Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Цифровизация экономики России сегодня рассматривается как ключевая задача настоящего времени. В инвестиционно-строительной сфере она основана на применении технологий информационного моделирования (ТИМ) в практике управления инвестиционно-строительными проектами.
Инвестиционно-строительный проект представляет собой многоуровневую систему управления, которая требует постоянного мониторинга внутренней среды и внешних факторов. Их учёт в условиях динамичности современного мира крайне необходим для принятия грамотных управленческих решений, направленных на обеспечение эффективного использования инвестиций и реализации проекта в соответствии с обозначенными сроками, стоимостью и качеством исполнения всех предусмотренных мероприятий.
В этой системе происходит процесс создания нового объекта капитального строительства или реконструкции существующего, а сам этот процесс становится искусством курирования человеческих и материальных ресурсов, которое имеет значение на протяжении всего жизненного цикла не только инвестиционного проекта, но и объекта строительства в целом.
Обучение ТИМ в отрыве от обучения основам современной системы управления инвестиционно-строительными проектами, основанной на данных, как это повсеместно делается сегодня, представляется серьёзным упущением, поскольку при этом у обучающихся не формируется понимание места ТИМ в управлении проектами как прикладной сферы.
В соответствии с действующим ФГОС высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (далее – ФГОС) в качестве одной из общепрофессиональных компетенций бакалавра является наличие информационной культуры. Под ней в этом нормативном правовом акте понимается его способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
В частности, от него требуются умения участвовать в подготовке проектной документации с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов.
Согласно ФГОС, для формирования таких умений каждому студенту должен быть предоставлен неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза, неотъемлемой частью которой должны быть учебные издания и электронные образовательные ресурсы, указанные в рабочих программах дисциплин (модулей), касающихся сферы информационных технологий.
Ознакомление с опубликованными в открытом доступе рабочими программами ВУЗов по таким дисциплинам показало, что информационному моделированию объектов капитального строительства в настоящее время посвящены всего лишь три учебных издания:
1. Е. М. Волкова, «Информационное и программное обеспечение архитектурно-строительной деятельности», электронное учебное пособие на 84-х страницах (2020 год), из которых вопросам информационного моделирования посвящены всего лишь 30 страниц.
2. Л. Е. Суркова, «Технологии информационного моделирования в инвестиционно-строительной деятельности», электронное учебно-методическое пособие на 56-ти страницах (2021 год);
3. И. Л. Шубин, В. И. Римшин и другие, «Информационное моделирование и искусственный интеллект в современном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», учебное пособие на 420-ти стр. (2023 г.).
Последнее пособие из этого перечня было подготовлено в инициативном порядке в стенах НИИСФ РААСН и издано только в форме печатного издания тиражом 1.000 экземпляров, который был распродан в течение одного месяца с момента выхода пособия в свет. В форме электронного издания пособие не распространялось, из-за чего до настоящего времени оно не представлено ни в одной электронной информационно-образовательной среде ни одного вуза. Это обстоятельство делает его сегодня фактически недоступным ни для студентов, ни для подавляющего большинства профессорско-преподавательского состава.
До конца этого года в свет выйдет 2-е издание этого пособия – доработанное и исправленное. В отличие от предыдущего издания оно уже будет распространяться не только в форме книги, но и в форме электронного издания, являющегося цифровым представлением книги (согласно ГОСТ Р 7.0.83-2013 цифровое представление печатного издания называется деривативным электронным изданием). Наконец-то, это единственное в своём роде учебное пособие по ТИМ, официально рекомендованное в этом качестве Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН) для подготовки бакалавров и магистров в сфере строительства, станет доступным для целевой аудитории в вузовских информационно-образовательных средах. При этом специалисты, у которых отсутствует доступ к этим средам (то есть, не студенты и не преподаватели ВУЗов), смогут использовать это пособие только в том случае, если станут обладателями его печатной версии.
