В одном из комментариев к материалу о спорах с ФКРами было предложение о проработке ряда вопросов по обеспечению капремонтов многоквартирных домов (МКД) с Ассоциацией Фондов капитальных ремонтов, в том числе, и по спорам. Решил посмотреть и проработать это предложение. И вот, что получилось.
Некоммерческая организация Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) объединяет почти все ФКРы и практически является аналогом Национального объединения саморегулируемых организаций, но при добровольном участии в нём.
Цели и задачи этой АРОКР:
Для достижения этих целей Ассоциация проводит обмен опытом, анализирует деятельность членов, разрабатывает и создаёт методические рекомендации, взаимодействует с различными органами власти и любыми некоммерческими организациями.
Заинтересовала данная Ассоциация в свете развивающихся событий по взысканиям из компенсационных фондов СРО. Сказать честно, пока не появилось ещё методического документа для всех ФКРов по спорам со СРО и подрядчиками, но в недалёком будущем это вполне может случится. Хотя, может, такой документ уже и есть, и он носит закрытый характер, поэтому отсутствует на официальном сайте АРОКР.
Ассоциация не такая пока мощная организация, как те же НОСТРОЙ и НОПРИЗ, но, несмотря на это, имеет довольно приличное лоббирование своих интересов в Минстрое России, Государственной Думе и в администрациях субъектов Российской Федерации. И это, несмотря на то, что доходы (читай – смета) за 2021 год составила всего 19,3 миллиона рублей. Численный состав работников АРОКР не известен.
Ещё более четырёх лет назад, а именно 18 декабря 2017 года в рамках XIV Всероссийского съезда строительных саморегулируемых организаций НОСТРОЙ и АРОКР заключили соглашение о сотрудничестве, целью которого является повышение эффективности взаимодействия сторон в вопросах, касающихся сферы капитального ремонта многоквартирных домов. От НОСТРОЙ подписывал соглашение Андрей Молчанов, будучи тогда президентом Национального объединения строителей.
НОСТРОЙ и АРОКР запланировали совместную работу по повышению качества работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, информированию региональных операторов капремонта о деятельности строительных СРО, по технической политике регионов при проведении капремонта, а также по разработке и апробации стандартов и нормативно-технических документов в этой сфере. Кроме того, организации намеревались совместно разрабатывать методические материалы по вышеуказанным направлениям.
Однако мне не удалось найти ни текса этого соглашения, ни какой другой информации о результатах его исполнения, кроме того, что в мае 2021-го была создана совместная рабочая группа по ценообразованию в сфере капремонта МКД.
Поэтому непонятно, насколько НОСТРОЙ продвинулся во взаимодействии с АРОКР и какие положительные результаты такое взаимодействие принесло СРО и их членам. Отсюда и опасения: ведь вал споров с ФКРами растёт, несмотря на то, что Нацобъединение в по ряду исков принимает в них участие в качестве третьих лиц.
А между тем, АРОКР постепенно и планомерно двигается в нужном ему направлении. На сайте Ассоциации есть раздел по судебной практике, где размещена практика по судебным спорам, связанным с учётом банковских гарантий, предоставляемых подрядчиками. Разработан Порядок работы по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых за счёт средств Фондов капитального ремонта, типовые условия об обязательном страховании подрядчиком строительных рисков и так далее. Все эти документы представляют интерес для СРО и строительных организаций, выполняющих работы по капитальному ремонту МКД.
АРОКР выпускает также рекомендации. Их уже достаточно много. Но больше всего заинтересовали разъяснения от 26 февраля 2018 года № 20: «Вопросы применения Положения о закупках (615-е постановление Правительства Российской Федерации)». Не буду приводить выдержки из этого документа, кому интересно могут ознакомиться самостоятельно. Рекомендую обратить внимание на вопрос № 6 «Должны ли работники, представляемые участником предварительного отбора в качестве подтверждения его соответствия подпункту «о» пункта 23 Положения, быть включены в Национальные реестры специалистов?».
