Зэки vs мигранты?

Обсуждение: 44
7521
Добрило Мастеровой

Привлекать осужденных на стройки или нет – вопрос с далеко не однозначным ответом…

Не так давно ФСИН предложила создать исправительные центры для осужденных на строительных объектах, где не хватает рабочих. И уже многие политики и саморегуляторы высказались по данной идее. И ещё много будет различных мнений и суждений.

Однозначно сейчас сложно сказать насколько данное предложение будет реализуемо, и с какими сложностями оно столкнется. Мне представляется логичным вспомнить историю и нормативное закрепление возможности привлечения осужденных к строительству различных объектов капитального строительства.

Для начала надо сказать, что возможность привлечения осужденных уже закреплена нормативно, а именно в распоряжении Правительства РФ от 29 апреля 2021 года № 1138-р № «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года»:

В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагается участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения (отходов производства и потребления).

Как правильно выразился председатель Госдумы Вячеслав Володин, «данная идея не нова, и в том или ином формате уже реализуется».

Действительно, идея не нова. На рубеже XIX-XX веков труд ссыльных каторжных довольно активно использовали на строительстве железных дорог, хотя и не в таких масштабах, как это впоследствии практиковали в СССР.

11 июля 1929 года было принято постановление Совета народных комиссаров «Об использовании труда уголовно-заключённых». Именно с этого момента появились исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). С 1930 года заключёнными ИТЛ велось строительство большинства крупных промышленных и транспортных объектов страны:

  1. В 1931-1933 годах около 250-ти тысяч заключённых задействовали на строительстве Беломорско-Балтийского канала протяженностью 227 километров.
  2. Осужденными в кратчайшие сроки были построены канал имени Москвы (1932-1937), Волго-Донской канал (1948-1952), десятки гидроэлектростанций: Сталинградская – ныне Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорская, Цимлянская и другие.
  3. К 1934 году в структуре Байкало-Амурского лагеря (БАМЛАГ) было занято около четверти из более 500 тысяч заключённых лагерей ОГПУ. Они привлекались к строительству Байкало-Амурской магистрали, прокладке вторых путей на Транссибе, лесозаготовке и добыче золота. Силами заключённых также строились Трансполярная магистраль (1947-1953), Кольская железная дорога (1951-1953), Сахалинский тоннель (1950-1953), Печорская магистраль (1937-1950), автострады Москва – Минск, Москва – Киев (1935-1942) и другие. По оценкам, из 35,8 тысячи километров железных дорог, построенных за годы советской власти к 1941 году, на долю ИТЛ пришлось 6,5 тысячи километров.
  4. Накануне Великой Отечественной войны заключённые также построили 156 из 254-х новых аэродромов.
  5. Помимо этого, силами заключённых строились города Комсомольск-на-Амуре, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, подмосковная Дубна, Находка, Волжский.
  6. Строились ими и промпредприятия, среди которых – Норильский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, «Североникель» на Кольском полуострове, «Амурсталь» в Хабаровском крае, «Печенганикель» под Мурманском и другие.

Объемы капитального строительства, которые осуществлялись системой ГУЛАГа, составляли около 10% от общих государственных капвложений.

Исчерпывающей карты строек, на которых были задействованы советские заключённые, не существует. Данные отрывочны – в том числе потому, что некоторая информация всё ещё засекречена из-за военно-стратегического статуса, который имеют ряд объектов.

Заместитель главы ФСИН Олег Коршунов специально оговорился, что будут использовать только труд тех заключённых, которые отбывают сроки в колониях-поселениях, имеют право выходить за пределы колоний и, как правило, не являются рецидивистами: «Никто осужденных из исправительных учреждений общего и строгого режимов возить не собирается».

Принудительные работы появились в российской системе исполнения наказаний относительно недавно. Однако в связи с гуманизацией общества и дефицитом дешёвой рабочей силы они всё чаще назначаются судами там, где ранее применялось лишение свободы, то есть за преступления небольшой или средней степени тяжести либо тяжкие преступления, совершённые впервые.

 

Что такое принудительные работы?

Обратимся к Уголовному кодексу РФ. Статья 53.1 целиком посвящена принудработам. Мы видим: суть наказания заключается в привлечении осужденного к труду по указанию органов уголовно-исполнительного наказания. Иными словами, осужденный обязан выполнять работу, которую ему назначают – возможность выбора отсутствует.

