Одним из ключевых вопросов проектно-изыскательской отрасли сегодня является повышение роли главного инженера проекта в ходе строительства и переход на полноценное авторское сопровождение проекта. По мнению экспертов, такой подход позволит добиться существенного повышения качества строительства и внедрения современных технологий. Каким образом это может быть осуществлено? Одним из решений может стать создание дополнительного реестра или либо внутри НРС размещать дополнительную информацию о специалистах «повышенного уровня компетенции» в виде табличек.
Как известно, с 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25 декабря 2023 года № 653-ФЗ, предусматривающий принципиальные изменения системы технического регулирования в строительной отрасли.
Указанным ФЗ предусматривается существенное расширение роли главных инженеров проектов путём отнесения к документам, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, утверждённых лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
Таким образом, экспертиза проектной документации, подготовленной уполномоченным лицом, может осуществляться в отношении соответствия такой проектной документации требованиям, утверждённым лицом, осуществляющим подготовку проектной документации и определённым по результатам исследований; расчётов и (или) испытаний; моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; оценки риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий с учётом положений постановления Правительства РФ от 30 мая 2024 года № 708.
Реализация указанных новаций позволит в ряде случаев существенно сократить срок инвестиционно-строительного цикла (на полтора-два года).
В настоящее время частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены институции проектного и экспертного сопровождения. Экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесённых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
- не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
- не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
- не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищённости объекта;
- соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
- соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом оценка соответствия изменений, внесённых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 Градостроительного кодекса РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищённости объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, а также оценка соответствия изменений, внесённых в результаты инженерных изысканий, требованиям технических регламентов по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, которые подтверждают соответствие указанным в настоящей части требованиям изменений, внесённых в проектную документацию, результаты инженерных изысканий.
Таким образом, требует своего скорейшего и логичного развития институт проектного сопровождения.
Во-первых, не только в отношении изменений проектной документации, но и собственно проектной документации: поскольку вступающими в силу изменениями законодательства о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений предусматривается возможность утверждения технических требований собственно главными инженерами проектов, то в ряде случаев возможно отказаться от процедуры экспертизы проектной документации в пользу обязательного проектного сопровождения.
Во-вторых, проектное сопровождение может успешно осуществляться также и в отношении решений, в том числе непосредственно затрагивающих вопросы безопасности, включая аспект механической безопасности, даже в тех случаях, когда такие решения затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства.
Одновременно требует внедрение дополнительного фильтра компетенций главных инженеров проектов, уполномочиваемых на утверждение уникальных технических требований, что целесообразно осуществить путём определения профессиональным сообществом персонализированного списка соответствующих лиц, являющихся одновременно участниками Национального реестра специалистов и обладающих компетенциями и опытов в области актуализации технических требований нормативных технических документов, формирующих доказательную базу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Формирование персонализированного списка «исключительных ГИПов» возможно увязать с решением задачи по формированию реестра специалистов, рекомендованных НОПРИЗ для участия в следственных и (или) судебных действиях в качестве специалистов или судебных экспертов, обладающих аналогичным исключительным профессиональным авторитетом при разрешении споров в отношении особенно сложных технических решений.
Создание такого реестра потребует введения структуры специализаций, охватывающих все подотрасли строительной сферы. В том числе, это объекты гражданского и промышленного строительства, гидротехнические сооружения, сооружения для добычи и транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки, объекты транспортной инфраструктуры, инженерные сети и системы, несущие строительные конструкции, наружные и внутренние ограждающие строительные конструкции.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Супер ГИП, супер ГАП, супер Олень. Вот и собралась компания :=)
Сколько будет стоить "диплом" супер-ГИПа?
Скоро мы узнаем эту информацию из открытых источников - интернета?
Ну а теперь шутки в сторону.
"Таким образом, требует своего скорейшего и логичного развития институт проектного сопровождения."
Так он же у нас в государстве был. Назывался авторским надзором. Только почему-то никто эффективным менеджерам, руководящим сейчас стройотраслью и сидящих в госэкспертизе и креслах заказчиков, не объяснил, что на авторский надзор надо выделять нормальные денежные средства - не 0,2% от СМР по нормативу затрат, а все 2. Почему-то при наличии авторского надзора заставляют проектировщика подписывать акты ответственных конструкций, а денег за подписание и ответственность не выделяют. Также и "проектное сопровождение" умрёт. Кто в здравом уме будет за условные 200 тысяч в 100млн объекте подписывать вообще что-либо? Этих денег даже на гостиницу и бензин не хватит, сидеть у объекта и ждать, когда подрядчик доделает очередную ОК. Пора забыть процентные нормативы, рыночек у нас уже лет эдак 20 с лишним. А представьте, что надо пересогласовать, например, свайное поле или схему моста. Зачем это проектной организации при нынешнем подходе вообще делать?
А почему бы и не пошутить в копилку