Удар по производству цемента

Обсуждение: 3
4469
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Последствия принятия в новой редакции приказа Минтранса России о критериях отказа в железнодорожных перевозках будут плачевные для строительной отрасли нашей страны

Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание профессионального сообщества на риски в случае принятия проекта приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов» (далее – проект приказа) в редакции, размещённой на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. «СОЮЗЦЕМЕНТ» в рамках своей компетенции направил в Минтранса России ряд комментариев к проекту приказа, отражающих позицию компаний-членов отраслевого объединения.

Так, «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что проект приказа в текущей редакции создаёт преимущественные условия для отдельных участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД»), дискриминируя других (грузоотправители, грузополучатели, собственники подвижного состава). В проекте не указаны чёткие принципы отказа. Отраслевое объединение и компании-члены Союза принимают участие в общественном обсуждении проекта приказа на regulation.gov.ru, которое завершается 29 июля 2024 года. До настоящего момента ни один из комментариев не был по существу учтён разработчиками нормативного акта.

Доля железнодорожного транспорта в перевозках цемента в этом году находится на уровне 39% от общего объёма поставок цемента. Для перевозок цементной продукции в отдельных частях Российской Федерации – Урал, Сибирь, Дальний Восток – и для части перевозок сырья и добавок для нужд производителей цемента железная дорога является безальтернативным видом сообщения.

Проектом приказа предлагается установить перерабатывающую способность и (или) вместимость железнодорожных путей необщего пользования в качестве ограничения при согласовании заявок на перевозку грузов, а также заадресовке порожних вагонов.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что в настоящее время в нормативных актах нет однозначного понятия перерабатывающей способности пути необщего пользования, кроме того, отсутствуют утверждённые и единообразные правила её расчёта, а также правила и механизмы её корректировки (периодичность, требуемые документы, учёт факторов, снижающих или увеличивающих производительность обработки грузов и другое). В настоящее время данная величина является предметом договорных отношений между ОАО «РЖД» и пользователями услуг железнодорожного транспорта, для которых заключение данных договоров является по факту безальтернативным.

Важно отметить, что отсутствие единых стандартов расчёта перерабатывающей способности грузовых фронтов приводит к наличию различных подходов и нормативов на погрузку и выгрузку вагонов в зависимости от конкретного предприятия и регионального подразделения ОАО «РЖД». Это может ущемлять интересы грузоотправителей и грузополучателей.

Ситуацию в случае принятия приказа в новой редакции осложняет отсутствие единого доступного всем участникам перевозочного процесса информационного ресурса, содержащего сведения о величине перерабатывающей способности железнодорожных путей – информация об ограничениях содержится только в информационных системах ОАО «РЖД» и недоступна клиентам. «СОЮЗЦЕМЕНТ» отмечает, что указанные обстоятельства не позволяют оценить корректность и актуальность данной информации грузоотправителям (для целей заадресовки порожних вагонов), а также полностью исключают возможность планирования погрузки и заведения заявок в соответствии с перерабатывающей способностью грузополучателей.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» также обращает внимание, что из текста проекта приказа, а также пояснительной записки к нему не ясно, какой критерий будет определяющим – перерабатывающая способность и (или) вместимость подъездных путей, как и кем будет осуществляться оценка ограничений применительно к конкретной заявке на перевозку.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что избыточные ограничения, предусматриваемые текущей версией проекта приказа, способны привести к серьёзным последствиям:

  • риск полного прекращения производственной деятельности по выпуску цемента отдельными предприятиями из-за невозможности поставки сырья, добавок, транспортировки цемента железнодорожным транспортом;
  • банкротство отдельных производителей цемента, не имеющих возможность переключить объёмы поставок на альтернативные виды транспорта;
  • значительный рост затрат на строительство и содержание дополнительной железнодорожной инфраструктуры для размещения и обработки подвижного состава, ограниченного к приёму ОАО «РЖД» на сеть магистрального транспорта;
  • существенное повышение затрат стройкомплекса Российской Федерации, снижение темпов строительства, срыв реализации госпрограмм.

Осознавая значимость повышения технологической эффективности железнодорожного транспорта, «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает рассмотреть пакет предложений, реализация которых может способствовать сбалансированному регулированию отрасли железнодорожных перевозок. В частности, предлагается провести анализ соответствия текущих перерабывающих способностей путей необщего пользования, отражённых в информационных системах ОАО «РЖД», фактической погрузке и выгрузке предприятий в 2023-2024 году, выявить и проанализировать причины несоответствий.

Не менее важной Союз считает разработку единых федеральных правил и стандартов для заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей и подачу-уборку вагонов с правовым определением перерабатывающей способности и вместимости путей необщего пользования, а также методики расчёта перерабатывающей способности, правил оспаривания или арбитража.

Кроме того, Союз выступил с инициативой о создании единого информационного ресурса с доступом участников перевозочного процесса и регулятора к информации о перерабатывающих способностях и вместимости подъездных путей предприятия, исчерпывающих причинах отказа в согласовании заявок, предложении альтернативных вариантов перевозок в другой период или по другим направлениям.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» полагает, что для достижения максимальной прозрачности и эффективности процесса, а также достижения целей национального развития указанную задачу должен выполнять независимый регулятор, равноудалённый от интересов участников перевозочного процесса (например, ФАС России).

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

26.07.24 в 07:16
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
  • Федор
    Федор 26.07.2024 в 09:50 пишет:

    Иногда складывается впечатление, что все эти люди, пишущие такие приказы и НТД в Минтрансе и Минстрое, абсолютно полностью незнакомы с принципами и критериями научного познания мира. Надо строить жд пути и поменьше бюрократии - вместо этого какие-то ограничения, которые только приводят к удорожанию стройки.

    Ответить
    Марк Андреевич
    Марк Андреевич 26.07.2024 в 23:58 пишет:

    Нет ничего хуже бездумных решений. Удорожание с самых низов по самый верх. Кроме того, при закрытии заводов люди останутся без средств к существованию. Но в теплых кабинетах решили вот так.

    Ответить
САМ - АВТОР
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 4
Сергей Яковлев
08.11, 13:46 7 3894
Не умеешь? Научим!
Аркадий Апумчик
07.11, 12:16 6 4181
Попробуй тут поспи спокойно…
Владимир Авденин
06.11, 10:41 6 4422
Запомни это, юрист СРО!
Добрило Мастеровой
05.11, 09:06 6 4628
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 3
Сергей Яковлев
01.11, 14:00 21 4722
Дабы обойтись без стрессов
Евгений Карант
31.10, 11:59 4 4784
Замороженных не избежать
Владимир Авденин
31.10, 07:11 2 4583
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 2
Сергей Яковлев
25.10, 13:43 5 4613
Не самострой, а самостроище!
Инженер-строитель
24.10, 12:04 5 4760
Быть готовым к «Дрожи Земли»
Сергей Яковлев
18.10, 13:21 2 4630
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 3
Салават Истамбаев
17.10, 10:44 2 4677
Доходные МКД
Владимир Авденин
15.10, 12:17 2 6469
Об ограничении права члена СРО
Валерий Мозолевский
09.10, 10:39 8 4834
2