Доктор юридических наук, профессор, Руководитель Центра перспективных правовых и финансовых технологий Южного Университета "ИУБиП", член правления РООО КУАП Авторский Союз "Бона Фидэс", член коллегии СРО "ГПО ЮО"
Почти 10 лет моей деятельности тесно связаны с ростовской СРО Ассоциация «Гильдия проектных организаций Южного округа». Некоторые, разработанные нашим коллективом теоретические методы на практике были использованы, сразу скажу – довольно успешно, в судебной защите интересов членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, с глубоким сожалением приходится констатировать – несмотря на то, что вопросы интеллектуальной собственности вот уже более дюжины лет стали кодифицированной правовой нормой, а в правовом поле Российской Федерации «работают» с 1993 года (!), многие проектировщики до сих пор даже не представляют всего разнообразия объектов интеллектуальной собственности в сфере строительства. А ведь к ним относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (то есть архитектурный проект, градостроительный план, проект благоустройства), географические и другие карты, планы, эскизы (например, топографический план), литературные произведения (например, технические отчёты и описания), фотографии (в том числе фотоотчёты подрядчика), скульптура, графика, дизайн (например, малые архитектурные формы и элементы отделки). Кроме того, к интеллектуальной собственности можно отнести группу так называемых «информационных объектов»: 3D-модели, базы данных, программные продукты.
Большинство архитекторов и проектных организаций до сих пор не понимают, что одним из самых актуальных вопросов в сфере строительства является использование архитектурного проекта как объекта авторских прав.
Стоит начать с того, что проектная и рабочая документация это абсолютно разные по своей сути и значению документы. Состав разделов проектной документации определен в статье 48 Градостроительного кодекса РФ. Одним из разделов проектной документации является раздел «Архитектурные решения».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в состав проектной документации объектов капстроительства производственного и непроизводственного назначения включается 3-й раздел – «Архитектурное решение».
Согласно положениям статьи 1255 Гражданского кодекса РФ, «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». Проектная документация в виде чертежей, содержащих архитектурное решение, в контексте данной нормы рассматривается как произведение искусства.
В соответствии с положениями статьи 1259 того же ГК РФ, к объектам авторских прав относятся, в том числе, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусствав виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Федеральным законом № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года определено архитектурное решение как авторский замысел архитектурного объекта – его внешнего, внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации.
Таким образом, любой архитектурный проект является объектом авторского права и им, авторским правом, охраняется.
Эту позицию подтвердил Суд по интеллектуальным правам (СИП) в постановлении от 4 мая 2018 года. Он установил, что проектная документация ничем особо не выделяющегося административного здания с подземной автостоянкой и здания лабораторного корпуса является объектом авторского права, поскольку содержит архитектурное решение.
В то же время проектная документация линейных объектов капитального строительства (например, дорог) не содержит архитектурного решения, в связи с чем не охраняется авторским правом. Эта позиция была сформулирована в постановлении СИП от 7 июня 2018 года.
Соответственно, нужно отделять «вершки от корешков», в том смысле, что проектная документация по содержанию и составу различна, в ней есть и разделы, на которые распространяется право интеллектуальной собственности, и разделы, которые являются обычной технической документацией (например, раздел «Система водоснабжения»).
Для того, чтобы определить, что есть что, стоит обратиться к положениям абзаца 1 пункта 1 статьи 1228 и статьи 1257 ГК РФ. В соответствии с этими нормами, «автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого создан такой результат», из чего следует, что для признания объектом интеллектуальных прав того или иного раздела проектной документации необходимо установить наличие либо отсутствие такого элемента как творческая деятельность автора. И мы видим, что раздел «Система водоснабжения» не является объектом авторского права, если, конечно, инженер по заданию заказчика не расписал трубопроводы, например, в художественном стиле «Гжель». А вот раздел проектной документации «Архитектурные решения» определенно является объектом авторского права, и на него распространяются все нормы глав 69 и 70 ГК РФ. В положениях статьи 1294 ГК РФ об этом и указано – «Исключительное право на произведение архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства принадлежит автору или иному правообладателю».
