«В России две беды: дураки и дороги» – крылатое выражение,
приписываемое нескольким русским авторам XVIII-XIX веков
Каждый год наши власти торжественно обещают привести дорожную сеть страны в порядок, но, за малым исключением, «воз и ныне там». Так если у самих не получается, может, позвать тех, кто знает, как строить дороги быстро и качественно?
Не так давно, премьер-министр Михаил Мишустин на очередном заседании Кабмина заявил о необходимости «уделять особое внимание контролю за качеством строительства и ремонта дорог, а также за целевым расходованием средств, направляемых на эти цели». Были названы миллиардные суммы и километраж дорог, которые должны быть приведены в порядок. Естественно, вопрос «взят на особый контроль».
Сколько же было таких совещаний и на правительственном, и на региональных уровнях! А сколько было обещаний во время всевозможных выборов и амбициозных партийных проектов типа «Дороги Единой России»?! Но ситуация, если и меняется, то, как говорится, «в час по чайной ложке». Сегодня можно говорить о качественной дорожной сети исключительно в столице нашей Родины. А если отъехать от Москвы каких-нибудь 100-150 километров и погонять по региональным дорогам Калужской, Тверской, Ярославской и других областей, то с большой долей вероятности Ваше путешествие может закончиться в ремонтной мастерской. По данным Росстата, в России нормам соответствует всего 43% всех дорог (для сравнения в Москве – 97%).
Ни для кого не секрет, что деньги, выделяемые на строительство дорог, в буквальном смысле уходят в песок. Сроки постоянно сдвигаются, а стоимость проектов растёт. Причём, в десятки раз. Возникают претензии и к качеству, так как используются не соответствующие гостам материалы, нарушается технология строительства. Почему так происходит? Ответ тут также очевидный – «воруют!». Никакой контроль за расходованием средств не справляется. Или не хочет справляться по причине вовлечённости в коррупционные схемы дорожников.
В этой связи наивный вопрос: а почему бы строительство дорог не отдать на аутсортинг иностранным компаниям? Качество дорожного покрытия в Германии, Финляндии, Швеции прекрасно всем известно. Вроде бы, и погодные условия (на что так любят ссылаться наши) такие же, а дороги стоят, не рассыпаются.
Последнее время удивляет Китай, хотя ещё полвека назад с хорошими трассами там была напряжёнка. Мудрые китайцы подошли к проблеме философски и даже придумали лозунг «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала строить дороги». Первая скоростная магистраль протяжённостью 18 километров, связывающая Шанхай и Цзядин, была открыта в 1988 году. Поздно? Но уже за первое десятилетие интенсивного дорожного строительства Китай достиг в этой области результатов, на достижение которых у Европы и США ушло более полувека.
1. Создали правовую основу.
2. Ввели долгосрочное планирование.
3. Финансирование осуществляют подрядчики, а оплата им после сдачи объекта в эксплуатацию.
В результате, сегодня Китай уже на втором месте в мире по протяжённости скоростных дорог. Скорость строительства дорог с твёрдым покрытием – это просто фантастика, даже как-то не верится! – 750 метров в час. Гарантийный срок эксплуатации 25 лет. Кроме того, дало скачок машиностроение дорожной техники и производство цемента (первое место в мире). В стране сформирована прозрачная конкурентная среда для крупных подрядчиков, а китайские власти и инвесторы ежегодно вкладывают в строительство дорог по 12 миллиардов долларов.
Кстати, из России вывозят только по официальным данным не менее 100 миллиардов долларов, а, скорее всего, и больше. Почему же не направить средства в дорожную отрасль? Ответ уже звучал выше – «воруют!» Разорвать этот порочный круг могли бы иностранные компании. Если этим ребятам (финнам, китайцам и тэдэ) дать реальный заказ из бюджета, то они построили бы всё, как надо. И по срокам, и по качеству. Главное, совсем ограничить участие в этих проектах наших чиновников и бизнесменов, ставящих перед собой задачу сначала «попилить», ну, а уж потом как-нибудь построить.
Видимо, России никогда не справиться ни с первой бедой, ни со второй...
ВИДЕО:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
09.07.20 в 14:02
Что за антироссийская статья? У нас всё могут.
Всё! Одни украсть, другие слепить из того что осталось, а третьи по этому покрытию ездить!
Полностью согласна с автором статьи! Хоть и сама живу в Москве, но люблю ездить и по области и по России. И это, конечно, полный ужас. Вот реально, не хотите, не умеете - не беритесь. Воровство на строительстве дорог настолько масштабно, что видно и понятно каждому обывателю. И сколько это будет продолжаться тоже неясно.
Самое верное в статье - "Видимо, России никогда не справиться ни с первой бедой, ни со второй...", а еще с воровской гос системой
Китайцы всё могут и всё делают. Очень талантливый народ. Но работать с ними практически не возможно. Договариваться не умеют.