Дело, которое нельзя больше тянуть!
Для чего Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает поистине революционные изменения в Градкодекс России
На прошлой неделе в Торгово-промышленной палате РФ при поддержке НОПРИЗ состоялась конференция, на которой собрались представители строительного и саморегулируемого сообщества. Тема более чем серьёзная – оценка реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации за прошедшие 20 лет.
Поговорить есть о чём. ГрК РФ относится к тем федеральным законам, которые находятся, как сказали бы господа физики, в состоянии «динамического равновесия». То есть, постоянно претерпевает изменения, реагируя на перемены в экономической политике государства, внешнеполитические риски, особенности технологического развития и даже такие факторы, как климат и демография.
Конечно, для самой отрасли нет ничего комфортного в том, чтобы работать в условиях непрерывно меняющегося законодательства. Но, похоже, что выбора нет. Все попытки и обещания властей внести мораторий на изменения в Градостроительный кодекс РФ так и остались благими пожеланиями.
На этом фоне НОПРИЗ предлагает пойти другим путём. Вместо непрерывных ежемесячных корректировок главного закона для российских строителей, разработать и внести большой пакет системных поправок, которые могли бы учесть актуальные рыночные тренды, новые цели и задачи государственной градостроительной политики, а главное – реалии «на земле». Тогда сообщество получило бы обновлённый современный Градкодекс, по которому можно было бы спокойно работать долгие годы, обходясь сугубо косметическими правками.
Строительная отрасль в разрезе
О том, как это можно сделать, рассказал участникам встречи президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров. Начал Анвар Шамухамедович издалека, с общих принципов, на которых зиждется строительный комплекс нашей страны. А они таковы. К настоящему моменту население России финансирует покупку жилья на 97,7% и оплату ЖКХ на 90-92% ежегодно в размере от 12-ти триллионов до 14,5 триллиона рублей. При этом доля частных инвестиций в строительство составляет до 82%.
В 2024 году доля ИЖС в объёме ввода нового жилья составила 57,9% и, согласно имеющимся прогнозам, будет увеличиваться в ближайшие годы. Такая ситуация обусловлена сокращением объёма ипотечного кредитования, а также снижением средней площади квартир в МКД до 50-ти квадратных метров, в то время как средняя площадь домов ИЖС составляет 135 «квадратов», а по данным на январь 2025 года – 143,8 «квадрата». Господин Шамузафаров подчеркнул, что ещё в ходе разработки Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035 года НОПРИЗ изначально активно боролся за включение в неё мер, учитывающих актуальные тенденции по увеличению потребительского спроса на ИЖС, поскольку такое жильё гораздо больше отвечает целям и задачам демографической политики, в отличие от МКД, которые в настоящее время не только не соответствуют, но и противоречат идее развития семьи.
Глава НОПРИЗ обратил особое внимание на то, что в российском законодательстве существуют большие пробелы в области обеспечения безопасности и качества профессиональной эксплуатации объектов недвижимости. Более того, при ценообразовании на предпроектной и проектной стадиях в целях удешевления и сокращения сроков строительства не учитываются эксплуатационные затраты, которые потребуются при использовании здания на протяжении 50-70-100 лет. В то же время эффективность жизненного цикла объектов недвижимости зависит не столько от оптимизации затрат на инвестиционно-строительных этапах (изыскания, проектирование, строительство), а от обеспечения при проектировании их длительной, экономичной и безопасной эксплуатации.
Вызовы для профессионалов
Ключевыми проблемами в сфере эксплуатации и управления зданиями, строениями, сооружениями сегодня являются:
- Несовершенство нормативного регулирования процессов эксплуатации, документов по стандартизации. В частности, техническое обследование конструкций зданий, сооружений ошибочно закреплено не за инженерами-конструкторами, а за изыскателями.
- Недостаточное внимание к профессиональной подготовке и квалификации, а также системе оплаты труда специалистов по эксплуатации объектов.
- Отсутствие правовой системы надзора за содержанием и безопасной эксплуатацией зданий и сооружений с массовым пребыванием граждан.
- Непреодолимые системные недостатки регулирования услуг по управлению многоквартирными домами на основе государственного лицензирования.
Что предлагают поменять в Градкодексе?
Решение этих задач в рамках существующей нормативно-технической базы затруднительно. Национальные объединения и СРО могут вносить свои рекомендательные предложения, пытаться выстраивать диалог с региональными и федеральными властями, но далеко не всегда получают значимый результат.
