Система саморегулирования сегодня играет ключевую роль в строительной отрасли. Государство возложило на саморегулируемые организации обязанность по осуществлению контроля за деятельностью компаний, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, при этом установив квалификационные требования для специалистов таких строительных организаций – членов СРО.
В результате постоянного анализа деятельности своих членов иркутская Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» (Ассоциация РООР СРОСБР) выявила ряд основных проблем, возникших на разных этапах строительства большинства объектов социального назначения. Одной из главных, которая зачастую приводит к срыву сроков исполнения муниципальных контрактов, является отсутствие необходимой квалификации специалистов застройщика, технического заказчика либо полное отсутствие таких специалистов. Об этой и о других проблемах мы поговорили с начальником квалификационного отдела Ассоциации РООР СРОСБР Артёмом Игнатенковым.
***
– Эта проблема присуща большинству муниципальных заказчиков Иркутской области, – отметил Артём Михайлович. – В данной ситуации очень важно осуществлять периодическую профессиональную переподготовку специалистов застройщиков, технических заказчиков в сфере госзаказа. Это поможет избежать многих ошибок, начиная от выбора площадок под строительство, подготовки технических заданий, оформления градостроительных планов земельного участка, заключения контрактов на проведение инженерных изысканий и проектные работы, контроля качества проектно-сметной документации, определения начальной максимальной цены контракта, подготовки контракта, проведения конкурсных процедур, получения разрешения на строительство, проведения строительного контроля в ходе строительства объекта вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию. В результате можно уберечься от неоправданных финансовых потерь.
– Известно, что по инициативе Ассоциации РООР СРОСБР и при содействии Правительства и Министерства строительства Иркутской области в феврале 2024 года на базе Иркутского национального исследовательского технического университета стартовала «Школа заказчика объектов капитального строительства». Почему возникла такая идея, насколько она реализована и что дала заказчикам?
– Мы приняли такое решение, основываясь на опыте Сахалина. Обучение прошла группа из 17-ти человек, и 22 февраля этого года состоялся первый выпуск специалистов. Министр строительства Иркутской области Александр Галкин лично вручил удостоверения о повышении квалификации муниципальным заказчикам. Обучение было проведено в очном режиме, что позволило напрямую обмениваться опытом всем участникам строительного процесса. Занятия вели практикоориентированные специалисты – представители профильных министерств и ведомств Иркутской области (Министерство строительства, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Министерство имущественных отношений, комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска, Служба государственного жилищного и строительного надзора и другие), а также сотрудники проектных организаций и преподаватели ИРНИТУ, имеющие большой опыт выполнения хоздоговоров и экспертиз в сфере строительства. Образовательная программа «Школа заказчика» рассчитана на 72 часа. За это время участники в очной форме проходят обучение по вопросам нормативно-правового регулирования строительной деятельности, проектирования объектов капстроительства, экспертизы проектной документации, строительного надзора и контроля, а также цифровизации строительной отрасли. В настоящее время осуществляется сбор заявок на следующий месяц.
– Из Ваших слов понятно, что Школа заказчика – своевременный и полезный проект. А нет ли желания создать аналогичную школу, но для подрядчиков?
– Конечно. Именно над этим мы сейчас и работаем. Практика показывает, что некачественная проектная документация является на сегодня одной из проблем, этаким элементом административного давления на строительных подрядчиков, – отметил Артём Игнатенков. – При этом, когда выявляются недостатки в проекте или смете, то все связанные с этим риски несёт подрядчик. Ведь он подписал контракт, в котором зафиксированы сроки исполнения! Заказчик в этом случае практически ничем не рискует. Согласно Градостроительному кодексу РФ (№ 190 – ФЗ от 29 декабря 2004 года), проект строительства объекта реализует застройщик в соответствии с возложенными на него функциями, подрядчик же только выполняет строительно-монтажные работы согласно контракту, заключенному с ним. Поэтому именно застройщик обязан нести ответственность, в соответствии с возложенными на него законом функциями – от инициации проекта и до ввода объекта в эксплуатацию. Наша задача – не только повысить цифровые компетенции подрядчика, но и поднять на новый уровень качество строительства.
– Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Выход я вижу в проектном управлении. Это уникальный вид руководства. В его основе лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанного ещё в 30-50-е годы прошлого века. Министерство экономического развития РФ выпустило распоряжение от 14 апреля 2014 года № 26Р-АУ «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», в котором определены основные цели внедрения проектного управления. Проектное управление сродни саморегулированию. Это организация взаимоотношений, учёт и использование прав и обязанностей участников реализации проекта на всех стадиях его жизни. К большому сожалению, реальное проектное управление в строительстве от стадии его инициации и планирования, проведения изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и до ввода его в эксплуатацию остановилось на горизонтали планирования и отчётности региональных правительств и муниципалитетов. Сегодня одна из главных задач саморегулирования в строительстве – изменить отношение региональных и муниципальных застройщиков, изыскателей, проектировщиков, строительных организаций, ресурсоснабжающих и эксплуатирующих организаций к организации проектного управления в строительстве при исполнении контрактов. Выявлять и учитывать риски на всех этапах, особенно на этапах инициации, планирования, изысканий и проектирования, когда любые изменения можно провести быстро и недорого.
