Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»
Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание профессионального сообщества на риски в случае принятия проекта приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов» (далее – проект приказа) в редакции, размещённой на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. «СОЮЗЦЕМЕНТ» в рамках своей компетенции направил в Минтранса России ряд комментариев к проекту приказа, отражающих позицию компаний-членов отраслевого объединения.
Так, «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что проект приказа в текущей редакции создаёт преимущественные условия для отдельных участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД»), дискриминируя других (грузоотправители, грузополучатели, собственники подвижного состава). В проекте не указаны чёткие принципы отказа. Отраслевое объединение и компании-члены Союза принимают участие в общественном обсуждении проекта приказа на regulation.gov.ru, которое завершается 29 июля 2024 года. До настоящего момента ни один из комментариев не был по существу учтён разработчиками нормативного акта.
Доля железнодорожного транспорта в перевозках цемента в этом году находится на уровне 39% от общего объёма поставок цемента. Для перевозок цементной продукции в отдельных частях Российской Федерации – Урал, Сибирь, Дальний Восток – и для части перевозок сырья и добавок для нужд производителей цемента железная дорога является безальтернативным видом сообщения.
Проектом приказа предлагается установить перерабатывающую способность и (или) вместимость железнодорожных путей необщего пользования в качестве ограничения при согласовании заявок на перевозку грузов, а также заадресовке порожних вагонов.
«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что в настоящее время в нормативных актах нет однозначного понятия перерабатывающей способности пути необщего пользования, кроме того, отсутствуют утверждённые и единообразные правила её расчёта, а также правила и механизмы её корректировки (периодичность, требуемые документы, учёт факторов, снижающих или увеличивающих производительность обработки грузов и другое). В настоящее время данная величина является предметом договорных отношений между ОАО «РЖД» и пользователями услуг железнодорожного транспорта, для которых заключение данных договоров является по факту безальтернативным.
Важно отметить, что отсутствие единых стандартов расчёта перерабатывающей способности грузовых фронтов приводит к наличию различных подходов и нормативов на погрузку и выгрузку вагонов в зависимости от конкретного предприятия и регионального подразделения ОАО «РЖД». Это может ущемлять интересы грузоотправителей и грузополучателей.
Ситуацию в случае принятия приказа в новой редакции осложняет отсутствие единого доступного всем участникам перевозочного процесса информационного ресурса, содержащего сведения о величине перерабатывающей способности железнодорожных путей – информация об ограничениях содержится только в информационных системах ОАО «РЖД» и недоступна клиентам. «СОЮЗЦЕМЕНТ» отмечает, что указанные обстоятельства не позволяют оценить корректность и актуальность данной информации грузоотправителям (для целей заадресовки порожних вагонов), а также полностью исключают возможность планирования погрузки и заведения заявок в соответствии с перерабатывающей способностью грузополучателей.
«СОЮЗЦЕМЕНТ» также обращает внимание, что из текста проекта приказа, а также пояснительной записки к нему не ясно, какой критерий будет определяющим – перерабатывающая способность и (или) вместимость подъездных путей, как и кем будет осуществляться оценка ограничений применительно к конкретной заявке на перевозку.
«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что избыточные ограничения, предусматриваемые текущей версией проекта приказа, способны привести к серьёзным последствиям:
Осознавая значимость повышения технологической эффективности железнодорожного транспорта, «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает рассмотреть пакет предложений, реализация которых может способствовать сбалансированному регулированию отрасли железнодорожных перевозок. В частности, предлагается провести анализ соответствия текущих перерабывающих способностей путей необщего пользования, отражённых в информационных системах ОАО «РЖД», фактической погрузке и выгрузке предприятий в 2023-2024 году, выявить и проанализировать причины несоответствий.
Не менее важной Союз считает разработку единых федеральных правил и стандартов для заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей и подачу-уборку вагонов с правовым определением перерабатывающей способности и вместимости путей необщего пользования, а также методики расчёта перерабатывающей способности, правил оспаривания или арбитража.
Кроме того, Союз выступил с инициативой о создании единого информационного ресурса с доступом участников перевозочного процесса и регулятора к информации о перерабатывающих способностях и вместимости подъездных путей предприятия, исчерпывающих причинах отказа в согласовании заявок, предложении альтернативных вариантов перевозок в другой период или по другим направлениям.
«СОЮЗЦЕМЕНТ» полагает, что для достижения максимальной прозрачности и эффективности процесса, а также достижения целей национального развития указанную задачу должен выполнять независимый регулятор, равноудалённый от интересов участников перевозочного процесса (например, ФАС России).
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
26.07.24 в 07:16
Иногда складывается впечатление, что все эти люди, пишущие такие приказы и НТД в Минтрансе и Минстрое, абсолютно полностью незнакомы с принципами и критериями научного познания мира. Надо строить жд пути и поменьше бюрократии - вместо этого какие-то ограничения, которые только приводят к удорожанию стройки.
вот так они знакомы с проблемами
Нет ничего хуже бездумных решений. Удорожание с самых низов по самый верх. Кроме того, при закрытии заводов люди останутся без средств к существованию. Но в теплых кабинетах решили вот так.