Одним из мероприятий, прошедших в рамках деловой программы XXIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, членов НОСТРОЙ, стал круглый стол на тему «Строительный комплекс и система саморегулирования. Цифровизация – основной тренд». Как обещали организаторы накануне встречи, собравшиеся смогут обсудить различные аспекты перехода строительной отрасли на «цифру», проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка в процессе этого перехода, а также контуры единого информационного пространства, которое будет сформировано по итогам цифровизации.
Для этого был предложен неплохой, в принципе, формат, когда должны были прозвучат 9 докладов от гостей форума, каждый в пределах ограниченного регламента по 10 минут. А затем объявлялась долгожданная дискуссия. При этом, к сожалению, была утверждена слишком уж сжатая программа – на всё действо отводилось всего-навсего два часа, из которых на обмен мнениями – только 20 минут.
В итоге большинство участников ушли разочарованными. Тема большая, сложная, волнует всё строительное сообщество и по праву занимает одно из центральных мест в информационной повестке. Поэтому не очень понятно, о чём можно рассказать за 10 минут и что можно реально обсудить за время, всего в два раза большее. Поэтому вместо настоящего круглого стола мероприятие поневоле превратилось в зачитывание списка достижений и выкрикиванием бойких лозунгов в стиле «пятилетку – за четыре года!».
На правах хозяина открывая встречу, президент Национального объединения строителей Антон Глушков зачитал цифры строительных рекордов прошлого года и заявил, что с учётом низкой безработицы и проблем с наймом специалистов, единственной возможностью для роста остаётся повышение производительности труда. А для неё, в свою очередь, потребуется максимальная автоматизация и цифровизация стройки.
При этом Антон Николаевич посетовал, что, несмотря на все старания государства вкупе с Нацобъединением, цифровизация на стройплощадках не очень-то и приживается. Пока большая часть состоявшихся изменений реализована по инициативе органов исполнительной власти, хотя обычно инициаторами изменений в отрасли становятся предприятия строительной сферы. Понимая, сколь важна для отрасли цифровизация для повышения её эффективности, руководитель НОСТРОЙ предложил вести дискуссию о цифровизации как о важном элементе помощи для всех участников строительного рынка.
Нельзя не согласиться с главой Национального объединения – ситуация странная. Власть уже какой год подряд силой загоняет строительную отрасль в светлое цифровое будущее, а строители со своей стороны пищат и упираются, не видя в новых начальственных задумках ничего, кроме лишних проблем и поборов. И может быть, действительно, что-то с нашей цифровизацией не так? Пока рады новому тренду только торговцы софтом, да подвизающиеся при них посредники.
Кстати, о них. Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования Михаил Викторов тоже говорил о кадровых проблемах, правда, не в реальном секторе, а в цифровом. По его оценкам, в ближайшие годы понадобится до 40-ка тысяч подготовленных ТИМ-менеджеров, ТИМ-координаторов и прочих специалистов в области ТИМ. Большинство компаний занимается переманиванием специалистов друг у друга, а возможности вузов пока эту потребность не закрывают. Поэтому очень важно развивать цифровые кафедры в вузах, иные способы подготовки специалистов – время не ждёт.
При этом даже глава «самого цифрового» из всех Национальных объединений вынужден был признать, что строителям цифровизация не нужна и они изо всех сил ей сопротивляются:
Сегодня 26 процентов застройщиков отмечают, что ничего не сделали в направлении цифровизации. Перейти на «цифру» мешает не сопротивление, а понятие, что лучшее – враг хорошего. Руководители не понимают, зачем переходить, искать людей, тратить деньги – и так всё хорошо. Есть некий скепсис и привычка.
Пока единственный ответ, который могут дать на этот вопрос строителям строительные чиновники, звучит просто: «Потому что мы всё равно вас заставим». В ответ на что получают соответствующее отношение. Компании внедряют цифровых хотелки властей по минимальному принципу, вначале делая то, что надо для строительства, а уже потом – то, что надо для чиновников. И справедливо рассматривают расходы на дополнительный софт, компьютеры, «бимщиков», перевод проектов в новые форматы данных как глупую и вредную трату времени и денег.
Чтобы переломить эту тенденцию, Михаил Юрьевич призвал саморегуляторам встать у руля преобразований. И добавил, не без ноток ностальгии в голосе:
Саморегулирование всегда было драйвером самых передовых изменений в строительной отрасли, и сейчас оно должно стать драйвером цифровизации.
Звучит красиво, но как можно убедить человека бежать с лишним грузом на ногах, – пока не понятно…
Более практический характер носил доклад участника рабочей группы при правительственной комиссии по проведению административной реформы Марины Скрипачёвой. Она указала, что для развития стройкомплекса важно сокращение инвестиционно-строительного цикла, и уменьшение числа обязательных требований со стороны государства помогает решать эту задачу.
При разработке нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования (законов, постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), разработчик представляет их в группу оценки издержек для бизнеса. Регламентированы сроки и порядок рассмотрения группой проектов этих документов, и при этом работа членов группы ведётся на цифровой платформе. По словам Марины Анатольевны, группа намерена сосредоточится на сокращении административных барьеров, потому что это важнейшая работа, которую нужно вести в области регуляторной гильотины. То есть, вводя лишние обременения в части цифровизации, государство пытается немного смягчить проблемы отрасли, хотя бы сократив административные барьеры.
Заместитель начальника управления контрактации Госказначейства Арсен Петросов обратил внимание присутствующих на то, что в настоящее время система закупок развивается быстрыми темпами. По его мнению, это связано с тем, что она переведена в электронный вид. Одним из последних нововведений стала цифровая контрактация по конкурентным процедурам, она действует с 1 октября 2023 года. А с 1 января 2025-го ведомство планирует реализовать цифровую контрактацию с единым исполнителем и цифровые дополнительные соглашения. Также служба сейчас разрабатывает возможность электронного структурирования сметы.
В итоге получилось серьёзное, представительное мероприятие с компетентными участниками. Вот только назвав его круглым столом, организаторы явно проявили лукавство. Чтобы по-настоящему обсуждать цифровизацию, её перспективы, позитивные и негативные последствия, нужно было, как минимум, пригласить представителей реального сектора – и не только пиар-менеджеров из крупных девелоперских компаний, но и представителей подрядчиков, активных саморегуляторов из регионов. Словом, тех, кто работает «на земле». Однако к такому диалогу строительные чиновники и заинтересованные лица, видимо, пока не готовы. А жаль…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Цитата: "Она [Марина Скрипачева] указала, что для развития стройкомплекса важно сокращение инвестиционно-строительного цикла". А сокращение инвестиционно-строительного цикла при заданной регуляторике возможно только за счет автоматизации интеллектуальной деятельности участников этого цикла. А эта автоматизация собственно и является целью внедрения искусственного интеллекта. Однако, почему-то про ИИ, который, по словам Президента РФ Владимира Путина, является основой технологического суверенитета страны, на прошедшем Круглом столе не было сказано ни слова.
Есть две цели: одних заставить делать то, что внедряют другие. А других принудить заставлять делать первых то, что внедряют другие.
Уважаемый СРОшник, согласно Адаму Смиту рынком управляет только "невидимая рука рынка". заставить или принудить субъектов рынка к тому, что рынку не интересно, это пустая затея. Когда я ратую за автоматизацию интеллектуальной деятельности, я исхожу из того, что любая автоматизация хоть ручного, хоть интеллектуального труда направлена на облегчение труда. А то, что сегодня делается с цифровизацией направлено на усложнение труда. Как-то так)
Излюбленный формат НОСТРОЙ.