Рецепт от НИИСФ РААСН

Обсуждение: 12
4735
Евгений Карант

Автор:

Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта

С чего инженерным кадрам в сфере строительства начать восхождение к новым вершинам информационной культуры

Цифровизация экономики России сегодня рассматривается как ключевая задача настоящего времени. В инвестиционно-строительной сфере она основана на применении технологий информационного моделирования (ТИМ) в практике управления инвестиционно-строительными проектами.

Инвестиционно-строительный проект представляет собой многоуровневую систему управления, которая требует постоянного мониторинга внутренней среды и внешних факторов. Их учёт в условиях динамичности современного мира крайне необходим для принятия грамотных управленческих решений, направленных на обеспечение эффективного использования инвестиций и реализации проекта в соответствии с обозначенными сроками, стоимостью и качеством исполнения всех предусмотренных мероприятий.

В этой системе происходит процесс создания нового объекта капитального строительства или реконструкции существующего, а сам этот процесс становится искусством курирования человеческих и материальных ресурсов, которое имеет значение на протяжении всего жизненного цикла не только инвестиционного проекта, но и объекта строительства в целом.

Обучение ТИМ в отрыве от обучения основам современной системы управления инвестиционно-строительными проектами, основанной на данных, как это повсеместно делается сегодня, представляется серьёзным упущением, поскольку при этом у обучающихся не формируется понимание места ТИМ в управлении проектами как прикладной сферы.

В соответствии с действующим ФГОС высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (далее – ФГОС) в качестве одной из общепрофессиональных компетенций бакалавра является наличие информационной культуры. Под ней в этом нормативном правовом акте понимается его способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

В частности, от него требуются умения участвовать в подготовке проектной документации с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов.

Согласно ФГОС, для формирования таких умений каждому студенту должен быть предоставлен неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза, неотъемлемой частью которой должны быть учебные издания и электронные образовательные ресурсы, указанные в рабочих программах дисциплин (модулей), касающихся сферы информационных технологий.

Ознакомление с опубликованными в открытом доступе рабочими программами ВУЗов по таким дисциплинам показало, что информационному моделированию объектов капитального строительства в настоящее время посвящены всего лишь три учебных издания:

Е. М. Волкова1. Е. М. Волкова, «Информационное и программное обеспечение архитектурно-строительной деятельности», электронное учебное пособие на 84-х страницах (2020 год), из которых вопросам информационного моделирования посвящены всего лишь 30 страниц.

2. Л. Е. Суркова, «Технологии информационного моделирования в инвестиционно-строительной деятельности», электронное учебно-методическое пособие на 56-ти страницах (2021 год);

3. И. Л. Шубин, В. И. Римшин и другие, «Информационное моделирование и искусственный интеллект в современном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», учебное пособие на 420-ти стр. (2023 г.).

Последнее пособие из этого перечня было подготовлено в инициативном порядке в стенах НИИСФ РААСН и издано только в форме печатного издания тиражом 1.000 экземпляров, который был распродан в течение одного месяца с момента выхода пособия в свет. В форме электронного издания пособие не распространялось, из-за чего до настоящего времени оно не представлено ни в одной электронной информационно-образовательной среде ни одного вуза. Это обстоятельство делает его сегодня фактически недоступным ни для студентов, ни для подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава.

Л. Е. СурковаДо конца этого года в свет выйдет 2-е издание этого пособия – доработанное и исправленное. В отличие от предыдущего издания оно уже будет распространяться не только в форме книги, но и в форме электронного издания, являющегося цифровым представлением книги (согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 цифровое представление печатного издания называется деривативным электронным изданием). Наконец-то, это единственное в своём роде учебное пособие по ТИМ, официально рекомендованное в этом качестве Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) для подготовки бакалавров и магистров в сфере строительства, станет доступным для целевой аудитории в вузовских информационно-образовательных средах. При этом специалисты, у которых отсутствует доступ к этим средам (то есть, не студенты и не преподаватели ВУЗов), смогут использовать это пособие только в том случае, если станут обладателями его печатной версии.

В отличие от учебных пособий по ТИМ, электронных пособий по управлению проектами, в том числе инвестиционно-строительными проектами, находящимися в открытом доступе великое множество. Однако обнаружить среди них хотя бы одно русскоязычное учебное пособие, посвящённое управлению инвестиционно-строительными проектами на основе данных (DDM – Data Driven Management), не представилось возможным.

И. Л. Шубин, В. И. РимшинСудя по всему, фундаментальные идеи, изложенные в таких переведенных на русский язык источниках, как, например, монография Тима Филлипса «Управление на основе данных. Как интерпретировать цифры и принимать качественные решения в бизнесе» (2017 год), а также Свод знаний по управлению данными (DAMA-DMBOK), (2020 год) пока ещё не нашли понимания в ходе цифровизации строительной отрасли.