Суды, разбирая дела об интеллектуальной собственности, исходят из презумпции наличия творчества и, соответственно, распространения авторского права на вышеперечисленные объекты. «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом», – гласит статья 1228 ГК РФ. Так, различными судебными инстанциями в качестве охраняемых объектов авторского права были признаны: документация на строительство логистического склада, фотография, изображающая болты и гайки, и даже геодезическая и картографическая продукция.
В соответствии с положениями статей 1270, 1294 ГК РФ, исключительное право на произведение предоставляет собой возможность его использования в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, в том числе путём разработки документации для строительства, а также путём практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта. Пункт 2 статьи 1294 ГК РФ определяет, что автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. На данный момент действует Свод правил по проектированию и строительству СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 10 июня 1999 года № 44).
Допускаю, что может «рябить в глазах» от вышеперечисленных пунктов, статей и юридических терминов, но без знания и понимания этих «основ» у архитекторов и проектировщиков могут появиться большие проблемы и, что хуже всего, уже много раз появлялись.
С 2011 года я неоднократно выступал с разъяснениями действия положений части 4 ГК РФ перед представителями «зодческого сообщества» России, но довольно часто слышал в ответ:
В дальнейшем жизнь показала, что «кто хочет – ищет возможности, а кто не хочет – ищет причины» и, при этом, вторых, проблемы авторского права в их деятельности коснулись самым негативным образом.
В 2012 году с участием представителей крупнейших творческих Союзов России – Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Союза писателей, Союза художников было создано общество по коллективному управлению авторскими правами – РООО КУАП «Авторский Союз «БОНА ФИДЭС», ставшее пятым таким обществом в Российской Федерации и ориентированное, в основном, на управление авторскими правами архитекторов, дизайнеров, скульпторов, художников и авторов произведений декоративно-прикладного искусства. Одним из учредителей этого общества, ставший впоследствии членом его правления, был Юрий Николаевич Трухачёв – вице-президент Союза архитекторов России, благодаря усилиям которого в среде архитекторов и проектировщиков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов распространилась информация о «полезной деятельности» Авторского Союза.
Во-первых, была устранена «проблема сложности» регистрации и учёта авторских прав.
Во-вторых, появилась небольшая, но централизованная юридическая служба по консультированию, а зачастую и по защите в сфере авторского права, в том числе и архитекторов.
В-третьих, что я считаю самым главным, благодаря регистрации авторских прав и появлению в судебном документообороте Авторских Свидетельств РООО КУАП, начало складываться единообразие в судебной практике по спорам архитекторов и проектировщиков с заказчиками, подрядчиками и плагиаторами.
Об этом я хотел бы более подробно рассказать, на примере судебных процессов членов СРО Ассоциации «Гильдия проектных организаций Южного округа».
ООО «Контур» в конце 2009 года обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО «Стройпроект сервис» (на тот момент – члену СРО Ассоциации «ГПО ЮО») о взыскании компенсации в размере 7.900.000 рублей за нарушение авторских прав на архитектурный проект многоэтажного жилого дома со встроенными объектами сервиса и торговли.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17 июня 2010 года в удовлетворении иска отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2010 года решение суда первой инстанции отменено, исковое требование удовлетворено. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 28 февраля 2011 года постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
К сожалению, только на этом этапе наш коллектив был приглашён для оказания помощи члену СРО. Да, факт использования чужого проекта был доказан, но мы не согласились с таким размером суммы (7,9 миллиона рублей), истребуемой истцом, по правилам пункта 3 статьи 1301 ГК РФ, компенсации.
