На минувшей неделе в столичном Доме союзов прошёл круглый стол комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему: «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения с массовым пребыванием граждан)». Ведущим мероприятия выступил председатель комитета, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Сергей Пахомов, который, как известно нашим читателям, в последнее время выступает одним из активных лоббистов введения саморегулирования среди управляющих компаний. От Минстроя России участие в заседании принял заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько.
Как раз перспективы перевода сферы ЖКХ и эксплуатации ОКС на саморегулирование и стали главной темой обсуждения участников. Господин Пахомов, как и подобает поднаторевшему в парламентской казуистике специалисту, зашёл издалека, сославшись на то, что, мол, изыскания, проектирование, экспертиза, строительство и эксплуатация – это не отдельные процессы, а этапы жизненного цикла объекта, которые связаны между собой. Такая логика заложена и в отраслевой Стратегии – 2030, и в сложившейся экономической практике. И если все остальные этапы уже надёжно окормляются саморегулируемыми организациями и их Национальными объединениями, то в деле эксплуатации по сию пору царит непростительная вольница – из-за чего закономерно и происходит снижение качества.
Проблемы, которые развились у российских «управляшек», не входящих в стройную систему строительного саморегулирования, многочисленны и печальны. Это и отсутствие надлежащего контроля и надзора за техническим состоянием МКД, и сверхнормативная амортизация данных объектов, и сложности предъявления гарантийных требований к подрядчикам. Заодно были упомянуты проблемы распределения ответственности между собственником и лицом, осуществляющим непосредственную эксплуатацию МКД, низкая квалификация специалистов управляющих компаний, рейдерство в управлении МКД.
В общем, даже совсем далёкому от тематики вопроса человеку после заслушивания этого списка должно стать понятно, что только саморегулирование может спасти наши дома от окончательного обветшания и разрушения. Сергей Александрович призвал комплексно подойти к вопросу и привлечь к работе лучшие умы НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Нужно развивать систему саморегулирования на всём протяжении инвестиционно-строительного цикла, а также подумать о целесообразности её расширения на сферу ЖКХ и эксплуатации ОКС.
Лучше всего к заседанию подготовились представители НОПРИЗ. Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров перешёл от общих рассуждений сразу к делу и представил законопроект об усилении ответственности юридических лиц, предоставляющих населению России услуги в сфере ЖКХ. Текст документа был подготовлен экспертами НОПРИЗ по поручению министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина и председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина.
Законопроект предполагает перевод сферы жилищно-коммунального хозяйства на обязательное саморегулирование. Организации должны будут состоять в СРО и нести полную правовую и финансовую ответственность за некачественно оказанные услуги из средств компенсационных фондов возмещения вреда.
В том числе, компенсацию в пользу региональных фондов капитального ремонта в случае некачественного проведения данных работ. По словам Анвара Шамухамедовича, в предлагаемом НОПРИЗ законопроекте будут реализованы следующие принципы и новации:
- Обеспечение преемственности в градостроительном регулировании: формирование обязательного саморегулирования эксплуатации объектов в рамках существующего института обязательного саморегулирования в строительстве.
- Завершение формирования единой системы правового регулирования основных этапов жизненного цикла объектов капитального строительства: изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- Дополнительные меры по защите интересов собственников на этапе эксплуатации (управления): компенсационные фонды и страхование, расширение работы с обращениями граждан, обеспечение непрерывности управления многоквартирными домами, гарантирующая управляющая организация.
- Повышение полномочий и роли органов государственного управления субъектов Федерации и органов местного самоуправления в регулировании эксплуатации объектов и МКД (регионализация СРО, участие представителей таких органов в коллективном органе управления, учёт региональных особенностей и требований).
- Сохранение и развитие информационной системы ГИС ЖКХ с заменой региональных реестров лицензий управляющих на региональный реестр управляющих организаций, привлечение саморегулируемых организаций к представлению и верификации информации в указанном реестре.