– По инициативе Ассоциации РООР СРОСБР и при содействии Правительства и Министерства строительства Иркутской области распоряжением губернатора Игоря Кобзева был создан Совет по взаимодействию с саморегулируемыми организациями строительной отрасли на территории Иркутской области при губернаторе. Как Совет участвует в решении назревших проблем?
– Как видно из названия, цель деятельности Совета – это взаимодействие. Взаимодействие между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и саморегулируемыми организациями. Именно взаимодействие должно помогать решению вопросов реализации государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства, а также развитию строительной отрасли региона, в целом. Заседания Совета проходят на регулярной основе. Все злободневные вопросы обсуждаются на Совете. Например, несколько заседаний было посвящено рассмотрению вопросов выполнения работ по строительству социальных объектов. На одном из заседаний министр строительства региона Александр Галкин отметил, что существуют подрядчики, которые не выполняют своих обязательств по контрактам в срок или выполняют некачественно. В рамках работы Совета привлекаются руководители всех СРО региона для контроля и координации строительного процесса.
Из всего этого напрашивается вывод – не останавливаться на достигнутом, продолжать непрерывно повышать уровень компетентности во взаимоотношениях заказчика, подрядной организации и других участников строительства. Только профессионализм и обоюдное желание всех участников помогут добиться нужного результата – своевременного выполнения бюджетных контрактов с высоким качеством произведенных работ.
Сахалин с Валерием и тут пример подает :)
Если власти на местах идут на диалог, то выше уровень оторван от всех.
Хорошо когда есть ресурс. А когда его нет, что делать?
Больше всего в контроле на исполнение контрактов по 44-ФЗ раздражает тупорылость, простите, строительного контроля и вообще заказчиков, которые вертят любыми СП, ГОСТ и нормами как хотят (Росавтодор и его ФКУшки - снова привет!). В этом году сталкивался с Единым заказчиком - там вдруг какая-то адекватность появилась хотя бы. Остальных надо всех поголовно проверять и разгонять похоже. Такого маразма по СК и ИД как при контроле строек по 44-ФЗ больше нигде не встречается, кроме Транснефти похоже. Какую только хренатень не требуют рисовать и сдавать. В нарушение ч.4 ст. 53 ГрК РФ и приказа 344/пр ни у одного заказчика нет исчерпывающего перечня ИД согласно пунктам 1-12 приказа 344/пр. В нарушение ч.4 ст.53 ГрК РФ АОСРами и АООКами оформляются работы, которые таковыми не являются и которые вообще согласно п. 7.38 СП 48.13330 должны вводиться в эксплуатацию решением лица, осуществляющего строительство. Этот СП 48.13330 вообще бестолковый в плане безопасности и организации строительства. Раньше до СП в СНиП 12-03-2001 был акт по приложению И, в котором была подпись представителя работников генеральной подрядной строительной организации на освидетельствование внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ, в том числе по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работающих, сейчас же ни денег на это, ни нормальных временных нет нигде - зато ИД на временные почему-то согласно ч.4 ст. 53 ГрК РФ требуют, хотя там чётко прописаны критерии для скрытых работ и ответственных конструкций. Еще бы СРО массово и поголовно обратили вообще внимание на то, какого чёрта сейчас капремонты все без проектной документации или хотя бы рабочих проектов - а ИД в автокаде сам нарисуй, подрядчик, вынь да положь со всеми схемами. Полная анархия и долбоклюйство. Некоторые хитрые мошенники, мимикрирующие под заказчика, вообще закупку выставляют с одной сметой даже без ВОР и дефектных ведомостей, зато в контракте прописывают "ППР с изображением проектных решений", подменяя стадию проектирования требованием забесплатно разрабатывать ППР с рабочими чертежами. Я уже тут даже как-то писал, что даже на ремонт дорог и мостов по 257-ФЗ согласно статье 18 должен быть проект ремонта, но по реке плывёт кирпич деревянный как стекло - даже обращение в Минтранс РФ не помогло. Вот такие профессионалы работают и закупки проводят за счёт бюджетов. При этом техкомитеты и всякие ООО продолжают штамповать НТД, под исполнение которой денег никто не выделяет. Пора уже по ходу в отрасли чрезвычайное положение вводить.
У нас ЧП в более худших обстоятельствах не вводят.