Несмотря, мягко говоря, на скудную обеспеченность учебного процесса по ТИМ современными учебными пособиями, у многих (но, к сожалению, далеко не у всех) выпускников строительных ВУЗов, получается создавать грамотные информационные модели объектов строительства. Причин тому несколько. Это присущая значительной части молодёжи тяга к digital-сфере, энтузиазм отдельных представителей профессорско-преподавательского состава, а также стремление ведущих вендоров приобщить новое поколение инженеров к использованию разработанных ими программных продуктов, для чего во многих вузах создаются специализированные лаборатории.

В этой связи нельзя не задаться вот каким вопросом. Несмотря на то, что объём знаний в области строительства нарастает, как снежный ком, срок получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки «Строительство», согласно ФГОС, ограничен четырьмя годами. Не идёт ли в этой связи массовое увлечение будущих инженеров ТИМ в ущерб их специальным техническим знаниям в проектировании и (или) в управлении строительством? Ответ на этот вопрос мы узнаем только через несколько лет, когда на место нынешних инженерных кадров, на которых держится строительная отрасль, начнут массово приходить сегодняшние выпускники строительных ВУЗов.

А тем временем уже сегодня многие продвинутые в плане ТИМ новоиспеченные инженеры из числа тех, кому не посчастливилось трудоустроиться в такие вертикально-интегрированные компании как Самолёт, ПИК, Эталон, ЛСР и им подобные, сетуют на отсутствие взаимопонимания со своими работодателями. Выпускники ВУЗов не удовлетворены не востребованностью по месту их работы полученных ими знаний в области ТИМ. В свою очередь, работодатели, с уважением относясь к подготовке молодых специалистов в сфере ИТ, выражают неудовлетворенность не достаточным пониманием ими принципов работы строительных конструкций.

Одной из причин отсутствия такого взаимопонимания представляется отсутствие у маститых специалистов той самой информационной культуры, которая, в соответствии с ФГОС, должна являться одной из общепрофессиональных компетенций молодого специалиста.

Не секрет, что значительная часть инженерных кадров, на которых сегодня держится строительная отрасль, получили профильное высшее образование в те далёкие времена, когда под информационной культурой понималось знание языков программирования первых поколений, а затем ещё и умение пользоваться персональными компьютерами в качестве пишущих машинок. Далее эти специалисты восприняли на ура появление программ, позволивших вынести на свалку истории кульманы (хотя далеко не все они и сегодня являются уверенными пользователями CAD-программ).

Тем временем, прогресс в области обработки и использования информации привёл к потребности в осмыслении новой информационной культуры. Сейчас она уже воспринимается не только как умение человека использовать весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и как особый стиль мышления, ориентированный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.

Сегодняшнему строительному сообществу необходимы инженеры новой формации, обладающие коммуникативными данными, способные к активному творческому овладению новыми знаниями, новыми информационными технологиями, к обоснованному использованию их в своей профессиональной деятельности, умеющие быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.

В этой связи вспоминается высказывание автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла о том, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

Сегодня информационные технологии развиваются такими темпами, что та категория участников инвестиционно-строительных проектов, для которых во главе угла с институтской скамьи была поставлена только лишь культура проектирования и строительства, по уровню информационной культуры отстали на десятилетия. Они очень далеки от понимания того, что законодательно навязываемый строителям ТИМ – это не прихоть чиновников от строительства, а один из действенных инструментов для комплексной автоматизации управления проектами, основанного на данных, который позволяет реально экономить время и деньги.

Об остром дефиците специалистов, обладающих не только специальными техническими знаниями в области проектирования и строительства, но и знаниями из сфер программирования или больших данных, говорят повсеместно.

Что же реально делается для преодоления этого дефицита?

Качественных поставщиков образовательных услуг в сфере автоматизации управления инвестиционно-строительными проектами, в том числе в сфере ТИМ можно пересчитать по пальцам. Реализацию образовательных программ по ТИМ даже в самых авторитетных организациях послевузовского образования в условиях необеспеченности таких программ современными учебными пособиями вряд ли можно считать эффективной.

Тем более, малоэффективными для формирования у специалистов строительной отрасли «цифрового» мышления являются многочисленные конференции, семинары и вебинары по проблематике ТИМ. Доклады на них, за редким исключением, носят чисто рекламный характер, предполагающий, что участники этих мероприятий уже обладают достаточной информационной культурой и фундаментальными знаниями в области «цифрового» проектного менеджмента.

По понятным причинам, не эффективными для целей повышения информационной культуры специалистов строительной отрасли представляются также новостные ленты во многих известных в настоящее время Телеграм-каналах, поскольку у новостных лент совсем иные цели.

