Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Одной из актуальных проблем эффективной реализации любого строительного проекта является действенное управление производством работ, которые выступают в качестве составных частей проекта. В общем случае работа определяется как совокупность взаимосвязанных операций, направленных на достижение желаемого результата на заданном интервале времени. Последовательность выполнения работ определяется в проекте производства работ (ППР), без которого в силу закона реализация проекта не допускается.
Наиболее критичным, с точки зрения эффективности управления строительным проектом является время или продолжительность выполнения отдельных работ. Это и понятно, ибо основной целью реализации любого проекта, в конечном итоге является своевременное завершение всех связанных с его реализацией работ.
В процессе планирования хода реализации проекта в ППР задаются его ключевые результаты, на основе которых составляются календарные планы работы на предстоящий год, месяц, неделю, на каждый рабочий день. По существу, ППР определяет стратегию реализации проекта.
В ходе выполнения работ в определённые моменты времени производится контроль полученных результатов и использованного времени. Если полученные результаты совпадают с результатами, заданными в ППР, то выполнение работ продолжается согласно принятому плану. В случае несовпадения выполняется корректировка процесса реализации работ в соответствии с обнаруженными отклонениями между фактическими и заданными параметрами.
Таким образом, управление любым проектом осуществляется исходя анализа сложившейся ситуации, или, сокращённо – ситуационного анализа. В свою очередь, управление проектом, де-факто, представляет собой так называемое ситуационное управление.
В литературе по управлению проектами даются следующие определения категориям «ситуация», «ситуационное управление».
Под ситуацией принято понимать конкретную совокупность обстоятельств, которые влияют или могут повлиять на организацию (объект управления) в данное конкретное время.
Ситуационное управление представляет собой оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому управлению на основе ППР и заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.
Испокон веков, инструментом ситуационного управления является традиционная планёрка, на которой собравшиеся эксперты, исходя из анализа текущей ситуации, принимают управленческие решения.
Изменилось ли что-нибудь в связи с внедрением технологий информационного моделирования? Попробуем дать ответ на этот вопрос.
Итак, что должна делать строительная организация, получив в качестве технического задания на выполнение строительно-монтажных работ не привычную проектную документацию в формате PDF, а качественно выполненную и прошедшую государственную экспертизу XML-ориентированную базу данных, именуемую как «Информационная модель объекта капитального строительства»?
Перед началом выполнения работ, строительная организация должна, взяв за основу проект организации строительства (ПОС), который должен быть «зашит» в выше указанную базу данных (информационную модель), утвердить ППР. Этот документ организация может разработать самостоятельно или, что бывает значительно чаще, поручить разработку третьим лицам.
С высокой вероятностью ППР, разработанный на основании информационной модели, ничем не будет отличаться от того традиционного ППР, в соответствии с которым строительная организация работает сегодня.
В этом случае, уместно задаться вопросом, который задают себе большинство строительных организаций. Этот вопрос звучит примерно так – зачем нужны технологии информационного моделирования, если они никак не помогают строительной организации управлять строительством?
В этой связи, основным вызовом в области реализации постановления Правительства РФ № 331 представляется слабое понимание большинством руководителей строительных организаций механизмов реализации этого постановления на этапе строительства. Это обстоятельство влечёт за собой психологическую неподготовленность большинства этих руководителей к внедрению ТИМ в своих организациях.
Каким видится ответ на этот вызов?
Представляется необходимым создание механизмов управления мотивацией руководителей строительных организаций к построению внутрикорпоративных автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений. В качестве конечной цели видится формирование понимания ими экономических выгод от перехода от неавтоматизированного (ручного) ситуационного управления строительным производством в форме планёрок к созданию ситуационных центров на основе последних достижений в сфере информационных технологий.
О том, какими видятся современные ситуационные центры, какие экономические выгоды они сулят строительным организациям, и какой экономический эффект от их создания может быть достигнут в масштабах страны, планируется обсудить в ходе Второго Объединённого Евразийского Конгресса «ТИМ-Сообщество. Санкт-Петербург 2022», который открывается завтра, 16 марта.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
15.03.22 в 13:27
Конгресс будет проводиться оффлайн и онлайн, регистрация по ссылке: https://тим-конгресс...
А не стоит ли все эти ТИМы отложить?
СРОшник, а зачем ТИМ откладывать?
ТИМофей должен прийти на стройку эволюционным путём, Вместе с новым поколением прорабов и мастеров, которых обучали этому в учебном заведении. Какое-то время соседствовать даже с бумажным проектом и потихоньку вытеснить нас на пенсию, а старое - в архив
Влад Надеждин, как Вы думаете, зачем придуманы программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки? (Я здесь, разумеется, имею в виду только "правильные" образовательные организации, а не те, которые торгуют "фантиками" о повышении квалификации).
Вы действительно думаете, что лично Вам уже не под силу освоить ТИМ?
Сегодня не самое лучшее время для вложения средств и сил в ТИМ. Жили без него, пока и дальше поживём.
СРОшник, позволю высказать свое мнение относительно того время или не время.
Возможно, я удивлю многих, сказав о том, что на мой взгляд, инвестором для внедрения ТИМ должно быть ГОСУДАРСТВО, как хозяйствующий субъект. Именно оно заинтересовано в том экономическом эффекте, который влечет за собой использование ТИМ.
Если согласиться с тем, что сказано в предыдущем абзаце, то следует согласиться и с тем, что строители не должны платить за использоаание программного обеспечения для ТИМ. Они должны получать его от ГОСУДАРСТВА бесплатно.
Иными словами, ГОСУДАРСТВО представляется мне в качестве одного из игроков на рынке программного обеспечения, конкурирующего с другими софтвендорными компаниями.
Если меня не съедят сегодня за эту крамольную мысль, я буду рад.
Прошу прощения. Конечно же, не софтвендорными, а софтверными :)
Ув Е Д ! Подскажите, пож, в каком месте к этой теме можно присосаться , что б бабосы капали?? Вы наверняка уже и в теме и в доле раз так за это топите!!
Я совершенно не понимаю, Вы сами верите в то, что государство всё закроет за свой счёт? Или хотите верить?
СРОшник, я не верю в то, что ТИМ на объектах ГОСУДАРСТВЕННОГО заказа могут быть успешно внедрены без финансовой поддержки со стороны ГОСУДАРСТВА как единственного интересанта.
если Карант, то обязательно за бабосы? ;)
А вот здесь я с Вами полностью согласен. И возвращаюсь к изначальному комментарию об отложении внедрения ТИМ.