В отличие от учебных пособий по ТИМ, электронных пособий по управлению проектами, в том числе инвестиционно-строительными проектами, находящимися в открытом доступе великое множество. Однако обнаружить среди них хотя бы одно русскоязычное учебное пособие, посвящённое управлению инвестиционно-строительными проектами на основе данных (DDM – Data Driven Management), не представилось возможным.
Судя по всему, фундаментальные идеи, изложенные в таких переведенных на русский язык источниках, как, например, монография Тима Филлипса «Управление на основе данных. Как интерпретировать цифры и принимать качественные решения в бизнесе» (2017 год), а также Свод знаний по управлению данными (DAMA-DMBOK), (2020 год) пока ещё не нашли понимания в ходе цифровизации строительной отрасли.
Несмотря, мягко говоря, на скудную обеспеченность учебного процесса по ТИМ современными учебными пособиями, у многих (но, к сожалению, далеко не у всех) выпускников строительных ВУЗов, получается создавать грамотные информационные модели объектов строительства. Причин тому несколько. Это присущая значительной части молодёжи тяга к digital-сфере, энтузиазм отдельных представителей профессорско-преподавательского состава, а также стремление ведущих вендоров приобщить новое поколение инженеров к использованию разработанных ими программных продуктов, для чего во многих вузах создаются специализированные лаборатории.
В этой связи нельзя не задаться вот каким вопросом. Несмотря на то, что объём знаний в области строительства нарастает, как снежный ком, срок получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки «Строительство», согласно ФГОС, ограничен четырьмя годами. Не идёт ли в этой связи массовое увлечение будущих инженеров ТИМ в ущерб их специальным техническим знаниям в проектировании и (или) в управлении строительством? Ответ на этот вопрос мы узнаем только через несколько лет, когда на место нынешних инженерных кадров, на которых держится строительная отрасль, начнут массово приходить сегодняшние выпускники строительных ВУЗов.
А тем временем уже сегодня многие продвинутые в плане ТИМ новоиспеченные инженеры из числа тех, кому не посчастливилось трудоустроиться в такие вертикально-интегрированные компании как Самолёт, ПИК, Эталон, ЛСР и им подобные, сетуют на отсутствие взаимопонимания со своими работодателями. Выпускники ВУЗов не удовлетворены не востребованностью по месту их работы полученных ими знаний в области ТИМ. В свою очередь, работодатели, с уважением относясь к подготовке молодых специалистов в сфере ИТ, выражают неудовлетворенность не достаточным пониманием ими принципов работы строительных конструкций.
Одной из причин отсутствия такого взаимопонимания представляется отсутствие у маститых специалистов той самой информационной культуры, которая, в соответствии с ФГОС, должна являться одной из общепрофессиональных компетенций молодого специалиста.
Не секрет, что значительная часть инженерных кадров, на которых сегодня держится строительная отрасль, получили профильное высшее образование в те далёкие времена, когда под информационной культурой понималось знание языков программирования первых поколений, а затем ещё и умение пользоваться персональными компьютерами в качестве пишущих машинок. Далее эти специалисты восприняли на ура появление программ, позволивших вынести на свалку истории кульманы (хотя далеко не все они и сегодня являются уверенными пользователями CAD-программ).
Тем временем, прогресс в области обработки и использования информации привёл к потребности в осмыслении новой информационной культуры. Сейчас она уже воспринимается не только как умение человека использовать весь набор информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и как особый стиль мышления, ориентированный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.
Сегодняшнему строительному сообществу необходимы инженеры новой формации, обладающие коммуникативными данными, способные к активному творческому овладению новыми знаниями, новыми информационными технологиями, к обоснованному использованию их в своей профессиональной деятельности, умеющие быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.
В этой связи вспоминается высказывание автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла о том, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Сегодня информационные технологии развиваются такими темпами, что та категория участников инвестиционно-строительных проектов, для которых во главе угла с институтской скамьи была поставлена только лишь культура проектирования и строительства, по уровню информационной культуры отстали на десятилетия. Они очень далеки от понимания того, что законодательно навязываемый строителям ТИМ – это не прихоть чиновников от строительства, а один из действенных инструментов для комплексной автоматизации управления проектами, основанного на данных, который позволяет реально экономить время и деньги.
