Удар по производству цемента

Обсуждение: 3
444
Дарья Мартынкина

Автор:

Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Последствия принятия в новой редакции приказа Минтранса России о критериях отказа в железнодорожных перевозках будут плачевные для строительной отрасли нашей страны

Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание профессионального сообщества на риски в случае принятия проекта приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов» (далее – проект приказа) в редакции, размещённой на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. «СОЮЗЦЕМЕНТ» в рамках своей компетенции направил в Минтранса России ряд комментариев к проекту приказа, отражающих позицию компаний-членов отраслевого объединения.

Так, «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что проект приказа в текущей редакции создаёт преимущественные условия для отдельных участников перевозочного процесса (ОАО «РЖД»), дискриминируя других (грузоотправители, грузополучатели, собственники подвижного состава). В проекте не указаны чёткие принципы отказа. Отраслевое объединение и компании-члены Союза принимают участие в общественном обсуждении проекта приказа на regulation.gov.ru, которое завершается 29 июля 2024 года. До настоящего момента ни один из комментариев не был по существу учтён разработчиками нормативного акта.

Доля железнодорожного транспорта в перевозках цемента в этом году находится на уровне 39% от общего объёма поставок цемента. Для перевозок цементной продукции в отдельных частях Российской Федерации – Урал, Сибирь, Дальний Восток – и для части перевозок сырья и добавок для нужд производителей цемента железная дорога является безальтернативным видом сообщения.

Проектом приказа предлагается установить перерабатывающую способность и (или) вместимость железнодорожных путей необщего пользования в качестве ограничения при согласовании заявок на перевозку грузов, а также заадресовке порожних вагонов.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что в настоящее время в нормативных актах нет однозначного понятия перерабатывающей способности пути необщего пользования, кроме того, отсутствуют утверждённые и единообразные правила её расчёта, а также правила и механизмы её корректировки (периодичность, требуемые документы, учёт факторов, снижающих или увеличивающих производительность обработки грузов и другое). В настоящее время данная величина является предметом договорных отношений между ОАО «РЖД» и пользователями услуг железнодорожного транспорта, для которых заключение данных договоров является по факту безальтернативным.

Важно отметить, что отсутствие единых стандартов расчёта перерабатывающей способности грузовых фронтов приводит к наличию различных подходов и нормативов на погрузку и выгрузку вагонов в зависимости от конкретного предприятия и регионального подразделения ОАО «РЖД». Это может ущемлять интересы грузоотправителей и грузополучателей.

Ситуацию в случае принятия приказа в новой редакции осложняет отсутствие единого доступного всем участникам перевозочного процесса информационного ресурса, содержащего сведения о величине перерабатывающей способности железнодорожных путей – информация об ограничениях содержится только в информационных системах ОАО «РЖД» и недоступна клиентам. «СОЮЗЦЕМЕНТ» отмечает, что указанные обстоятельства не позволяют оценить корректность и актуальность данной информации грузоотправителям (для целей заадресовки порожних вагонов), а также полностью исключают возможность планирования погрузки и заведения заявок в соответствии с перерабатывающей способностью грузополучателей.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» также обращает внимание, что из текста проекта приказа, а также пояснительной записки к нему не ясно, какой критерий будет определяющим – перерабатывающая способность и (или) вместимость подъездных путей, как и кем будет осуществляться оценка ограничений применительно к конкретной заявке на перевозку.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что избыточные ограничения, предусматриваемые текущей версией проекта приказа, способны привести к серьёзным последствиям:

  • риск полного прекращения производственной деятельности по выпуску цемента отдельными предприятиями из-за невозможности поставки сырья, добавок, транспортировки цемента железнодорожным транспортом;
  • банкротство отдельных производителей цемента, не имеющих возможность переключить объёмы поставок на альтернативные виды транспорта;
  • значительный рост затрат на строительство и содержание дополнительной железнодорожной инфраструктуры для размещения и обработки подвижного состава, ограниченного к приёму ОАО «РЖД» на сеть магистрального транспорта;
  • существенное повышение затрат стройкомплекса Российской Федерации, снижение темпов строительства, срыв реализации госпрограмм.

Осознавая значимость повышения технологической эффективности железнодорожного транспорта, «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает рассмотреть пакет предложений, реализация которых может способствовать сбалансированному регулированию отрасли железнодорожных перевозок. В частности, предлагается провести анализ соответствия текущих перерабывающих способностей путей необщего пользования, отражённых в информационных системах ОАО «РЖД», фактической погрузке и выгрузке предприятий в 2023-2024 году, выявить и проанализировать причины несоответствий.

Не менее важной Союз считает разработку единых федеральных правил и стандартов для заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей и подачу-уборку вагонов с правовым определением перерабатывающей способности и вместимости путей необщего пользования, а также методики расчёта перерабатывающей способности, правил оспаривания или арбитража.

Кроме того, Союз выступил с инициативой о создании единого информационного ресурса с доступом участников перевозочного процесса и регулятора к информации о перерабатывающих способностях и вместимости подъездных путей предприятия, исчерпывающих причинах отказа в согласовании заявок, предложении альтернативных вариантов перевозок в другой период или по другим направлениям.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» полагает, что для достижения максимальной прозрачности и эффективности процесса, а также достижения целей национального развития указанную задачу должен выполнять независимый регулятор, равноудалённый от интересов участников перевозочного процесса (например, ФАС России).

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

26.07.24 в 07:16
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 1 оценке пользователя
  • Федор
    Федор 26.07.2024 в 09:50 пишет:

    Иногда складывается впечатление, что все эти люди, пишущие такие приказы и НТД в Минтрансе и Минстрое, абсолютно полностью незнакомы с принципами и критериями научного познания мира. Надо строить жд пути и поменьше бюрократии - вместо этого какие-то ограничения, которые только приводят к удорожанию стройки.

    Ответить
    Марк Андреевич
    Марк Андреевич 26.07.2024 в 23:58 пишет:

    Нет ничего хуже бездумных решений. Удорожание с самых низов по самый верх. Кроме того, при закрытии заводов люди останутся без средств к существованию. Но в теплых кабинетах решили вот так.

    Ответить
САМ - АВТОР
Не рискуйте!
Валерий Мозолевский
26.07, 15:04 6 428
Удар по производству цемента
Дарья Мартынкина
26.07, 07:16 3 444
Чубайс уехал, но дело его живёт
Виктор Правдин
23.07, 12:02 6 1118
ИЖС как неизбежность
Инженер-строитель
19.07, 15:06 4 1987
О пользе похода в суд
Добрило Мастеровой
19.07, 12:01 4 2022
Финконтроль такое не прощает
Изумлённый Чиновник
17.07, 13:35 4 2445
Низкая цена должна насторожить
Дарья Мартынкина
15.07, 12:01 4 2774
Защищая интересы подрядчика и СРО
Николай Погодин
10.07, 15:14 3 4025
Остров невезения
Добрило Мастеровой
09.07, 13:34 12 4680
Дорогие ИЖС-гарантии
Владимир Авденин
09.07, 08:59 3 4048
СРО для монетизации миграции?
Виктор Правдин
08.07, 13:40 14 4185
Большие деньги придут в ИЖС
Аркадий Апумчик
08.07, 07:14 5 4114
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 1
Салават Истамбаев
26.06, 12:31 10 4668
Хотя ответчик и ненадлежащий…
Николай Погодин
20.06, 16:53 10 4933