Во время исполнения наказания осужденные проживают на территории исправительных центров, являющихся, по сути, режимными объектами, и выполняют назначенные работы. При этом из зарплаты отчисляется 5-20% в казну государства – точная цифра устанавливается судом.

В соответствии со статьей 53.1 УК РФ принудработы назначаются за преступления небольшой и средней степени тяжести либо тяжкие преступления, совершённые впервые. По приговору суда может быть назначено не более 5-ти лет принудительных работ.

К принудительным работам могут привлекаться осужденные в качестве смягчения наказания в виде замены не отсиженной в местах лишения свободы. Причём заменить отсидку на принудработы можно значительно раньше, чем применить другие смягчения либо выйти по УДО. В таких случаях срок принудительных работ может превышать обозначенные выше 5-ти лет.

Категории осужденных, к которым принудительные работы не применяются, достаточно многочисленны:

  • инвалиды I-II групп;
  • несовершеннолетние;
  • беременные и матери детей до 3-х лет;
  • пенсионеры;
  • военнослужащие всех категорий.

Как правило, на принудительные работы направляются осужденные содержащиеся в исправительных центрах. В исправительных центрах, режим обычно куда мягче. Осужденные живут в комнатах по 5-6 (иногда больше) человек, есть телевизоры, холодильники, оборудованные кухни. Можно пользоваться современными гаджетами и мобильной связью.

В нерабочее время по решению администрации разрешён выход за территорию исправительного центра. Осужденных отпускают в магазины, поликлиники, на длительные встречи с родственниками. Особо примерным дают оплачиваемые отпуска и разрешают провести их дома.

Осужденные направляются, как правило, на самые низкооплачиваемые и грязные работы. Редко кто получает значительно больше, чем минимальная зарплата. К тому же, из неё высчитываются не только положенные по закону проценты, но и расходы на еду (осужденных кормят в местных пунктах питания), а также отчисления по искам, если таковые имеются.

На принудительных работах точно не разбогатеешь, да и режим далек от санаторно-курортного. Но это в любом случае лучше, чем лишение свободы и социальная изоляция от нормального (не криминального) общества.

А Вы как думаете, есть ли смысл привлекать таких осужденных на стройки?

С уважением,

Добрило Мастеровой

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

27.05.21 в 08:00
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 8 оценках пользователей
  • Владимир
    Владимир 27.05.2021 в 08:16 пишет:

    Тема важная! В теории ГУЛАГ применялся повсеместно, но вот вопрос на сколько это безопасно сегодня? Вспомним фильм "Джентльмены удачи" не думаю, что в реальности найдутся такие честные и порядочные люди, кто вернется к нашему, далеко не идеальному, правосудию. С другой стороны, конечно хорошо, что люди, кто фактически живет на деньги налогоплательщиков станут наконец работать за них. Самый важный вопрос как мне кажется, сможет ли система надзора работать исправно и неподкупно? Ответ очевиден.....

    Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 08:22 пишет:

    С одной стороны плюсы есть. Человек оступился и ему дается шанс честным трудом искупить вину и выйти уже с чистой совестью. С другой стороны заключенные смогут все же приобрести рабочую профессию, например арматурщик, бетонщик и т.д.

    Но вот правильно говорят, что далеко не все заключенные захотят нормально и добросовестно работать на стройке. От этого будет явно страдать не только качество, но и будут непридвиденные расходы у бизнеса. А кто такие расходы покроет? Правильно - никто.

    В общем как всегда тут палка о двух концах. И где та самая "золотая середина" пока не понятно....

    Ответить
    Evgeniy
    Evgeniy 27.05.2021 в 08:24 пишет:

    Посмотрите, в каком состоянии экономика страны, если мы начинаем прибегать к дедовским методам, причём не всегда логичным?! Та ситуация в которой мы находимся, понемногу откинет нас лет на 20 назад! Я не за и не против, просто в ужасе, а что дальше? Репрессии, черный воронок..... Мне кажется, что все просто, пенсионеры должны быть пенсионерами и отдыхать после 60, а у нас все сидят в правительстве и начинают думать как в СССР.

    Ответить
    • Иван Трышкин
      Иван Трышкин 27.05.2021 в 18:24 отвечает пользователю: @Evgeniy

      Прекрасные времена! А пенсионеры (не из ГД) не могут сидеть дома, на пенсию долго не проживёшь!

      Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 08:26 пишет:

    Опять же, говорится о крупных стройках. А как же малый бизнес с постоянной нехваткой рабочих кадров?

    Причем в этом малом бизнесе работаю друзья, знакомые, родственники осужденных. Вот почему не отдавать по 1-2 осужденных именно для работы в этих предприятиях, так сказать на поруки? Тоже думаю тема очень дискуссионная...

    Ответить
    • Миледи
      Миледи 27.05.2021 в 08:31 отвечает пользователю: @Сроница

      Знакомые сами не возьмут!

      Ответить
      Сроница
      Сроница 27.05.2021 в 08:36 отвечает пользователю: @Миледи

      Не согласна. Случаи разные бывают. За мелкое преступление и если они знают хорошо этого человека. то возьмут. Опять же не всегда у нас реально виновные сидят. Да и в крови у нашего человека помогать близким...

      Ответить
      Миледи
      Миледи 27.05.2021 в 08:43 отвечает пользователю: @Сроница

      Не в этом случае! Уверена, что как разговор зайдёт о замене наказания, знакомые сольются!

      Ответить
    Миледи
    Миледи 27.05.2021 в 08:27 пишет:

    Они будут работать с обычными нанятыми работниками? И кто в этом случае будет отвечать за конфликты и их последствия, внутри рабочего коллектива?

    Ответить
    • Сроница
      Сроница 27.05.2021 в 08:38 отвечает пользователю: @Миледи

      Согласна тоже тема актуальная. А конфликты не избежны просто. Если на крупных стройках можно создать отдельные бригады и участки, где только будут работать осужденные и там за ними будет надзор сотрудником или сотрудниками ФСИН, то на небольших этого не сделать уже...

      Ответить
      Миледи
      Миледи 27.05.2021 в 08:45 отвечает пользователю: @Сроница

      Создание отдельных участков это лишние затраты! Один будет делать, другой нет! Посмотрите на выполнение техники безопасности на объектах!

      Ответить
      Сроница
      Сроница 27.05.2021 в 08:50 отвечает пользователю: @Миледи

      Не всегда. Да и посмотрите в обычной жизни точно так же, один работает другой халтурит. Я на своей практике знаю что среди мигрантов все тоже самое и главно качество очень страдает. так что все относительно и что лучше или хуже не понятно.

      Ответить
      Интересующийся
      Интересующийся 27.05.2021 в 08:59 отвечает пользователю: @Сроница

      Среди НЕ мигрантов тоже. А выпускать зэков или нет, сколько им платить и как организовывать их труд нас спрашивать не будут.

      Ответить
    Дмитрий Лукьянов
    Дмитрий Лукьянов 27.05.2021 в 08:34 пишет:

    Я ПРОТИВ! Это неправильно с точки зрения желания и качества! Кто за эти гроши будет работать качественно и тем более по принуждению??? Никто! То есть качество строительства резко упадёт.

    Ответить
    • Мимопроходил
      Мимопроходил 27.05.2021 в 08:48 отвечает пользователю: @Дмитрий Лукьянов

      Хочу заметить, что нарды они делают лучше любого мастера, который делает это на воле и за большие деньги. Не стройка, но работа есть работа.

      Ответить
      Дмитрий Лукьянов
      Дмитрий Лукьянов 27.05.2021 в 08:50 отвечает пользователю: @Мимопроходил

      Я написал про желание и цели, если оно есть и цель есть, например потом продать, то понятно что хорошо сделают, а тут что?

      Ответить
      Интересующийся
      Интересующийся 27.05.2021 в 09:01 отвечает пользователю: @Дмитрий Лукьянов

      Интересна Ваша позиция. Значит работать им не надо? Своровал, в тюрьме на халяву, вышел опять своровал, и так по кругу?

      Ответить
      Дмитрий Лукьянов
      Дмитрий Лукьянов 27.05.2021 в 09:13 отвечает пользователю: @Интересующийся

      Я не говорил "не надо", они и сейчас работают, но на местах подготовленных к их заключению выполняя работу, за которую потом не придётся отвечать. А тут если он не закрепит что-то на стройке, а потом это кому-то на голову упадёт кто ответит? Подрядчик? Ему нужно это?

      Ответить
      Иван Трышкин
      Иван Трышкин 27.05.2021 в 18:28 отвечает пользователю: @Дмитрий Лукьянов

      Сейчас всё происходит ровно так же! Люди (мигранты) работают за копейки там где есть места!

