Стратегия развития строительной отрасли до 2035 года стала документом с очень непростой судьбой. Строительный комплекс у нас нередко называют локомотивом экономики, а строительство – главной отраслью. Сравнение это вполне оправдано, с учётом огромного мультипликативного эффекта от вкладываемых денег, значительного числа занятых специалистов и той роли, которую играет обеспечение качественными жилищными условиями для любого человека. Однако почему-то так получилось, что проложить рельсы для строительного локомотива не удавалось, невзирая на труды множества участников процесса. И вот, наконец, программный документ получил реальный шанс быть утверждённым и задать магистральный путь отраслевого развития.
Есть обоснованное мнение, что Минстрой России и бывшую команду Владимира Якушева погубила излишняя любовь к демократическим процедурам. К разработке Стратегии подошли с размахом, обещая привлечь широкий круг участников, создать множество рабочих групп, подключить к экспертной работе и банкиров, и региональные власти, и предприятия стройиндустрии, и чиновников, и людей в погонах, да и вообще всех, кто имеет хоть какое-то самое отдалённое отношение к строительной тематике. Уже тогда стало понятно, что работа в таком формате имеет самые призрачные шансы на завершение, а разработка ключевого документа превратиться в бесконечную говорильню. В итоге Минстрой решил довериться опытным коллегам из Национального объединения строителей, которые пообещали своими силами разработать такую Стратегию, что удивятся все.
И обещание своё, надо признать, выполнили. Потратив на всю работу, по разным оценкам, порядка 40.000.000 рублей, НОСТРОЙ выдал на-гора объёмистую пачку перепечаток данных с Росстата, которые были обильно присыпаны благими пожеланиями «за всё хорошее против всего плохого» и кое-где декорированы приятными бонусами для компаний-застройщиков. Если сам Минстрой и попытался сделать вид, что разработчики, в общем-то, молодцы, постарались и сделали вполне даже нормальный программный документ, то другие профильные ведомства были настроены не столь благодушно. Получив внушительный пакет замечаний со стороны экономического блока, министерство было вынуждено заняться тем, с чего стоило бы начать – то есть, собрало собственных экспертов и принялось разрабатывать Стратегию по новой.
Тем более, что появились новые требования. Во-первых, подтвердилась установка по слиянию Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года и Стратегия развития ЖКХ до 2035 года в один единый документ. А необходимость решать задачи в комплексе и большем объёме. Это и сферы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, и рынок строительных материалов и строительной техники, и внедрение инноваций, и вопросы технического состояния отрасли и техрегулирования, и управление жильём, и развитие инвестиционного потенциала, и проблематика городской среды, и подготовка кадров.
Во-вторых, для второго варианта пришлось сдвинуть на пять лет верхнюю границу планирования, переименовав документ в Стратегию-2035, а также существенно сократив статистические изыскания и «поощрения» для крупных строительных холдингов. В июле тогдашний министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев бодро доложил, что Стратегия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти. И добавил: «Президент поставил несколько иные задачи в новом указе, нам нужно будет немножко докрутить, представить на площадку Правительства и защитить на заседании Правительства Российской Федерации».
Но, судя по всему, Владимир Владимирович (который министр с приставкой экс) немного приукрасил усилия своих подопечных и поторопился с оценками. «Докручивать» пришлось очень многое, и вторая версия Стратегии-2035 также не стала финальной. Впрочем, на сей раз одной из главных причин того, что потребовались дальнейшие доработки стала не подход авторов, а изменившиеся макроэкономические условия. Последняя версия документа была сформирована до пандемии ещё 30 апреля 2020 года и была основана на указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. При этом ряд данных и прогнозов, на которых основана Стратегия, по прошествии времени потеряли актуальность, тем более с учётом усложнения экономической ситуации.
Новый вариант Стратегии-2035 был представлен в ходе совместного заседания под председательством главы Минстроя Ирека Файзуллина с представителями профессионального сообщества, которое состоялось 21 декабря. На мероприятии также присутствовали все заместители Ирека Энваровича, президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев, вице-президент РСС Анвар Шамузафаров, председатель комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты РФ Ефим Басин, президент Российского Союза товаропроизводителей Олег Сосковец, руководитель Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, президент НОСТРОЙ Антон Глушков и другие лица.
С докладом о предлагаемой версии Стратегии-2035 выступил Заслуженный строитель России Анвар Шамузафаров. Стоит отметить, что Анвар Шамухамедович, представляя вниманию участников документ, выступал не только от лица Российского Союза строителей, но и как руководитель двух крупных саморегулируемых организаций – СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» и СРО «Объединение строительных организаций Татарстана». То есть, при разработке документа нашли своё отражение предложения строительного и саморегулируемого сообщества двух крупных субъектов Федерации – российской столицы и Республики Татарстан.
Авторы отдали должное предыдущим наработкам, отметив, что при формировании предлагаемой версии Стратегии была учтена та работа, которая проводилась Минстроем России, а также всеми представителями профессионального сообщества. Но при этом документ привели в соответствие с сегодняшними реалиями.
