выделил несовершенство ценообразования, формирование ориентировочной стоимости объектов, чрезмерное банковское давление, постоянное сезонное подорожание стройматериалов, несовершенство нормативных документов, перекладывание ответственности на подрядчиков и другие. В итоге, по мнению главы АСДОРа, угроза банкротства нависла не только над малыми и средними компания, но и над их более крупными коллегами.
И вот в продолжение темы портал АСН-инфо привёл обширную статистику со ссылкой на всё того же неугомонного господина Агафонова, где более подробно рассказал, якобы, о плачевном положении отрасли. Конечно, глядя со стороны на непрерывно ведущееся в стране дорожное строительство и колоссальные суммы, которые выделяют на эти цели бюджеты всех уровней, трудно поверить, что все дорожники, действительно, со дня на день пойдут по миру. Но, как говорится, дитя не плачет – мать не разумеет. Так что постоянные попытки строительных подрядчиков заявлять о своём бедственном положении, видимо, имеют под собой рациональную основу.
Во всяком случае, аргументы экспертов АСДОРа имеют место быть, а уж насколько они обоснованы – судить читателю.
Итак, по итогам 2020 года в России работала 301 дорожно-строительная компания с выручкой свыше 1-го миллиарда рублей, из них 25 закончили финансовый год с убытками. Мостовых компаний с выручкой свыше 1-го миллиарда рублей работало 25, из них 5 компаний завершили год с отрицательной прибылью.
При этом, как уверяют сами дорожники, пандемия и ограничительные меры здесь ни при чём – отрасль терпит убытки с 2015-го. За 2017-2019 годы рентабельность мостостроительных компаний составила -1,02%, рентабельность дорожно-строительных компаний равна 0%, заявил Юрий Агафонов, ссылаясь на данные Росстата. При этом, по его словам, сейчас эту информацию найти в открытом доступе невозможно, поскольку статистика была удалена с сайта статистического ведомства. Правда, кто мешает найти те же страницы в архиве интернета, чтобы таким образом подтвердить свои слова? Но, не будем сильно придираться.
По словам главы АСДОРа, с каждым годом количество компаний сокращается. В Петербурге ещё несколько лет назад был десяток мостостроительных компаний, теперь осталась одна. Если немедленно не принять кардинальных мер, банкротство грозит ещё нескольким компаниям, в том числе, крупным.
Как напоминает издание, ещё в 2019 году, выступая на XVII Съезде строителей Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан рассказывал о срыве торгов на ремонт и строительство дорог в соседних регионах. Желающих не находилось – ряд компаний уже объявились банкротами. По словам господина Агафонова, в прошлом году на 80% конкурсов с ценой более 1-го миллиона рублей заявлялся один участник. И кто сегодня будет ремонтировать дороги и мосты, в том числе, аварийные – пока не ясно.
В качестве главных «операторов зла» традиционно выступают банки. Мол, прибыль у них за прошлый год составила 1,6 триллиона рублей – при том, что около 300 миллиардов рублей составляют долги дорожных строителей, более 15-ти миллиардов – мостостроителей. «Вот где все денежки!», – как бы недвусмысленно намекают нам господа подрядчики.
Доля истины в этом есть. Подрядные компании вынуждены обращаться за займами в финансовые организации, поскольку собственных средств не хватает на реализацию проекта. При этом существует перечень расходов, которые заказчик подрядчику не компенсирует.
Жалуются дорожники и на систему ценообразования в общем. Так, в рамках госзаказа механизм не учитывает реальный график распределения затрат, механизм нацелен исключительно на удешевление стоимости строительства. Есть дисбаланс между фактической инфляцией и индексами-дефляторами. Контракты заключаются с учётом официальных прогнозов инфляции, хотя реальные цифры, как правило, выше. Кроме того, заказчики по-прежнему задерживают выплаты подрядчикам. Особенно острыми эти проблемы стали в 2021 году, в связи с резким подорожаем стройматериалов.
Правда, какие именно меры должно принять Правительство РФ (кроме, как, понятно, залить дорожников новыми бюджетными контрактами), эксперты издания не говорят. Но считают, что предлагаемые Минстроем России варианты явно недостаточны. Как сетует господин Агафонов:
Клубок проблем и решения Правительства – промежуточные, они кардинально не решают проблемы. Меры, предложенные министерствами, мы сможем оценить в 2026-2027 годах.
Он же утверждает: ситуация будет только ухудшатся. И в этом случае рынку строительства дорог и мостов грозит национализация, а Правительство будет создавать казённые госпредприятия.
А упомянутый в том же издании президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел Горячкин и вовсе пугает читателей... китайцами! Мол, скоро нагрянут наши соседи с раскосыми и жадными очами и, помимо своих традиционных забав, как-то выпить весь Байкал и съесть всю сибирскую тайгу, ещё и захватят в свои руки всё дорожное строительство! Правда, не вполне понятно, с какой стати китайским компаниям сюда приходить, если дело это настолько невыгодное и строить дороги в России можно только себе в убыток? Тогда уж проще дальше штамповать «айфоны» и «хуавеи». Но, тут уж у каждого своё мнение и свои страшилки.
А тем временем Группа ЛСР Андрея Молчанова заявила в пятницу, 20 августа, о намеченном байбэке – выкупе собственных акций по цене 780 рублей за штуку. Количество приобретаемых акций составит 10.303.021 штук, что соответствует 10% от уставного капитала компании. Всего на эти цели компания потратит порядка 8-ми миллиардов рублей.
Комментируя решение, руководство девелопера отметило, что, принимая во внимание успешное окончание предложения по приобретению глобальных депозитарных расписок (ГДР) и с целью соблюдения равных прав в отношении всех акционеров, советом директоров было принято решение предоставить возможность владельцам обыкновенных акций ЛСР продать их компании на условиях, сопоставимых с условиями предложения по приобретению ГДР.
Таким образом, крупные строительные и девелоперские холдинги, вопреки собственным заявлениям о тяжёлой жизни, демонстрируют удивительный рост практически всех финансовых показателей. И даже находят солидные свободные средства для выкупа собственных акций.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
23.08.21 в 09:41
лср со всеми не сравнивайте ;)
А были времена, когда дорожники не жаловались?
У меня ФАС нагнул 3 дорожников за сговор по 100 лямов+1руб. Я в панике : что делать будем , как КФ спасать??? Может давайте посудимся - хоть время потянем, там видно будет.. И получил ответ: Не суетись , мы тихо и молча заплатим и дальше бум работать! Как-то так...