Наша позиция была поддержана Высшим Арбитражным Судом России и
постановлением Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 года № 5816/11 по делу № А32-47315/2009 решение Арбитражного суда Краснодарского края, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по тому же делу были отменены, а дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края для определения размера компенсации, подлежащей взысканию.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 март 2012 года, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2012 года, исковые требования по этому делу были удовлетворены частично и с ответчика – члена СРО Ассоциации «ГПО ЮО» в пользу истца было взыскано 1.106.000 рублей компенсации за нарушение авторских прав и судебные расходы, то есть в 7 раз меньше.
Лишний раз, оказавшийся не лишним, было показано и вошло в судебную практику Российской Федерации, что без согласия автора или правообладателя архитектурного проекта нельзя безнаказанно использовать этот проект, но и нельзя требовать компенсации за всю использованную проектную документацию, а только за ту, которая охраняется авторским правом.
Следующим показательным процессом считаю арбитражный спор по иску заказчика (ООО Трест «Ай-Би-Си Промстрой») к ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская Смертюка Б. С.» (члену СРО Ассоциации «ГПО ЮО» и члену РООО КУАП «Авторский Союз «БОНА ФИДЭС»), длившийся 5 лет 2 месяца 20 дней, по делу № А20-227/2012. Очень многие сталкивались с ситуацией, когда недобросовестный заказчик пытается отказаться от услуг проектировщика, взыскать с него аванс и изготовить проектную документацию за гораздо меньшую стоимость либо своими силами, либо силами «штрейкбрехеров». При этом документация, разработанная проектировщиком, которая, якобы, не устроила заказчика, незаконно используется и реализуется.
ООО «Трест «АЙ-БИ-СИ Промстрой» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская Смертюка Б. С.» о расторжении договора от 26 января 2009 года № 1 и взыскании с ответчика 1.605.000 рублей. Ответчик обратился со встречным исковым заявлением к Истцу о признании договора от 26 января 2009 года № 1 выполненным со стороны общества «ПТАМ Смертюка Б. С.» в полном объёме и о взыскании с Истца 605.000 рублей задолженности по договору от 26 января 2009 года № 1.
Два раза суд первой инстанции выносил решения в пользу заказчика, а суд апелляционной инстанции, также дважды, оставлял его в силе. И только кассационная инстанция (Арбитражный суд Северо-Кавказского округа) дважды возвращала дело на новое рассмотрение.
И наконец, ещё одним новым (третьим!) решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2015 года, в удовлетворении искового заявления ООО «Трест «АЙ-БИ-СИ Промстрой» отказано; встречные исковые требования удовлетворены: договор от 26 января 2009 года № 1 признан исполненным; с ООО «Трест «АЙ-БИ-СИ Промстрой» в пользу ООО «ПТАМ Смертюка Б.С.» взыскана задолженность за выполненные работы в сумме 605.000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 19.100 рублей; с ООО «Трест «АЙ-БИ-СИ Промстрой» в пользу ООО «ПТАМ Смертюка Б.С.» взысканы расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных и кассационных жалоб в общей сумме 9.000 рублей.
С учётом того, что автором произведения архитектуры «Горнолыжный стадион на поляне Азау», Приэльбрусье КБР – архитектурный проект на стадии «проект» является Смертюк Б. С. и было выдано Авторское Свидетельство от 17 апреля 2012 № 07-00003, на основании которого он является правообладателем произведений архитектуры, графики и аудиовизуальных произведений зарегистрированных а Едином реестре авторов и правообладателей произведений литературы, науки и искусства за номером AU-ID: 0003RH-AMS0003, фактическую точку в этом деле поставил Суд по Интеллектуальным Правам своим Постановлением от 17 мая 2016 года.