Вместе с тем необходимо провести работу по восстановлению баланса полномочий и ответственности специалистов градостроительной сферы, а также гармонизации терминологии и положений Гражданского и Градостроительного кодексов РФ в части, касающейся требований и состава технической документации на всем жизненном цикле ОКС и квалификационных требований к специалистам, которые могут её разрабатывать.
Анвар Шамузафаров озвучил, что НОПРИЗ предлагает ввести в ГрК РФ следующие принципиальные положения:
- Новую главу, посвящённую регулированию деятельности специалистов (введение понятия специалиста с перечнем (заказчик, изыскатель, ГИП, ГАП, ГИС, эксперт, инспектор надзора (контроля), эксплуатант), введение границ ответственности и описания конкретных должностных обязанностей для каждого из них в сопровождении жизненного цикла ОКС, введение квалификационных требований и обязанности состоять в НРС для ответственных лиц.
- Полный перечень технической документации объекта капитального строительства в увязке с этапами жизненного цикла (раскрытие и уточнение требований Гражданского кодекса РФ) и требования по обязательной передаче исполнительной документации собственнику при вводе объекта в эксплуатацию.
- Обязательное членство в СРО для субподрядчиков, обязательное создание вариантных предпроектных разработок для технически сложных, опасных, уникальных, объектов федерального значения или архитектурно значимых объектов.
- Понятие о единой комплексной цифровой платформе (ЕКЦП) для разработки всех видов градостроительной документации, документации по результатам инженерных изысканий и централизованной информационной системе архитектурно-строительной технической документации (ЦИС АСТД).
- Расширение способов использования средств компенсационных фондов.
Глава НОПРИЗ особо подчеркнул необходимость обеспечения преемственности в градостроительном регулировании с постепенным введением обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках развития существующего института обязательного саморегулирования в строительстве, а также завершения формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса объектов.
Почему действовать нужно уже сейчас?
Ни для кого не секрет, что политика сверхконцентрации населения в полутора десятках городских агломерациях завела страну в тупик. Проблемы с демографией, экономикой, экологией, здоровьем нации во многом растут из принятых ещё в давние времена решений в области градостроительной политики.
Корни насильственной урбанизации восходят ещё к политике генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва, проводившего политику «ликвидации неперспективных деревень». В дальнейшем его продолжателем стал Егор Гайдар, выступив с идеей о том, что «Север заселён искусственно, и содержать его смысла нет». А после – либеральные стратеги из ныне ликвидированного Минрегионразвития, предложившие печально известную программу «освоения (а точнее, запустения – ред.) территорий». Подобная политика позволила ликвидировать к настоящему времени 48-60% сельских поселений России (нет более точных данных из-за отсутствия переписи после 2010 года).
Продолжение этих более, чем полувековых тенденций приводят к деградации целых регионов и катастрофическим последствиям для развития страны. Крайне важно осуществлять поддержку всех сохранившихся малых городов и сельских поселений (около 140.000), в первую очередь за счёт частных инвестиций, ориентируясь в инвестиционно-строительном процессе на потребности населения. По предварительным оценкам, объём инвестиций частных предпринимателей в инфраструктуру России составляет до 85% от общего объёма, поэтому необходимо способствовать их распределению по всем нуждающимся поселениям, создавая на территориях этих образований привлекательные условия для инвесторов и формируя планы реализации градостроительного потенциала.
Для обеспечения дальнейшего устойчивого развития нашей страны, в соответствии со Стратегией национальной безопасности России и Стратегией пространственного развития, а также для достижения национальных целей развития государства, потребуется увеличение территории населённых пунктов до 24.000.000 гектаров (1,41% территории РФ), под застройку необходимо будет подготовить до 6,5 миллиона гектаров, что сопоставимо с площадями под существующей застройкой. Целесообразно максимально возможное использование территорий, ранее ликвидированных и заброшенных исторически сложившихся сельских поселений, названных ранее «неперспективными сёлами». Особое значение в реализации этой задачи приобретёт возрождение и развитие малых исторических городов и сёл, которые необходимы для рассредоточения населения и производства из столичных мегаполисов.
Очевидно, что эту работу невозможно выполнить, опираясь на нормативно-техническое регулирование, в котором прописаны прежние установки. Именно поэтому НОПРИЗ предлагает профессиональному сообществу консолидировать усилия и системно доработать существующий Градостроительный кодекс РФ. Более того, Национальное объединение выступает заказчиком разработки принципиально новой генеральной схемы расселения и градостроительного развития на территории Российской Федерации.
Наша справка
НОПРИЗ предлагает внести в ГрК РФ следующие изменения:
- В статью 1 внести понятия «эксплуатация зданий, строений, сооружений» и понятия «договор эксплуатации (управления) зданий, строений, сооружений».