Об остром дефиците специалистов, обладающих не только специальными техническими знаниями в области проектирования и строительства, но и знаниями из сфер программирования или больших данных, говорят повсеместно.
Что же реально делается для преодоления этого дефицита?
Качественных поставщиков образовательных услуг в сфере автоматизации управления инвестиционно-строительными проектами, в том числе в сфере ТИМ можно пересчитать по пальцам. Реализацию образовательных программ по ТИМ даже в самых авторитетных организациях послевузовского образования в условиях необеспеченности таких программ современными учебными пособиями вряд ли можно считать эффективной.
Тем более, малоэффективными для формирования у специалистов строительной отрасли «цифрового» мышления являются многочисленные конференции, семинары и вебинары по проблематике ТИМ. Доклады на них, за редким исключением, носят чисто рекламный характер, предполагающий, что участники этих мероприятий уже обладают достаточной информационной культурой и фундаментальными знаниями в области «цифрового» проектного менеджмента.
По понятным причинам, не эффективными для целей повышения информационной культуры специалистов строительной отрасли представляются также новостные ленты во многих известных в настоящее время Телеграм-каналах, поскольку у новостных лент совсем иные цели.
Остаётся самообразование. Но для него специалистам, стремящимся к повышению уровня своей информационной культуры, необходима общедоступная электронная информационно-образовательная среда, начинённая качественными образовательными ресурсами, представленными в электронно-цифровой форме и включающими в себя структуру и предметное содержание.
Будучи созданными, такие электронные образовательные ресурсы могли бы использоваться не только для целей самообразования специалистов, но также в системе среднего и высшего профессионального образования и в системе послевузовского образования. Таким образом, они способствовали бы взаимопониманию всех поколений инженеров-строителей. Представители прежних поколений получили бы возможность в плане своей информационной культуры нагнать упущенное, а новому поколению не пришлось бы не только не забывать знания, умения и навыки, приобретённые в студенческие годы, но и, напротив, двигаться вперед.
В свете сказанного представляется, что в целях преодоления дефицита специалистов, обладающих современной цифровой культурой, необходимо создание специализированного электронного образовательного ресурса, посвящённого управлению инвестиционно-строительными проектами на основе данных. Само собой разумеется, что этот ресурс должен включать в себя предметные знания по ТИМ и технологиям ИИ, в отрыве от которых управление проектами должно рассматриваться как вчерашний день.
Задачу по организации создания подобного образовательного ресурса поставил перед собой НИИСФ РААСН, рассматривая эту работу как логическое продолжение выпуска в свет печатного и одноименного электронного учебного пособия: «Информационное моделирование и искусственный интеллект в современном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», а также проведения в рамках XV Академических чтений, посвящённых памяти академика РААСН Осипова Г. Л., Научно-практической конференции «Перспективы использования искусственного интеллекта в градостроительной деятельности».
В зависимости от назначения и объёма учебного содержания электронные образовательные ресурсы различаются по видам, одним из которых являются электронные учебные пособия.
Методическая наука выделяет множество преимуществ электронных учебных пособий, по сравнению печатными. Главные из них:
Как показывает мировая практика, сам факт существования электронных учебных пособий формирует у потенциальных субъектов обучения мотивацию к процессу самообучения.
На этапе проектирования электронного учебного пособия должны быть определены его архитектура и компонентный состав, детализированы содержание, глубина представляемых в нем учебного материала и учебно-тренировочных задач, создаются эскизы интерфейса и навигации.