Не менее показательным считаю арбитражный процесс по делу № А63-22578/2017 по спору между заказчиком (ООО «Геовектор», Ставрополь) и исполнителем-проектировщиком (ИП Божукова Т. Ю., Ставрополь, член СРО Ассоциации «ГПО ЮО» и член РООО КУАП «Авторский Союз «БОНА ФИДЭС») о взыскании компенсации в размере 1.920.000 рублей за нарушение исключительного права на архитектурное произведение (эскизный проект по объекту «Торгово – развлекательный гипермаркет на участке около улицы Земляничной вдоль объездной дороги, город Сочи»), созданное по договору от 20 мая 2013 года № 1 на выполнение проектных работ.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14 сентября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Суд по интеллектуальным правам, как кассационная инстанция, вынося постановление от 4 марта 2019 года об оставлении без изменения судебных решений первой и апелляционной инстанций, указал, что «Исключительное право на эскизный проект по объекту «Торгово-развлекательный гипермаркет на участке около улице Земляничной вдоль объездной дороги, город Сочи», созданный в июне 2013 года и внесённый 27 сентября 2013 года в Единый реестр авторов и правообладателей произведений литературы, науки и искусства и задепонированный за общим номером AU-ID: 01 _07_08_В13_26.0162, принадлежит ИП Божуковой Т. Ю., согласно авторскому свидетельству № 26-00162» и, соответственно, «Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1226, 1270, 1294, 1301 ГК РФ, исходили из того, что факт принадлежности истцу авторских прав на эскизный проект и факт нарушения их ответчиком подтверждён, размер заявленной истцом компенсации за допущенное нарушение обоснован».
В этом деле мы впервые обратились в суд с требованием применения положения пункта 3 статьи 1301 ГК РФ о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Приведённые примеры судебных споров, конечно же, полезная, но очень «скромная» информация для деятельности архитекторов и проектировщиков. В современных условиях достаточно жёсткой конкуренции в сфере проектирования, а также при наличии «регулярного желания» заказчиков получить проектную документацию при минимальных затратах, вопросы комплексной системы менеджмента и защиты авторских прав выходят на передовые позиции. Самое главное – в России давно существует вся (!) необходимая правовая база для успешной работы с объектами авторского права. Главным препятствием для использования этой правовой базы является «правовой нигилизм» как самих авторов произведений, так и лиц, использующих эти произведения.
Приведу пример грамотного (в чётком соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации) и выгодного менеджмента авторских прав одним архитектурным бюро города Ростова-на-Дону.
Пояснения:
* – без регистрации авторского права оценку очень сложно произвести;
** – без регистрации и оценки авторских прав очень сложно их капитализировать – поставить на бухгалтерский учёт, за счёт интеллектуальной собственности снижать налогооблагаемую базу при основном режиме налогообложения, использовать в качестве залогового и расчётного инструмента;
«В налоговом учёте исключительные права на объекты интеллектуальной собственности учитываются в составе амортизируемого имущества в качестве нематериального актива (пункт 1 статьи 256 и пункт 3 статьи 257 Кодекса)» – из письма департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 января 2015 года № 03-03-06/1/3555.
*** – ИФНС города Москвы зарегистрировала совместное предприятие с уставным капиталом более 20-ти миллионов рублей, из которых более 10-ти миллионов было принято в виде интеллектуальной собственности российских учредителей, а ещё более 10-ти миллионов рублей – в денежном выражении, внесённом иностранными партнёрами.
К сожалению, такие случаи пока единичны.
Резюмируя всё вышеизложенное, хотел бы обратить Ваше внимание на следующую дюжину позиций.
В заключении этой публикации не могу не обратить внимания на то, что общее понимание наличия проблем авторского права в деятельности архитекторов и проектировщиков имеется. Так мы знаем, что 27 октября 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал идею обсудить возможность создания государственного органа, отвечающего за вопросы архитектуры и градостроительства. Об этом он сказал на заседании Совета по культуре и искусству, комментируя предложение руководителя Союза архитекторов России Николая Ивановича Шумакова. Президент также согласился с необходимостью обсудить законопроект, призванный приравнять архитектуру к искусству, хотя, по моему скромному мнению, это и так следует из совокупности правовых норм действующего законодательства Российской Федерации. Всего-то навсего, осталось применять эти нормы в нашей жизни и профессиональной деятельности.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.03.21 в 07:54
Юридическая безграмотность у населения является одной из основных проблем правового государства.
