По итогам совещания руководителей уполномоченных органов государственной власти государств-членов Евразийской экономической комиссии, состоявшегося в формате видеоконференцсвязи в июле 2024 года, было принято решение о направлении на внутригосударственное согласование в страны-участники ЕАЭС подготовленного проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» (ТР ЕАЭС). Срок рассмотрения проекта этого регламента на внутригосударственном уровне составляет 60 дней. Несколько дней назад президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров прокомментировал нашим коллегам с портала АНСБ ряд вопросов, возникающих в рамках работы над этим важнейшим документом, а также рассказал о том, как введение нового регламента повлияет на работу проектных организаций в нашей стране.
Как это часто бывает, при работе над важным документом возникают вопросы, связанные с терминологией. Так, Казахстан предложил исключить из регламента и его названия термин «изделие», поскольку это слово означает некоторую законченную вещь, которая является частью строительной конструкции, а их безопасность каждая из стран-участниц ЕАЭС регламентирует самостоятельно на государственном уровне. Предметом же общего регламента является безопасность строительных материалов, которые перемещаются через границы стран-участниц соглашения.
Почему принятие технического регламента важно для России? Дело в том, что ныне Российская Федерация – единственная страна ЕАЭС, которая не имеет собственного технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий. В остальных странах содружество подобные ТР существуют в виде НПА либо законов соответствующих государств. Мы же на протяжении уже 15-ти лет ждём техрегламента ЕАЭС, а потому в нашей стране сейчас худшая среди стран-участниц содружества ситуация с контрафактом и фальсификатом на строительном рынке.
Да, часть строительных материалов и изделий в нашей стране подлежат обязательной сертификации. Но нет жёстких условий, которые бы регламентировали бы подобную сертификацию, поэтому органы сертификации сами устанавливают себе правила работы и методы оценки. В итоге для нечистоплотных российских производителей не составляет проблемы купить сертификат даже на некачественную строительную продукцию.
Возвращаясь к Техническому регламенту ЕАЭС, Анвар Шамухамедович отметил, что в каждой из стран союза есть стройматериалы, которые не описаны в нормативно-технических актах или ГОСТах. Кроме того, с течением времени появляются также и новые материалы, применяемые в строительстве. Поэтому между странами ЕАЭС шла серьёзная дискуссия о том, как сертифицировать такие стройматериалы.
Казахстан предлагал признавать сертификат, выданный любой страной. Однако это весьма опасно, потому что на объединённый рынок может хлынуть некачественная продукция. У России по этому вопросу другая позиция: проверять качество строительных материалов, которые не описаны ГОСТами и другими нормативно-техническими документами, будут проектировщики, закладывая эти материалы в проект.
Тем самым проектировщики должны будут требовать проведение исследований и иных процедур, чтобы доказать безопасность и качество этих материалов. Такой подход усилит полномочия проектировщиков и обезопасит строительную отрасль – и страны-участницы ЕАЭС в принципе уже договорились об использовании этого подхода.
Однако в таком случае возникает вопрос – насколько готовы российские проектировщики к росту их полномочий, а вместе с тем, и ответственности? Отвечая на этот вопрос, Анвар Шамузафаров привёл такую статистику: по итогам пяти месяцев 2024 года на государственную экспертизу в 86% случаев попадают проекты, которые либо были разработаны не членами СРО, либо были разработаны лицами, которые не состоят в Национальном реестре специалистов, что нарушает законодательство России.
Но после того, как ФАУ «Главгосэкспертиза России» в мае 2024 года внедрила машиночитаемую платформу, с помощью которой изыскательская и проектная документация может попадать на государственную экспертизу только при её разработке строго по нормам градостроительного законодательства (разработана членами СРО и подписана лицами, состоящими в НРС), количество документации, поступающей на государственную экспертизу с грубейшими нарушениями законодательства резко снизилось и составляет сейчас порядка 30%.
Если говорить о качестве работы специалистов НОПРИЗ, то оно весьма высоко. Так, Нацобъединение за 2023 год и минувшую часть нынешнего года рассмотрела 1.600 проектов, и по результатам этой работы из НРС были исключены лишь 11 специалистов. Иными словами, документов, которые некачественно разработали проектировщики и изыскатели, оказалось менее 1% от общего объёма рассмотренных случаев. Это говорит о том, что качество работы проектировщиков и изыскателей в России очень высокое.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Нас ждёт очередное подорожание строй материалов? А как же сертификация НОСТРОЙ? Процессы на процессы не наложится?
30% тоже достаточно большая цифра, но судя по всему со временем она приблизится к низким результатам.