Крокодиловы слёзы ФКР
В Свердловской области сотни домов останутся без капитального ремонта в запланированные сроки – работы переносятся на 2026 год и позже…
Причиной, по словам представителей Фонда капремонта многоквартирных домов Свердловской области, стала острая нехватка средств. Однако, если копнуть глубже, становится ясно: проблемы регионального ФКР во многом созданы им самим. Непрозрачность расходов, низкое качество работ и отсутствие контроля за подрядчиками привели к тому, что жители массово отказываются от услуг Фонда, переходя на спецсчета. Теперь же ФКР вместо того, чтобы реформировать свою работу, пытается решить финансовые проблемы за счёт бюджета и жителей.
По официальным данным, собираемость платежей за капремонт в 2024 году составила 97%, или 6,45 миллиарда рублей. Кроме того, из регионального бюджета было выделено ещё 567 миллионов «рэ» на компенсацию роста стоимости работ. Казалось бы, средств должно хватать. Однако уже в этом году из общего фонда уйдёт 2,7 миллиарда рублей из-за перехода более 400 домов на спецсчета. В 2026 году отток составит ещё около 2-х миллиардов. В результате запланированный ремонт 932-х домов сократился до 750-ти – на остальные просто нет денег.
Фонд объясняет ситуацию объективными причинами: мол, жители сами выбирают альтернативный способ накопления средств. Но почему они так активно голосуют ногами? Ответ очевиден: люди не доверяют ФКР.
Основные претензии собственников – отсутствие прозрачности в расходовании средств и крайне низкое качество работ. В отличие от спецсчетов, где жильцы могут хотя бы организовать собрание, чтобы проверить управляющие компании или ТСЖ, Фонд капремонта действует по своим внутренним правилам, решая все вопросы с подрядчиками и сроками «в узком кругу». Сметы зачастую завышены, а результаты ремонта не выдерживают критики. Жители, уставшие от бесконечных отсрочек и некачественных услуг, всё чаще выбирают самостоятельное управление деньгами.
Более того, переход на спецсчета позволяет ускорить ремонт за счёт дополнительных сборов с жильцов. В случае с ФКР такой возможности нет – сроки растягиваются на годы, а качество остаётся на прежнем уровне.
Вместо того, чтобы наводить порядок в собственной работе, Фонд ищет внешние источники финансирования. Уже готовится обращение к временно исполняющему обязанности губернатора Денису Паслеру с просьбой выделить дополнительные средства из бюджета. При этом сам ФКР признаёт, что обследование домов для переноса сроков ремонта потребует ещё около 100 миллионов рублей ежегодно – эти расходы также не были учтены в программе.
Парадокс в том, что даже при высокой собираемости платежей Фонд хронически не справляется с объёмами работ. Вместо анализа внутренних проблем ФКР жалуется на жителей, которых, мол, обманывают «управляйки» и «ТСЖастики», и пытается найти защиту у областных властей. При этом правила игры постоянно меняются. Например, с сентября 2024 года вступили в силу новые требования: подрядчики для домов на спецсчетах должны входить в СРО, а контроль за качеством работ будет осуществлять организация, назначенная властями. Однако пока этот орган не определён, что создаёт новые проблемы.
Ситуация с Фондами капремонта по всей стране давно требует системных изменений. Жители голосуют рублём – и этот выбор очевиден. ФКР за последние годы окончательно превратился в крупную юридическую структуру, занимаясь не столько ремонтом, сколько бесконечными судами – с жильцами домов, подрядчиками, саморегуляторами.
Хотя никто не мешает объединить усилия со СРО и взяться за свою основную деятельность – качественно выполнять работу технического заказчика. Тем более, что саморегуляторы готовы к совместной работе, в некоторых регионах ФКР попытались включить в систему строительного саморегулирования. СРО, как заинтересованное лицо, может предоставить свои возможности по контролю членов, помочь специалистами, стать площадкой для встреч по проблемным объектам. Но пока такой готовности к взаимодействию не выказывают сами Фонды. Они предпочитают работать по старинке, тратя денежки среди пула доверенных компаний, отмахиваясь от собственников и решая все возникающие проблемы в судах.
Теперь Фонды в регионах начали сталкиваться с общим кризисом всего механизма капремонта МКД в связи с «бегством» жителей. Реакцией со стороны ФКР стало привычное попрошайничество денег у государства и обвинения в адрес других участников рынка – жильцов, ТСЖ, управляющих компаний, СРО. Однако жалобы и просьбы не смогут переломить общий тренд. Если ФКР не изменят подход, массовый переход на спецсчета продолжится, оставляя Фонд без основного источника дохода. И в этом виноваты не жители, а сама система, которая годами игнорировала их интересы.
Властям же стоит задуматься: стоит ли бесконечно спасать неэффективную структуру, или лучше направить усилия на создание условий, при которых люди смогут самостоятельно и эффективно управлять средствами на капремонт? Ответ, кажется, очевиден.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Кто-то считает, что управлять спец счетами просто? Это тоже сопровождается воровством и не всегда качеством.
Всё, что связано с капремонтом жульничество чистой воды! Какой бы он не был, кто бы не собирал деньги! Раньше жили без него, а сейчас живем без его но деньги с населения собираем!
@Миледи, согласна..... В моём МКД тоже был спец счет.... Потом оказалось, что оттуда на то на то деньги ушли, а половина суммы вообще где-то "зависло" безвозвратно.... И с этим ничего реально сделать нельзя.... Жульничество - совершенно верное слово....