Остаётся самообразование. Но для него специалистам, стремящимся к повышению уровня своей информационной культуры, необходима общедоступная электронная информационно-образовательная среда, начинённая качественными образовательными ресурсами, представленными в электронно-цифровой форме и включающими в себя структуру и предметное содержание.

Будучи созданными, такие электронные образовательные ресурсы могли бы использоваться не только для целей самообразования специалистов, но также в системе среднего и высшего профессионального образования и в системе послевузовского образования. Таким образом, они способствовали бы взаимопониманию всех поколений инженеров-строителей. Представители прежних поколений получили бы возможность в плане своей информационной культуры нагнать упущенное, а новому поколению не пришлось бы не только не забывать знания, умения и навыки, приобретённые в студенческие годы, но и, напротив, двигаться вперед.

В свете сказанного представляется, что в целях преодоления дефицита специалистов, обладающих современной цифровой культурой, необходимо создание специализированного электронного образовательного ресурса, посвящённого управлению инвестиционно-строительными проектами на основе данных. Само собой разумеется, что этот ресурс должен включать в себя предметные знания по ТИМ и технологиям ИИ, в отрыве от которых управление проектами должно рассматриваться как вчерашний день.

Задачу по организации создания подобного образовательного ресурса поставил перед собой НИИСФ РААСН, рассматривая эту работу как логическое продолжение выпуска в свет печатного и одноименного электронного учебного пособия: «Информационное моделирование и искусственный интеллект в современном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», а также проведения в рамках XV Академических чтений, посвящённых памяти академика РААСН Осипова Г. Л., Научно-практической конференции «Перспективы использования искусственного интеллекта в градостроительной деятельности».

В зависимости от назначения и объёма учебного содержания электронные образовательные ресурсы различаются по видам, одним из которых являются электронные учебные пособия.

Методическая наука выделяет множество преимуществ электронных учебных пособий, по сравнению печатными. Главные из них:

  • возможность интеграции в электронном учебном пособии такого объёма информации, который не мыслим для печатных изданий с разумным количеством страниц;
  • возможность оперативного обновления, редактирования и добавления учебных материалов в случае необходимости;
  • удобная система навигации, позволяющая субъекту обучения обучаться по индивидуальной траектории в оптимальном темпе, самостоятельно контролируя освоение материала в автоматизированном режиме;
  • дифференциация образовательного контента по уровням сложности, позволяющая каждому субъекту обучения, двигаясь от простого к сложному, достичь заранее намеченных результатов;
  • возможность использования в учебном контенте мультимедийных средств (графических, аудиовизуальных и анимационных объектов);
  • реализация принципа интерактивности, предполагающий самостоятельное взаимодействие субъекта обучения с образовательной средой в соответствии с его личными интересами.

Как показывает мировая практика, сам факт существования электронных учебных пособий формирует у потенциальных субъектов обучения мотивацию к процессу самообучения.

На этапе проектирования электронного учебного пособия должны быть определены его архитектура и компонентный состав, детализированы содержание, глубина представляемых в нем учебного материала и учебно-тренировочных задач, создаются эскизы интерфейса и навигации.

Представляется, что ни одной из известных организаций не под силу самостоятельно разработать данное учебное пособие. В этой связи в числе участников его создания видятся:

  • представители научного сообщества – ведущие отечественные носители знаний в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, в смежных областях;
  • представители компаний – разработчиков программных средств для информационного моделирования объектов капитального строительства и решения сопутствующих задач;
  • представители компаний – производителей материалов, изделий и конструкций, применяемых в строительстве;
  • представители НОСТРОЙ и НОПРИЗ, наделённых статусом общероссийских отраслевых объединений работодателей;
  • представители девелоперского бизнеса, архитектурно-проектного и строительного профессиональных сообществ;
  • представители образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования строительного профиля, в том числе студенческих объединений;
  • представители законодательной и исполнительной ветвей власти, профессионально заинтересованные в инновационном развитии строительной отрасли.

Многие авторитетные специалисты в сфере строительства и в сфере ИТ, в том числе из числа спикеров завершившейся Научно-практической конференции «Перспективы использования искусственного интеллекта в градостроительной деятельности» уже выразили намерение войти в состав формируемой в настоящее время НИИСФ РААСН редакционной коллегии учебного пособия.

В целях авторитетности учебного пособия и доверия к нему со стороны целевой аудитории оно, по аналогии со всеми печатными изданиями НИИСФ РААСН, будет иметь статус академического (по ГОСТ Р 7.0.60 – 2020), предполагающего научно выверенный текст, снабженный значительным научно-справочным аппаратом, в том числе обстоятельными комментариями к материалам нормативного и директивного характера.