Слишком сложное законодательство. И становится всё сложнее и сложнее. Исключений из правил всё более, чем самих правил. Юридическая техника и принципы правовой системы за последние 15 лет стало не узнать. Классическая система права уничтожена почти полностью.
В этой связи, либо законы надо писать проще и доступнее для понимания граждан, либо должна расти роль юристов и адвокатов. Второй вариант характерен только для состоятельного государства с высоким процентом среднего класса граждан.
первый вариант фактически тоже нереализуем ;(
Теперь, да...
Было бы неплохо, на мой взгляд, подключиться к работе коллегам из НОПРИЗ...
Полианна, обратите внимание на то, что Владимир Владимирович Путин поддержал идею обсудить возможность создания государственного органа, отвечающего за вопросы архитектуры и градостроительства. В этой связи Ваше предложение о подключении к работе коллег из НОПРИЗ выглядит странным, поскольку не понятно за какие деньги эти коллеги, на Ваш взгляд, должны подключиться к этой работе. Я правильно Вас понял, что по существу Вы предлагаете увеличить членские взносы проектных и изыскательских СРО в НОПРИЗ, чтобы увеличить доходную чать бюджета этого Нацобъединения для ее последующего распила?
Предлагается очередная торговля фантиками в виде сертификата или свидетельства о депонировании авторских прав...
Колоссально!
На самом деле такой процедуры как регистрация авторских прав попросту не существует. И эта норма вытекает из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (всё ещё действует и распространяется не только на литературу). Уже с 19 века нет никакой регистрации авторских прав. Бернская конвенция действует до сих пор, и к ней присоединилось около 170-ти государств. Авторские права возникают у автора в момент создания и сразу подлежат охране без необходимости соблюдать какие-либо формальности. В законодательстве РФ это правило закреплено в п.4 ст.1259 Гражданского кодекса (ГК РФ).
Всё остальное - просто удобство автора за его же бабки...
А вот НОПРИЗ, действительно, тоже мог бы на этом заработать. Ну, не отдавать же это на откуп СРО?..
Ха-ха-ха-ха...
Многолетняя практика по судебным спорам по авторским правам показала, что Презумпция Авторства (отраженная в Бернской Конвенции и в ГК), не только в нашей стране, но и в Европе и Америке (не просто так работает Бюро Авторских прав при Библиотеке Конгресса США), очень слабо и редко работает без депонирования (регистрации) автором своих прав.
А разве кто-то оспаривал исключительные права индивидуального предпринимателя Божуковой Татьяны Юрьевны по делу А63-22578/2017, что ей пришлось доказывать их?
Исключительное право на архитектурный проект, созданный Божуковой Т.Ю. было нарушено Заказчиком. Более того, Заказчик сам инициировал процесс взыскания с архитектора выплаченного аванса, при этом начал использовать проект, "забыв" - а) рассчитаться полностью с Исполнителем и б) получить исключительные права на использование проекта. Пришлось защищать и интересы Исполнителя, и авторские права.
Вы не совсем поняли вопроса, или я неточно задал... Не суть...
Я не о защите прав задал вопрос (понятно, что они нарушены, как указал суд), а о том, оспаривал ли кто-то само авторство и принадлежность таких прав, что нужно было доказывать через реестр правообладание? В судебных актах ответчик не оспаривал, что эскиз делался ИП.
В самом начале судебной тяжбы с Геовектором, на стадии получения ими досудебной претензии, со стороны руководства Геовектора прозвучала фраза: "Ну это ещё доказать надо, что какие-то исключительные права у ИП есть." В дальнейшем процесс показал, что доказывать судам всех инстанций, включая СИП, ничего не надо, если есть Авторское Свидетельство.