- Описание в статье 6 полномочий Правительства РФ по установлению порядка ведения реестра членов СРО эксплуатации с учётом регионального реестра управляющих.
- Описание в статье 7 полномочий субъекта РФ по установлению нормативных требований к эксплуатации и назначению представителей в коллегиальный орган СРО, а также порядка подготовки градостроительной документации для двух и более муниципальных образований.
- Введение статьи 47.1 с положением о предмете деятельности, полномочиях и ответственности застройщика и технического заказчика.
- В статьях 47, 48 и 52 – исключения возможности выполнения работ без членства в СРО.
- Введение в статье 48 обязательных предпроектных проработок для объектов повышенной ответственности и обязательного членства в СРО для разработки проектной и рабочей документации.
- Введение в статьях 52 и 55 положений о необязательности подготовки технической документации для малоэтажных объектов и о передаче исполнительной документации, подписанной ответственными специалистами собственнику (эксплуатанту).
- Внесения изменений в текст главы 6.1 – вводится новая область деятельности СРО «эксплуатация зданий, строений, сооружений» и вводятся специалисты по организации эксплуатации.
- Введение в статьи 55.2 и 55.4 положения о том, что на территории субъекта РФ как правило регистрируется одна СРО по эксплуатации, для получения статуса СРО необходимо наличие 50 членов, КФ возмещения вреда, стандарты СРО, наличие представителя органов власти субъекта в коллегиальном органе, а также КФ обеспечения договорных обязательств.
- Установление в статье 55.24 дополнительными частями 5.1 и 5.2 требований к организации эксплуатации отдельных видов зданий, строений, сооружений, в том числе в отношении обязательного членства эксплуатантов в соответствующей СРО, а также по обеспечению необходимого уровня квалификации специалистов, назначаемых ответственными за эксплуатацию.
- В перечень лиц, участвующих в возмещении вреда, в статьях 60 и 60.1 вводятся саморегулируемые организации в сфере эксплуатации.
- Внесение сведений в статьи 72 и 73 о полном составе технической документации объекта капитального строительства и о центральной информационной системе архитектурно-строительной технической документации (ЦИС АСТД), созданием, эксплуатацией и модернизацией которой будет заниматься НОПРИЗ.
- Введение в статьи 71, 74-76 общих положений о специалистах градостроительной сферы, о принятии специалистами градостроительной сферы ответственности и рисков за надлежащее качество выполняемых работ, об их участии в договорах и сопровождении этапов жизненного цикла объектов.
- Описание в статьях 77-82 содержания деятельности ответственных специалистов градостроительной сферы (по организации деятельности заказчиков, инженерных изысканий, проектирования, строительства, строительной экспертизы, надзора и контроля, эксплуатации зданий, строений, сооружений).
- Внесение в статьи 83-84 положений о независимой оценке квалификации специалистов и Национальных реестрах специалистов градостроительной сферы.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Как же мне нравится этот пункт!! "Несовершенство нормативного регулирования процессов эксплуатации, документов по стандартизации. В частности, техническое обследование конструкций зданий, сооружений ошибочно закреплено не за инженерами-конструкторами, а за изыскателями".
Мне скоро будет уже 70 лет. Интересно, доживу ли я до исправления указанной выше ошибки? И как же мне стыдно за изыскателей ...
@Сергей Яковлев, а за изыскателей чего стыдится? что им навешали, а они расхлёбывают?
@Анфиса, Сергею Кирилловичу вообще за всех нас стыдно….(((
Все неучи, кроме него разумеется…)))
@Анфиса, .....а хлебают они неплохо ... из миски проектировщиков. Ведь проектировщики вынуждены вступать в изыскательские СРО и платить не за что, точнее, за ошибку в Постановлении Правительства. Кстати, автор этой ошибки известен. Где он сейчас. не знаю. Может сбежал за границу? А изыскатели не возмущаются несправедливостью, а пишут статьи, что они уже научились выполнять обследование строительных конструкций и приборы необходимые уже у них есть. Это все ложь от начала и до конца ...
@Полианна, .....а кого Вы относите к "нас". Вы, Советник Службы, Северный Олень и кто еще?
Басин тут, а Глушков где? :(
Всё правильно, но…..
Сейчас это примут, а это не примут…
Что-то, что примут наложится на уже принятое противоречием….
И тут вспоминается: и такая дребедень целый день, целый день….((((
@Полианна,
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То Комитет по строительству позвонит, то НОПРИЗ.