В силу ряда причин мне представляется целесообразным размещение центрального модуля будущего электронного пособия, начиная с которого представители целевой аудитории будут совершать восхождение к вершинам новой информационной культуры, на платформе АО «ДОМ.РФ».

Доступ к электронному учебному пособию планируется открыть к лету 2025 года. Однако, поскольку строительная наука, включая используемые в строительстве информационные технологии, не стоит на месте, его совершенствование должно стать непрерывным процессом, не имеющимися ограничений по времени.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

22.08.24 в 13:36
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 3 оценках пользователей
  • Толябыч
    Толябыч 22.08.2024 в 17:57 пишет:

    Просто параллельный мир:

    в ВУЗе учат

    выпускники не удовлетворены неиспользованными ими знаниями

    Откуда вы этого понабрались?

    Ответить
    • Евгений Карант
      Евгений Карант 22.08.2024 в 18:48 отвечает пользователю: @Толябыч

      Уважаемый Толябыч, почаще общайтесь с выпускниками и все поймете)))

      Ответить
      Толябыч
      Толябыч 22.08.2024 в 19:22 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Евгений Карант, в ВУЗе дают теорию, которая стирается после сдачи экзаменов. А выпускник радуется хорошей зарплате при выполнении задач, которые по началу не требуют большого труда. А дальше пальцами разбираются.

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 22.08.2024 в 20:49 отвечает пользователю: @Толябыч

      Уважаемый Толябыч, судя по всему, вы в своих рассуждениях имеете в виду самого себя. Но, уж поверьте, не все такие)))

      Ответить
      Musyako
      Musyako 22.08.2024 в 21:04 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Студенты бывают разные

      1675281495_www-funnyart-club-p-studentka-smeshnaya-yumor-21.jpg

      Ответить
      Толябыч
      Толябыч 22.08.2024 в 21:59 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Может и правда не все, но большинство. А на единичных случаях статистика не делается, уж поверьте мне.

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 23.08.2024 в 01:30 отвечает пользователю: @Толябыч

      Толябыч, нынешняя молодежь намного амбициознее и прагматичнее, чем были мы. Свои знания, умения и навыки они хотят монетизировать здесь и сейчас. А если это не получается, то им становится обидно за время, впустую потраченное на приобретение этих знаний, умений и навыков. Нынешняя молодежь вряд ли стала бы изучать историю КПСС, понимая, что она им никогда не пригодится. Дали бы преподу денежку за свою "троечку" и дело с концом. Мы были не такими. И наши преподы денежки за экзамены, я не помню, чтобы брали.

      Ответить
      Толябыч
      Толябыч 23.08.2024 в 12:46 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Многие, кто преподают историю КПСС ставили "троечку" за присутствие на занятиях. Так было раньше. Сейчас думаю мало что изменилось. Не все взяточники берущие со студентов деньги за оценки.

      А в коммерческих вузах вообще преступление за трояки деньги брать. Это их хлеб.

      Ответить
    Марк Андреевич
    Марк Андреевич 22.08.2024 в 22:28 пишет:

    Есть очевидные вещи. Самообразовываться - круто (спасибо автору за рекомендации), будущей строительной отрасли нужны ТИМ-специалисты. Остальное шушара.

    Ответить
    • Евгений Карант
      Евгений Карант 23.08.2024 в 01:17 отвечает пользователю: @Марк Андреевич

      Я бы сформулировал проблему несколько иначе. Строительной отрасли нужны не ТИМ-специалисты, а инженеры-строители новой формации, обладающие цифровым мышлением и умеющие использовать доступные программно-аппаратные средства в качестве инструментов для решения тех же самых задач, которые решались со времен строительства египетских пирамид.

      Ответить
      Толябыч
      Толябыч 23.08.2024 в 12:49 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Сами себе противоречите. Если бы были нужны, то ваши хваленые студенты не сидели бы без дела. А вернее без выгоды на которую они так рассчитывали.

      А самообразовываться надо, но делаешь ты это на свой страх и риск всегда. Пригодится хорошо, не пригодится да и ладно, зато я - умный.

      Ответить
      Сергей Яковлев
      Сергей Яковлев 26.08.2024 в 13:24 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Думаю, что все не так просто. Специалисты проектировщики должны хорошо разбираться в работе строительных конструкций, а "программно-аппаратные средства в качестве инструментов для решения тех же самых задач, которые решались со времен строительства египетских пирамид" должны быть максимально просты в использовании. Но это будет противоречить монетизации и освоению бюджетных средств. Поэтому. в ближайшее время эти средства будут только усложняться. Говорить можно одно. а делать совсем другое ...

      Ответить
САМ - АВТОР
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 584
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 910
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2115
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 2868
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 2910
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3083
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3560
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4036
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 3847
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4247
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4413
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4390
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4727
СРО к ногтю!
Инженер-строитель
29.11, 15:09 36 5398