      Ответить
    Андрей С
    Андрей С 27.05.2021 в 08:46 пишет:

    Пусть работают дормоеды, а то садятся и жрут за наши деньги! Интересно вообще выходит, они у нас крадут, а мы их потом еще и кормим.

    Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 08:46 пишет:

    ФСИН сообщила о зарплатах в 220 тыс. руб. у осужденных

    «Имеются примеры получения осужденными заработной платы в размере 224 тыс. руб. (Белгородская область), 102 тыс. руб. (Новгородская область), 94 тыс. руб. (Приморский край), 80 тыс. руб. (Волгоградская область)», — сообщили в ФСИН.

    Ответить
    • Владимир
      Владимир 27.05.2021 в 08:48 отвечает пользователю: @Сроница

      АХАХАХА, забыли сказать, что только не заключённые получат!

      Ответить
      Мимопроходил
      Мимопроходил 27.05.2021 в 08:49 отвечает пользователю: @Сроница

      Это, конечно, вранье.

      Ответить
      Evgeniy
      Evgeniy 27.05.2021 в 08:53 отвечает пользователю: @Сроница

      Да, опять коррупция и враньё!

      Ответить
      Сроница
      Сроница 27.05.2021 в 08:54 отвечает пользователю: @Мимопроходил

      «Трехзначные цифры могут быть только в двух случаях: ФСИН считает зарплаты не за месяц, а, например, за год, или это единичные эпизоды. Я лично за свою работу ни разу не видел заключенного, который получал бы порядка 200 тыс. руб.», — подчеркнул Мельников.

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 27.05.2021 в 13:18 отвечает пользователю: @Сроница

      Сроница, а почему бы нам вместе с Вами не попасть в разряд осужденных. Зарплата в 200 руб., по моему мнению, очень нехилая.

      А если серьезно, то покажите мне работодателя, готового платить работникам 200 руб и при этом испытывающим трудности с их поиском.

      Ответить
      Сроница
      Сроница 27.05.2021 в 14:27 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Вот вы хитрый какой. Но я пас.

      По поводу работодателей гововых платить по 200 т.р. знаю в сфере ЖКХ есть такая проблема и готовы платить и больше, но вот квалифицированных кадров не всегда могут найти. Но правда и зачи ставятся почти не реальные.



      Ответить
      Анфиса
      Анфиса 27.05.2021 в 17:07 отвечает пользователю: @Сроница

      на какие должности, поделитесь? если говорить о простых рабочих профессиях, то они занижают даже, находя для этого массу причин.

      Ответить
      Иван Трышкин
      Иван Трышкин 27.05.2021 в 18:37 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Судимость в личной биографии дольше, чем время для отбытия наказания с заработной платой в 200 руб.!

      Ответить
      Сроница
      Сроница 28.05.2021 в 08:07 отвечает пользователю: @Анфиса

      те же главные инженеры, начальники управлений юридического например и по взысканию задолженостей.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 28.05.2021 в 08:51 отвечает пользователю: @Сроница

      Если не могут найти квалифицированных кадров, то значит либо другие платят больше, либо условия работы там лучше. Сами же понимаете, что это не по причине их полного отсутствия...

      Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 09:17 пишет:

    А я вот что еще подумала. Допустим примут, что осужденые должны работать на стройках. Полагаю, это будет субподряд с учреждением ФСИН. Ответственность за весь контракт несет гунподрядчик и уже только он отвечает за субчиков. Вопрос, если субчик накосячит, и выяснится это уже скажем в момент гарантийного срока, учреждение ФСИН готово будет ответить рублем перед генподрядчиком в порядке регресса? И из каких источников это будет происходить?

    Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 09:18 пишет:

    Еще интересный вопрос: а какова роль СРО будет в случае внедрения этой идеи с осужденными? И Национальные объединения СРО в данном случае как то к этому приобщаться или нет?

    Ответить
    Сроница
    Сроница 27.05.2021 в 09:26 пишет:

    Вот тут писали о ФГУП «Строительномонтажное управление № 13 Федеральной службы исполнения наказаний». Решила посмореть что это за ФГУП такой. Нашла их сайт.

    Далее цитата: "Предприятие является коммерческой организацией, входит в состав уголовно-исполнительной системы (далее УИС), целями деятельности является привлечение к оплачиваемому труду лиц, отбывающих уголовные наказания, на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обеспечение деятельности и развитие материальной и социальной сферы УИС, удовлетворение ее потребностей; получение прибыли. Основной специализацией Предприятия является выполнение работ по капитальному ремонту и строительству объектов УИС."