- Сохранение полномочий государственных жилищных инспекций с одновременным сокращением их нагрузки по работе с жалобами и обращениями, предоставление возможности внесудебного наказания нерадивых управляющих с помощью инструментов саморегулирования.
Словом, вся предлагаемая структура получилась очень похожей на то, что мы сегодня имеем в проектировании, строительстве и изысканиях. С одним исключением – управляющим компаниям не придётся снова проходить весь тернистый путь строительного саморегулирования, а можно будет воспользоваться уже существующими наработками, с учётом плюсов, минусов и хорошо изученных подводных камней.
В проекте НОПРИЗ предложена общая структура института саморегулирования в сфере эксплуатации зданий, строений и сооружений, система дифференциации взносов в компенсационные фонды СРО в зависимости от площади объекта, обновлённый алгоритм работы реестра управляющих организаций в субъекте Российской Федерации, а также полный перечень изменений, которые предлагается ввести в Градостроительный и Жилищный кодексы РФ. В общем, налицо серьёзный, продуманный документ, который можно выносить на обсуждении для всех заинтересованных сторон.
Присутствовал на встрече и президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Однако, судя по всему, у Антона Николаевича нет задачи стать фронтменом намечающейся реформы. А потому никаких собственных наработок участникам он не представил, ограничившись общей поддержкой предложений Сергея Пахомова. В частности, глава НОСТРОЙ также высказался о том, что необходимо совершенствование законодательного регулирования и стандартизации работ и услуг в части управления многоквартирными домами.
Антон Глушков заметил, что сейчас в крупных муниципалитетах примерно 15-20% инженерных сетей находятся на балансе не у ресурсоснабжающих организаций, а у управляющих компаний, которые не имеют достаточных финансовых и технических средств для их обслуживания. В связи с этим значительно сокращается жизненный цикл многоквартирных домов, а также создаются дополнительные риски для подрядных организаций, осуществляющих работы по капитальному ремонту. И если этот вопрос своевременно не урегулировать, то надлежащая эксплуатация инженерных сетей может привести к дополнительной финансовой нагрузке, которая ляжет на жителей многоквартирных либо индивидуальных жилых домов и станет непосильной. Однако однозначно в пользу введения саморегулирования для ЖКХ Антон Николаевич не высказался.
Будут ли созданы СРО и Нацобъединение для «управляшек»? Если да – то в какие сроки? Очевидно, что власти смотрят на такой вариант вполне благосклонно, явно есть и заинтересованные лица, которые уже находятся на низком старте создания профильных СРО. Очень интересна инициатива НОПРИЗ, который вполне может обеспечить правовое и интеллектуальное обеспечение намеченной реформы. Хотя, с другой стороны, стоит вспомнить многолетние и безуспешные попытки того же Национального объединения ввести саморегулирование для негосударственной экспертизы – что в итоге было успешно торпедировано функционерами от той же экспертизы. В любом случае события развиваются интересно и коснутся каждого, кто оплачивает квитанции ЖКХ.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Чтобы не создавать новое? Интересно
Интересно было бы почитать законопроект. "Грабли" все те же там планируется оставить?
Конечно! Зачем что-то менять? Упал-отдал! Вот принцип то
Снова здорова получается! Куда только не пихаем всея СРО. Что, денежек хватать перестало?
УК, конечно, совсем офигели… Во всяком случае в большинстве своем… Но справятся ли СРО с этой задачей… У меня большой вопрос… Особенно, учитывая всё ещё большое количество коммерческих СРО…
А СРО в строительстве справилось со своей задачей?
Судя по тому как представителя власти на РСК высказывались - то нет.
Ваше мнение иное?
Ну смотря с какой стороны посмотреть, конечно.... Как по мне так очень много законодательных неурядиц, чтобы уж было прям да... И коммерческих СРО, которые расплодились как грибы после дождя...
Не отдадут они свой кусок хлеба. Даже если саморегулирование в ЖКХ создастся, оно введется отдельной системой и рынок займут те же с теми же намерениями.
К сожалению автор удалил свой комментарий