Очевидно, ответы на вопросы готовились без участия специалистов НОСТРОЙ. И надо сказать, довольно грамотные ответы. Хотя, конечно, по прошествии четырёх лет отдельные моменты требуют уже внесения изменений в связи с изменившимся законодательством о деятельности саморегулируемых организаций.
И всё же взаимодействие НОСТРОЙ и АРОКР есть. Так, 1 марта на круглом столе «Закупки и ценообразование» в рамках «Российской строительной недели» выступила с докладом исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова.
Доклад получился очень сжатым, поэтому, видимо, не удалось представить всю подготовленную презентацию. Но вот какие любопытные моменты были отражены.
На капитальный ремонт МКД в год идёт 250 миллиардов рублей, из которых 200 миллиардов формируемых средств в ФКРах и 50 миллиардов – на спецсчетах конкретных МКД в банках.
Всего по России в реестры подрядных организаций, осуществляющих капитальный ремонт МКД, включено примерно 22.600 юридических лиц и ИП. Из них 7.000 – уникальные. Многие юрлица и ИП содержатся в нескольких реестрах подрядных организаций субъектов Федерации. При отборе подрядчиков в субъектах существует до 8-ми специально сформированных профильных комиссий, таких, как – по отбору на проектирование, капитальный ремонт, строительный контроль, капитальный ремонт и замена лифтов и так далее.
Существует методика определения начальной максимальной цены контракта на проведение капитального ремонта МКД. При этом в Жилищном кодексе РФ и в этой методике заложена предельная стоимость проведения капитального ремонта, что является существенным ограничителем для проведения качественного капитального ремонта.
Анна Мамонова высказала мнение, о том, что предельная стоимость проведения капитального ремонта является прямым ограничением для повышения объективной стоимости контрактов в последнее время, и что необходимо данное положение изменить, в том числе путём создания отдельной от строительства методики определения цен на строительные материалы. В этом её поддержал президент НОСТРОЙ Антон Глушков и согласился совместно работать в этом направлении.
Конечно, это далеко не всё, что хотелось рассказать и донести до СРО, многое предстоит ещё изучить. Одно понятно точно: капитальный ремонт МКД – это огромный отдельный пласт работы не только в рамках НОСТРОЙ и НОПРИЗ, но и практически в каждой СРО. И не удивительно будет, если в недалёком будущем появятся отдельные штатные подразделения в обоих Национальных объединениях, занимающиеся этими сугубо специфическими вопросами. Хочется надеется, что НОСТРОЙ выпустит свои методические разъяснения по вопросам, связанным с проведением капитальных ремонтов МКД. А может быть, такие разъяснения будут совместными: НОСТРОЙ, НОПРИЗ и АРОКР?
С глубоким уважением,
Добрило Мастеровой
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
17.03.22 в 15:14
Липовые соглашения подписываются не для исполнения, а для красочной картинки. Кому нужен их текст? Это даже олени понимают.
В очередной раз задрался вопросом, а за что же мы платим в НОСТРОЙ?
Ну как же? Чтобы он был! Чтобы СРО мозг проедал! Чтобы люди там могли работать и достойно получать! А ещё чтобы руководители связи нужные и важные налаживали!
Это те задачи за которые пострадавшая сторона платить не должна.
Свергаем власть в НОСТРОЙ?
Сколько раз на этом и других ресурсах я говорил о том, что ситуация с руководящим составом Национального объединения строителей в руках руководителей саморегулируемых организаций? Так же мною были выдвинуты предложения о реформировании системы, так как в нынешнем виде она не работает. Однако, большинство, или почти всех устраивает нынешнее положение дел. Полагаю это происходит по причине процветающей коррупции. Но каждый сам может сделать свои выводы.
Павел, ну хоть что-то у нас процветает! ;) коррупция - это не так уж плохо: значит есть свободные деньги и система работоспособна, но (!) несомненно требует донастройки ))))
Для донастройки нужна хоть какая-то твёрдая платформа. В системе строительного саморегулирования, по моим наблюдениям, она отсутствует вовсе.