    Получается, что и сегодня все это уже фактически работает, и первые суды есть - № А84-7544/20.

    А вот и еще подтверждение.

    Ответить
    • М А
      М А 27.05.2021 в 09:40 отвечает пользователю: @Сроница

      Конечно есть и всегда было, просто немного видоизменили и закрепили на законодательном уровне не более того

      Ответить
    Андрей С
    Андрей С 27.05.2021 в 09:35 пишет:

    «Это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия, потому что этот человек уже будет трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, при желании с семьей, получать достойную зарплату», — пояснил глава ФСИН Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/s... Предлагаю назвать эту тенденцию "НЕГУЛАГ"

    Ответить
    • М А
      М А 27.05.2021 в 09:39 отвечает пользователю: @Андрей С

      Все правильно, так и нужно, но очень сомневаюсь в том, что именно так и будет в виду нашего отношения ко всему и того как у нас это делается.

      Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 27.05.2021 в 10:12 пишет:

    Вспомнился фильм "Побег из Шоушенка"...

    "Нортон также разрабатывает программу «Внутри и снаружи» — привлечение заключённых для работ за стенами тюрьмы. Информацию об этой программе публикуют во всех газетах".

    Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 27.05.2021 в 18:08 пишет:

    Каждый должен заниматься своим делом! Люди со строительным образованием - строить, сотрудники ФСИН - зэками, ЗЭКи - сидеть в тюрьмах и других учреждениях исполнения наказания.

    Ответить
    Полианна
    Полианна 28.05.2021 в 08:44 пишет:

    Почитала комменты и немного поразилась, какая оказывается острая тема....)) Однако, лично я, предлагаю отправлять осуждённых на очистку территории Арктической зоны от загрязнения (отходов производства и потребления).
    Польза, безопасность, и вообще одни плюс.
    Что Вы за эту стройку зацепились.....??

    Ответить
    Сроница
    Сроница 31.05.2021 в 16:51 пишет:

    ФСИН объяснила размер зарплаты в 220 тыс. рублей у осужденного

    Зарплата в 220 тыс. рублей у осужденного в Белгородской области - единичный случай, но в целом зарплаты осужденных к принудительным работам выше, чем у заключенных в колониях, и не отличаются от зарплат обычных работников. Это пояснили во ФСИН в связи с комментариями в СМИ о зарплате осужденного, сравнимой с зарплатой IT-специалистов.
    "По поводу суммы в 224 тыс. рублей, выплаченной осужденному к принудительным работам, считаем необходимым разъяснить следующее. В настоящее время среди осужденных к принудительным работам такие примеры заработных плат являются единичными", - признали во ФСИН. Этот осужденный трудится на одном из предприятий Белгородской области и его средняя зарплата составляет 140 тыс. рублей в месяц. "Сумма, о которой шла речь в комментарии, была начислена в качестве премии за ранее отработанные дни, а также за сверхурочную работу", - пояснили во ФСИН.


    Во ФСИН заметили, что "принудительные работы - это сравнительно новый вид наказания, поэтому многие граждане иногда путают его с лишением свободы". "Осужденные к принудительным работам проживают в исправительных центрах, а не в исправительных колониях, и трудятся на обычных гражданских предприятиях. Соответственно, и заработная плата у них такая же, как и у других работников данных предприятий. Кроме того, некоторые из них являются уникальными специалистами, соответственно, их заработная плата зависит от их квалификации", - отметили во ФСИН. Средняя зарплата осужденных к принудительным работам, отбывающих наказание на объектах организаций, превышает аналогичный показатель зарплаты осужденных к лишению свободы. Например, в Новгородской области она составляет 24 тыс. рублей, в Приморском крае - 20 тыс. рублей. В ряде случаев она даже выше средней зарплаты по региону - есть примеры получения осужденными зарплат в 102 тыс. рублей (Новгородская область), 94 тыс. рублей (Приморский край), 80 тыс. рублей (Волгоградская область).

    Ответить
САМ - АВТОР
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 772
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1060
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2252
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3048
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3034
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3221
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3686
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4181
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4009
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4391
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4586
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4526
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4779
СРО к ногтю!
Инженер-строитель
29.11, 15:09 36 5406
2 2 2