Гамлетовский ТИМ-вопрос

Обсуждение: 2
4811
Евгений Карант

Автор:

Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта

Ситуационные центры как инструмент управления строительными проектами – быть или не быть

В предыдущем материале я писал о том, что в ходе Второго Объединённого Евразийского Конгресса «ТИМ-Сообщество. Санкт-Петербург», который состоялся 16 марта, будет обсуждаться концепция создания современных высокоавтоматизированных ситуационных центров как инструментов управления строительными проектами. Пришла пора рассказать об этом более подробно.

Известно, что государство в равной мере с подрядными организациями, участвующими в реализации проектов, включённых в адресную инвестиционную программу, заинтересованы в достижении целей таких проектов.

Залогом успешной реализации любого инвестиционного проекта является грамотное управление им. При этом, в силу пункта 3.17 ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом», под управлением проектом понимается планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение его целей.

Специфика управления строительным проектом заключается в том, что по своей сути оно представляет собой ситуационное управление. Это означает, что в основе управленческих решений, которые, как правило, принимаются коллегиально, лежат выявленные на момент принятия решений отклонения сложившейся ситуации от желаемой (запланированной).

Современным инструментом ситуационного управления являются ситуационные центры, прообразом которых в строительстве являются хорошо известные планерки.

По словам заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, «стройка – это планёрка: собрались, провели планёрку и определились кому, что делать».

Поскольку в разгар пандемии значительную часть работников надлежало перевести на удалённый формат работы, проведение планёрок во многих случаях стало проблематичным.

Комментируя сложившуюся на тот момент ситуацию, российский вице-премьер выразил уверенность в том, что «она, конечно, сильно поменяет стиль управления, и мы сделаем прорыв именно в системах управления, связанных и с электронными средствами управления, и с программными продуктами. Это то, чего нам, кстати, не хватало».

Таким образом, именно Марата Хуснуллина можно считать предвестником создания в строительстве современных ситуационных центров.

В общепринятом понимании, ситуационный центр – это автоматизированная система ситуационного управления, интегрирующая новые информационные технологии, возможности человека, последние достижения в области принятия решений и позволяющая осуществлять коллективное принятие решений, анализ и прогнозирование их результатов.

В соответствии с ГОСТ Р 59853-2021, под автоматизированной системой понимается система, состоящая из комплекса средств автоматизации, реализующего информационную технологию выполнения установленных функций, и персонала, обеспечивающего его функционирование.

Входной информацией для функционирования автоматизированной системы управления строительством (то есть, ситуационного центра) является XML-ориентированная база данных, которая получила положительное заключение государственной экспертизы и которая является неотъемлемой частью технического задания на осуществление строительства. В повседневном обороте и в действующем законодательстве за такой базой данных прочно закрепилось наименование «Информационная модель объекта капитального строительства».

В ходе осуществления строительства эта база данных подвергается актуализации, дополняется новыми данными, и по завершении строительства в результате функционирования ситуационного центра превращается в ту XML-ориентированную базу данных (информационную модель), которая впоследствии используется для целей эксплуатации объекта капитального строительства.

С помощью технологий автоматизации управления строительством на базе ситуационных центров такое управление можно сделать более эффективным и результативным – за счёт повышения скорости и глубины анализа текущей ситуации, возможности прогнозирования её дальнейшего развития, ускорения поиска ресурсов для решения проблем и достижения поставленных целей, контроля исполнения управленческих решений, оперативности получения обратной связи о результатах управленческих воздействий.

По существу, ситуационный центр представляет собой основной инструмент поддержки принятия решений при ситуационном управлении.

Релевантность данных, на основании которых принимаются управленческие решения, вытекает из того, что, де-факто, ситуационные центры, в случае их создания, являются неотъемлемой частью технологий информационного моделирования.

В общем случае ситуационный центр представляет собой организационную систему, открывающую перед пользователями (лицами, участвующими в процессе принятии решений) следующую совокупность возможностей:

  • доступ к функциям визуализации и совместной интерактивной работы с данными для их анализа, выявления скрытых связей, зависимостей и тенденций;
  • возможность визуализации результатов анализа и прогнозирования поведения объекта управления;
  • набор моделей для моделирования возможных состояний объекта управления и специальные технологии для принятия решений по управлению им.

Применительно к строительству в состав пользователей ситуационного центра входят те же лица, которые традиционно являются участниками планерок. Это руководители подразделений строительной организации, представители субподрядных организаций и так далее.

В настоящее время на рынке представлено множество отечественных и зарубежных программных компонентов для создания ситуационных центров.

Их использование на объектах госзаказа требует от каждой строительной организации, включая субподрядные организации, значительных денежных расходов на приобретение лицензий и дорогостоящего «железа». Все эти расходы, в конечном итоге, включаются цену государственных контрактов, что в масштабах страны превращается в гигантскую сумму.

В этой связи, для государства представляется целесообразным:

  1. Войти на рынок программного обеспечения в качестве поставщика собственных программных компонентов для конструирования ситуационных центров.
  2. Посредством облачных технологий обеспечить бесплатный доступ к данным компонентам и вычислительным мощностям для осуществления функций ситуационных центров всех строительных организаций, принимающих участие в создании объектов госзаказа.

Тем самым, во-первых, государство окажет поддержку строительным организациям в нынешней сложной экономической ситуации, избавив от значительных расходов, связанных с необходимостью исполнения правительственного постановления № 331.

Во-вторых, представляется, что государственный заказ должен стать драйвером использования ТИМ при реализации коммерческих проектов, в том числе в жилищном строительстве.

В-третьих, на реализацию адресных инвестиционных программ государство затрачивает огромные средства. Поэтому даже самое незначительное повышение эффективности управления строительством за счёт эффекта масштабирования должно окупить затраты. При этом экономический эффект от автоматизации управления на основе ситуационных центров не представляется незначительным.

В заключение сообщаю, что предложение о создании ситуационных центров в качестве облачного сервиса с предоставлением права использовать этот сервис без взимания платы всем строительным организациям, участвующим в строительстве или реконструкции объектов государственной или муниципальной собственности, вошло резолюцию Конгресса.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

23.03.22 в 14:11
Оценка статьи:
Средняя оценка 3.67 из 5 | Основано на 3 оценках пользователей
  • Миледи
    Миледи 23.03.2022 в 18:40 пишет:

    Нет более важных проблем, всем надо кинуться решать проблемы с ТИМ.

    Ответить
    • Евгений Карант
      Евгений Карант 23.03.2022 в 19:06 отвечает пользователю: @Миледи

      Миледи, ТИМ - это единственная возможность уменьшить стоимость строительства и повысить его качество. Это доказано опытом тех стран, где эти технологии вошли в практику строительства много лет назад.

      Ответить
САМ - АВТОР
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 809
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1100
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2300
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3100
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3079
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3272
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3725
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4242
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4055
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4437
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4634
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4566
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4780
СРО к ногтю!
Инженер-строитель
29.11, 15:09 36 5408