Представляется, что ни одной из известных организаций не под силу самостоятельно разработать данное учебное пособие. В этой связи в числе участников его создания видятся:
Многие авторитетные специалисты в сфере строительства и в сфере ИТ, в том числе из числа спикеров завершившейся Научно-практической конференции «Перспективы использования искусственного интеллекта в градостроительной деятельности» уже выразили намерение войти в состав формируемой в настоящее время НИИСФ РААСН редакционной коллегии учебного пособия.
В целях авторитетности учебного пособия и доверия к нему со стороны целевой аудитории оно, по аналогии со всеми печатными изданиями НИИСФ РААСН, будет иметь статус академического (по ГОСТ Р 7.0.60 – 2020), предполагающего научно выверенный текст, снабженный значительным научно-справочным аппаратом, в том числе обстоятельными комментариями к материалам нормативного и директивного характера.
В силу ряда причин мне представляется целесообразным размещение центрального модуля будущего электронного пособия, начиная с которого представители целевой аудитории будут совершать восхождение к вершинам новой информационной культуры, на платформе АО «ДОМ.РФ».
Доступ к электронному учебному пособию планируется открыть к лету 2025 года. Однако, поскольку строительная наука, включая используемые в строительстве информационные технологии, не стоит на месте, его совершенствование должно стать непрерывным процессом, не имеющимися ограничений по времени.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
22.08.24 в 13:36
Просто параллельный мир:
в ВУЗе учат
выпускники не удовлетворены неиспользованными ими знаниями
Откуда вы этого понабрались?
Уважаемый Толябыч, почаще общайтесь с выпускниками и все поймете)))
Евгений Карант, в ВУЗе дают теорию, которая стирается после сдачи экзаменов. А выпускник радуется хорошей зарплате при выполнении задач, которые по началу не требуют большого труда. А дальше пальцами разбираются.
Уважаемый Толябыч, судя по всему, вы в своих рассуждениях имеете в виду самого себя. Но, уж поверьте, не все такие)))
Студенты бывают разные
Может и правда не все, но большинство. А на единичных случаях статистика не делается, уж поверьте мне.
Толябыч, нынешняя молодежь намного амбициознее и прагматичнее, чем были мы. Свои знания, умения и навыки они хотят монетизировать здесь и сейчас. А если это не получается, то им становится обидно за время, впустую потраченное на приобретение этих знаний, умений и навыков. Нынешняя молодежь вряд ли стала бы изучать историю КПСС, понимая, что она им никогда не пригодится. Дали бы преподу денежку за свою "троечку" и дело с концом. Мы были не такими. И наши преподы денежки за экзамены, я не помню, чтобы брали.
Многие, кто преподают историю КПСС ставили "троечку" за присутствие на занятиях. Так было раньше. Сейчас думаю мало что изменилось. Не все взяточники берущие со студентов деньги за оценки.
А в коммерческих вузах вообще преступление за трояки деньги брать. Это их хлеб.
Есть очевидные вещи. Самообразовываться - круто (спасибо автору за рекомендации), будущей строительной отрасли нужны ТИМ-специалисты. Остальное шушара.
Я бы сформулировал проблему несколько иначе. Строительной отрасли нужны не ТИМ-специалисты, а инженеры-строители новой формации, обладающие цифровым мышлением и умеющие использовать доступные программно-аппаратные средства в качестве инструментов для решения тех же самых задач, которые решались со времен строительства египетских пирамид.
Сами себе противоречите. Если бы были нужны, то ваши хваленые студенты не сидели бы без дела. А вернее без выгоды на которую они так рассчитывали.
А самообразовываться надо, но делаешь ты это на свой страх и риск всегда. Пригодится хорошо, не пригодится да и ладно, зато я - умный.
Думаю, что все не так просто. Специалисты проектировщики должны хорошо разбираться в работе строительных конструкций, а "программно-аппаратные средства в качестве инструментов для решения тех же самых задач, которые решались со времен строительства египетских пирамид" должны быть максимально просты в использовании. Но это будет противоречить монетизации и освоению бюджетных средств. Поэтому. в ближайшее время эти средства будут только усложняться. Говорить можно одно. а делать совсем другое ...