Минстрой России немного приоткрыл завесу тайны над своим новым проектом закона, направленного на усиление ответственности саморегулируемых организаций за результаты деятельности их членов. По какой-то непонятной причине главное строительное ведомство страны принципиально не хочет показывать сообществу сам документ, ограничиваясь туманными комментариями. Во всяком случае, нашей редакции (после долгих вдумчивых поисков на просторах информационных сайтов и официальных порталов для публикации нормативных актов) разыскать сей проект закона так и не удалось. Будем признательны уважаемым читателям, если их усилия окажутся более успешными – обязательно поделитесь ссылкой на нашем форуме! Будем разбираться с инновациями все вместе.
Ну, а пока приходится довольствоваться заверениями министерских чинов. Как сообщил жаждущему новостей люду заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек:
На основании проведённого мониторинга мы увидели несколько точек роста, принципиально значимых для повышения качества работ, защиты интересов граждан и дальнейшего развития саморегулирования в строительстве. Основной приоритет здесь – повышение ответственности самих СРО за результаты деятельности своих членов... Основная задача изменений – обеспечение допуска на рынок только квалифицированных подрядчиков.
Ему вторит директор правового департамента Минстроя России Олег Сперанский:
Предлагаемые изменения носят комплексный характер и охватывают весь институт саморегулирования в строительстве. Законопроектом предусмотрено усиление ответственности не только СРО, но и Национальных объединений. В рамках федерального государственного контроля у Минстроя России появятся полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении Национальных объединений, а также дополнительные основания для привлечения их участников к административной ответственности.
Минстрой отмечает, что, по результатам проведённого мониторинга, до настоящего времени все 452 саморегулируемые организации, осуществляющие деятельность в сфере строительства, проектирования и изысканий, не использовали своё право устанавливать дополнительные основания для отказа в приёме в члены и исключения их из состава участников СРО, а также предъявляли к ним только минимальные установленные требования. И такая лояльность министерство явно не устраивает.
Принудить СРО действовать более сурово предполагается за счёт широкого применения к саморегулируемым организациям мер административной ответственности. Например, законопроектом вводится административная ответственность за приём в состав саморегулируемой организации лица, не соответствующего установленным требованиям, а также за непринятие мер по исключению такого лица из СРО. Также административная ответственность предполагается за нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия и нарушения при проведении проверки деятельности своих членов также предлагается установить административную ответственность. Таким образом, у Ростехнадзора появятся новые основания для привлечения СРО к ответственности, в том числе планируется добавить возможность дисквалификации руководителей организаций на срок от одного года до трёх лет за повторные нарушения.
Для усиления профилактики нарушений обязательных требований Минстрой России наделяется полномочиями по направлению в Национальные объединения обязательных к исполнению уведомлений о недопустимости нарушения установленных требований участниками строительства.
И – самое «вкусное» напоследок! – законопроектом предлагается упростить процедуру исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций. Минстрой хочет отменить ныне существующий механизм исключения сведений о СРО, который предполагает проведение проверок и Нацобъединениями и РТН. Законопроектом предлагается исключить такое дублирование и определить, что Ростехнадзор на основании заключения Национального объединения сможет принять соответствующее решение во внесудебном порядке без проведения внеплановой проверки. К основным нарушениям будет отнесено несоответствие количества членов СРО, размера компенсационного фонда и нарушений регионального принципа формирования.
Кроме того, для стимулирования саморегулируемых организаций к добросовестному выполнению своих функций предусмотрено введение неких федеральных стандартов, которые будут содержать требования к членству в СРО и проведению контроля за деятельностью участников, расширенный перечень оснований для отказа в приёме в состав саморегулируемой организации и исключения из её членов, а также перечень мер дисциплинарного воздействия. Видимо, речь идёт о чём-то, вроде, СТО НОСТРОЙ на деятельность саморегулируемых организаций, но только имеющих силу федерального нормативного документа.
Ещё одним действенным инструментом в организации текущего контроля СРО за деятельностью своих членов станет введение обязанности участника саморегулируемой организации уведомлять СРО не только о совокупном размере обязательств по договорам, как это установлено сейчас, но и о заключённым конкурентным способом договорам подряда, а также соглашениям к ним. Собственно, на необходимости этой меры уже давно настаивали сами же саморегуляторы, которым необходимо контролировать риски использования компфондов обеспечения договорных обязательств.
Минстрой завершает свои объяснения на официальном сайте, заявляя, что «сейчас законопроект отрабатывается с экспертным сообществом и проходит процедуры межведомственного согласования». Впрочем, какое конкретно сообщество подразумевают чиновники – совершенно непонятно.
