Такое мнение руководитель ФАС России Максим Шаскольский высказал в ходе недавнего Антимонопольного форума в Москве. По словам Максима Алексеевича, речь идёт о завышении цен отечественными разработчиками программного обеспечения после ухода с рынка иностранных компаний. Это классический пример монополистической деятельности, когда цены повышаются для получения сверхдоходов. В такой ситуации могли бы быть приняты меры антимонопольного реагирования, однако на текущий момент запрет на монополистическую деятельность не применим к интеллектуальной собственности.
По мнению экспертов Федеральной антимонопольной службы РФ, такие иммунитеты должны быть исключены из закона о защите конкуренции. Это не отразится на уровне защиты прав правообладателей, однако позволит развивать конкуренцию на цифровых и смежных с ними товарных рынках. Руководитель ФАС России отметил, что такая инициатива может войти в «шестой антимонопольный пакет».
Кроме того, служба разрабатывает специальные меры антимонопольного регулирования для нетранзакционных платформ (социальные сети, поисковые сервисы, видеохостинги).
Также ФАС считает, что необходимо совместно с отраслевыми экспертами предусмотреть в законодательстве специальные критерии для таких сервисов – это позволит учитывать интересы всех участников правоотношений и даст возможность бизнесу развиваться в условиях добросовестной конкуренции.
Отдельная часть доклада господина Шаскольского была посвящена вопросу совершенствования механизма пересмотра ранее выданных службой предписаний. Он рассказал, что служба разработала законопроект, который предусматривает возможность пересматривать предписания, если в ценообразовании заложено использование иностранных биржевых и внебиржевых индикаторов.
Максим Алексеевич подчеркнул, что, в случае внесения изменений, участники рынка не будут привлекаться к ответственности за действия, которые были совершены до пересмотра предписания.
Кроме того, ФАС России считает целесообразной корректировку в сфере государственного контроля за сделками экономической концентрации.
Сейчас антимонопольное законодательство в этой части выглядит максимально странным. Так, закон и по букве, и по сути одобряет создание сети фирм с одним владельцем, которые имитируют конкуренцию на торгах. Такое удивительное положение содержится в 31-й статье закона о защите конкуренции. Согласно ей, допускает совершение сделок экономической концентрации без предварительного согласия и последующего уведомления службы, если компании входят в одну группу лиц!
ФАС решила, что, наконец-то, нужно заняться этой удивительной нормой закона. В частности, служба видит злоупотребление данным правом со стороны участников рынка в виде искусственного объединения компаний-конкурентов в одну группу лиц для ухода от предварительного согласования сделки. При этом формальное соблюдение процедуры указанной статьи исключает возможность для ФАС России предотвратить монополизацию товарного рынка, так как на момент подачи уведомления сделка уже совершена.
Также Максим Шаскольский рассказал в докладе о законодательных инициативах ведомства, формировании национальных ценовых индикаторов, тарифном регулировании, унификации отраслевых торгов и контроле за рынком рекламы. Глава службы подчеркнул, что текущие экономические условия и меняющаяся ситуация требуют пересмотра некоторых подходов к регулированию, а в отдельных случаях – его корректировки. Важно продолжать диалог между государством и бизнесом, оперативно и слаженно работать для обеспечения роста экономики и защиты конкуренции.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Когда хочется бооольше
Интересно, я вот такое прочитал: Положения, которыми предусмотрены антимонопольные иммунитеты, действуют с момента вступления в силу Закона о защите конкуренции.
Как можно их отменить не зацепив паровозом остальные НПА?
Вроде МЭР вообще раскритиковал ФАС и сказал, что проблемы нет.