Что касается критики, то, по мнению разработчиков, предложенный министерством проект Стратегии-2035, содержит ссылки на национальные цели, не имеющие прямого влияния на строительную отрасль и ЖКХ. Например, к Национальной цели № 2 «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78-ми лет (к 2030 году – до 80-ти лет)» механически привязали цель Стратегии Минстроя «Повышение продолжительности жизни за счёт повышения качества и безопасности строительства и повышения качества предоставления коммунальных услуг». А к Национальной цели № 4 «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» условно привязали цель Стратегии Минстроя «Обеспечение финансовой доступности жилья и услуг ЖКХ для конечного потребителя с учётом установленных параметров качества».
Кроме того, как указывают эксперты РСС, при дальнейшей доработке Стратегии необходимо преодолеть противодействие развитию ИЖС, а малосвязанные со Строительной отраслью и ЖКХ части надо исключить. При этом в новой версии в Плане мероприятий по реализации Стратегии перечисленные и не перечисленные задачи будут детализированы.
В целом в предлагаемом варианте Стратегии-2035 содержатся те положения, которые уже неоднократно озвучивались Анваром Шамузафаровым и его командой на различных отраслевых мероприятиях. Это приоритет индивидуального жилищного домостроения, развитие агломераций, новые механизмы территориального планирования. Между прочим, в тексте приводится интересная, хотя и небесспорная оценка – по мнению авторов, при грамотной поддержке ИЖС со стороны государства возможно снижение стоимости такого рода строительства в полтора-два раза по сравнению с многоквартирными домами.
Среди других важных моментов можно отметить высказанную в документе позицию в части проводимой государственной политики по развитию льготной ипотеки. Авторы не согласны с распространённой точкой зрения, что «ипотечный бум» приводит к повышению стоимости жилищного строительства и к опасности создания «ипотечного пузыря». Наоборот, по их мнению, повышение доступности ипотеки вовлекает огромные дополнительные средства населения как в жилищное строительство, так и в ЖКХ, что оздоровляет экономику страны. При этом в качестве способа недопущения «кредитного пузыря» разработчиками называется правильная оценка (андеррайтинг) коммерческими банками платёжеспособности заёмщика. Работа в этом направлении позволит снизить дороговизну банковских кредитов для застройщиков и привести в отрасль «длинные и дешёвые» деньги.
В целом, проектному финансированию в документе уделяется значительная роль. Разработчики признают риски возможного спада строительства многоэтажных многоквартирных домов (МКД) из-за трудностей взаимодействия банковского и строительного сообщества. И считают, что решение этих проблем нужна более активная работа совместно с Банком России по снижению административной и кредитной нагрузки на застройщиков, в том числе, возможно, путём частичного субсидирования кредитных ставок и упрощения процедур.
Также в Стратегии-2035 отмечается, что при строительстве МКД сохраняются вопросы развития технологий и планировочных решений по спасению жителей с верхних этажей МКД. В период пандемии обострилось восприятие вопросов по совершенствованию систем воздухообмена в МКД для предотвращения инфильтрации воздуха из одних помещений и этажей в другие. В этих вопросах свои профессиональные предложения мог бы дать НОПРИЗ по развитию планировочных и технологических решений.
Наконец, стоит отметить, что четырьмя важнейшими направлениями Стратегии-2035 разработчики называют:
С высокой степенью вероятности именно этот вариант Стратегии развития строительной отрасли и будет принят для дальнейшей работы.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
12.01.21 в 09:53
Как можно сделать ЖКХ для конечного потребителя финансово доступно? Когда в последний раз (кроме сахара на 2 рубля) что-то дешевело?
Можно изменить доходы потребителя ;)
О-хо-хо.... Ну да. А кто менять то будет? Сказзззззочки....
"Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Стратегия будет видоизменяться на протяжении всей 15-ти летки, или просто станет лакмусовой бумажкой, которая послужит министру строительства не самую хорошую службу :(
Спасибо Аркадию за материал. За страницу истории Стратегии -2035.
С этой Стратегией в выигрыше оказались только доблестные руководители НОСТРОЙ. Так обогатиться за рерайт! Это же уметь надо.....
У ностроевцев много талантов, но зарабатывать самый развитый. Это относится ко всем президентам без исключения.
Как-то вспоминается поговорка времён молодости: У нас как в лесу: наверху шумят а ближе к земле тишина! Примут очередную бумажку , будут на неё кивать в суе, А Строитель на земле как работал так и будет работать. Я думаю если б столько сил и денег было брошено на приведение в порядок сметного ценообразования , то для стройки пользы было значительно больше чем до 2035 года...
Проблемы негра Шерифа не волнуют ;-)
А тут возникает вопрос о работе импотентного департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ. Вроде они этим должны заниматься и двигать в массы наработанные материалы и предложения.
В вопросе ответ. Департамент был создан с непонятными целями.
"Отмывочный цех" ;)
Уйти подальше от гос регулирования и строительство механизмов стороннего инвестирования по опыту приводит к потере качества и удорожанию выходного продукта.