ОК, ясно, что наличие бумажки упрощает доказывание, чем когда её нет. Тем более, что стоимость не заоблачная. Особенно для тех, кто постоянно проектирует (основная деятельность) и нуждается в защите своих прав.
Согласен.
Огромное спасибо Марату Васильевичу за его труд! Несмотря на объем публикации, прочитал, как говорится, на одном дыхании. Уверен, что эта статья заинтересует многих специалистов и не только строительной отрасли. А прежде всего, конечно, юристов, которых, судя по комментариям, на данной дискуссионной площадке немало:-))
Очень интересно, согласен.
Хотелось бы задать автору важный вопрос: "Какова ориентировочная стоимость депонирования в реестре авторов и правообладателей произведений литературы, науки и искусства или аналогичных реестрах РАО или иных реестродержателей?" Ну, скажем, на примере дела А63-22578/2017...
Вопрос денег - это очень важный вопрос, но автором не раскрыт. Хотя автор настоятельно рекомендует делать депонирование. Сикока стоит услуга?
На сайте Авторского Союза (authorsunion.ru), хотя они ещё его до конца не обновили, есть необходимая информация. Не буду советовать "Гуглы и Яндексы в помощь" и отвечу, что Истец по арбитражному делу А63-22578/2017 затратил 1590 рублей вступительного взноса за членство архитектора, как Автора, 2590 рублей за регистрацию произведения и внесения данных в "Единый Реестр авторов и правообладателей произведений литературы, науки и искусства", ещё 1590 рублей за членство Правообладателя и ещё 2590 за регистрацию произведения за Правообладателем, как созданного в порядке служебного задания. Итого - чуть больше 8000 рублей. Сравнивайте.
Что значит "за членство"? Членские взносы платят?
Марат, вот это очень правильная мысль. Авторский Союз является общественной организацией, объединяющей на основе добровольного членства физических лиц, которые нуждаются в защите своих авторских прав. Любые некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве, в конечном итоге превращаются в НОСТРОЙ или НОПРИЗ, ибо зачем делать что-то полезное и работать на результат, если деньги и без того текут в карманы всем известных лиц. Как известно, природу не обмануть
всё нашему народу надо получить бесплатно. а сами бесплатно почему не работаете? :)
70% работаем как раз за "спасибо"... Остальное тратится на одежду и еду. А, ну, ещё ЖКХ... Прорва.
Учитывая, что все Общества по коллективному управлению авторскими правами (а их в России всего 5 - по управлению в различных сферах творчества) являются общественными организациями, основанными на членстве (ст.ст. 1242-1244 ГК РФ), впрочем, как и Творческие союзы архитекторов, художников, дизайнеров, то членский взнос, к сожалению или к счастью - кому как, является обязательным. Другой вопрос - какой он, этот членский взнос? Так вот, если в других организациях, основанных на членстве, есть ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные членские взносы, то в Авторском Союзе этот взнос одноразовый и НАВСЕГДА.
Благодарю за честные и исчерпывающие ответы.
И ещё раз спасибо за познавательную статью.
Учитывая, что в 2011 году я был инициатором создания Авторского Союза, то при его создании я убедил коллег, что 1. это должно быть ДОБРОВОЛЬНОЕ объединение авторов (кто считает, что это ему не нужно, пусть не приходит); 2.это должно быть объединение с минимальной финансовой нагрузкой на членов; 3. управление и защита авторскими правами должны быть индивидуализированы, т.е. нельзя идти по пути РАО, ВОИС и т.д. Пример был - Управис: они создавались, чтобы заниматься ТОЛЬКО художниками и ТОЛЬКО по вопросам правового сопровождения реализации произведений искусства, но ... рутина бизнеса подмяла и их, они начали заниматься всем, что приносит прибыль.
Выражаю огромную благодарность автору!!!
Получил огромное удовольствие от прочтения статьи.
К своему стыду признаюсь, что многого сам не знал, так как не сталкивался.
Крайне полезная статья!!!