Для саморегуляторов новый проект закона стал буквально громом среди ясного неба. Ранее необходимость ужесточения административных мер никто не анонсировал и даже слухи такого рода в широкие массы не просачивались. Более того, не слышно, чтобы где-то, хотя бы на уровне НОСТРОЙ или НОПРИЗ проходили открытые обсуждения министерских инициатив. Впрочем, что говорить, если даже текст нового документа является для саморегуляторов, строителей, проектировщиков и изыскателей тайной за семью печатями. Видимо, Минстрой ведёт свои консультации среди какого-то уж очень узкого и заинтересованного «экспертного сообщества».
На фоне такого странного подхода к подготовке важного для отрасли документа, среди сообщества уже поползли критические высказывания. Саморегуляторы справедливо опасаются, что речь идёт о создании очередных кормушек для бенефициаров принятия законопроекта или даже о новом переделе рынка строительного саморегулирования…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Очевидно, что ничего хорошего нас не ждёт. Но странно то, что приближенные тоже якобы ничего не видели?
Ну знаете ли.... Если что-то очень надо протащить, то и приближенные могут стать не приближенными.... И вообще много чудес может случиться...
Господь с Вами, уважаемый СРОшник! Полагаю, мне не надо цитировать здесь известное высказывание касаемо того, чем с лихвой компенсируется строгость российских законов.
Необязательность их исполнения может вскоре стать для любой СРО лёгким пинком под з@д из реестра.
Ещё у нас любят терять законопроекты в коридорах ГД.
Почему написание законопроектов ведется без привлечения профессионально сообщества? Странная закономерность
А я вот не понимаю совсем другое. Саморегулирование ведь действительно заработало, а именно заработали те механизмы, которые прописаны в нем. Да не в полном объеме, но процесс идет довольно быстро и семимильными шагами. Поясняю чтобы понятно было.
1. Идут выплаты из КФов. Причем уже довольно серьезные. Глядишь скоро и КФы начнут обнуляться.
2. Как только несколько раз дособерут в КФы, с большим скрипом. В СРО вынужденно задумаются. что в "консерватории" надо что-то менять, точнее в документах. И уже этот процесс начал идти. В части установления более жесткого контроля за членами.
3. Но и это не принесет большого результата, тогда будут ужесточать санкции (меры дисциплинарного воздействия).
Опять же, этого окажется не достаточно, к тому времени часть СРО уже будет на задворках саморегулирования "почевать", а те, кто останутся начнут давить на НОСТРОЙ и НОПРИЗ, чтобы установить единые правила для СРО, например как уже предлагалось на этом сайте - ввести реестр тех кто причинил вред, их учредителей и руководителей, чтобы не дать новый вход в строительство, проектирование, инженерные изыскания.
От этого всего конечно же не прекратится взыскание из КФов СРО. Но тогда возможно НОСТРОЙ и НОПРИЗ с подачи СРО начнут давить на Минстрой и законодателей о необходимости баланса установления ответственности между заказчиком, подрядчиком, СРО, банками, страховыми организациями.
По логике так и должно все это работать, так и закладывалось изначально.
А предлагаемые административные меры, что сейчас хочет провести Минстрой опять создадут квазигоструктуру по управлению и регулированию строительством, откуда можно будет взять дополнительные средства на определенные нужды. Качество то от этого не улучшится.
Попробую. На пальцах. В хронологии.
У людей появился голос и масса недовольств.
Когда все начали возбухать про ненужность СРО, вы слышали как все кричат про то, что надо что-то менять, чтобы СРО заработало в сторону качества? НЕТ. Потому что кричали только: нет выплат КФ.
Сейчас есть выплаты, но голос людей не стал тише. Значит надо опять брать ту бочку и катить на СРО.
Не для результата, а для действия.
Вы возмущаетесь - мы реагируем. - Схема проста.
Если коротко, то ИБД? Вы это хотели сказать?
Согласна с Вами!!! Упирается все в с амих саморегуляторов...
Как можно вводить отвественность руководителя СРО, за то, что невозможно контролировать перманентно и что может измениться в любую секунду - соотвествие требованиям, например. Вот нужно два нрсника, при приеме в СРО они были в штате и работали, все проверенно. Через день их уволили. Сотрудники СРО об этом не знают*, руководитель СРО в этот момент может попасть на дисквалификацию.
*Обязать сообщать в СРО об изменениях в штатке можно, но кто это будет делать.