Речь идёт о законопроекте № 505365-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ внесли на рассмотрение депутатов Государственной Думы в декабре 2023 года сенаторы Владимир Кравченко и Андрей Кутепов. Согласно документу, из действующего закона предлагается убрать оговорки, которые сейчас позволяют заказчику обходить требование о семидневном сроке оплаты с даты приёмки.
Как отмечается в пояснительной записке, в настоящее время, в соответствии с частью 5.3 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приёмки. При этом в документе содержится существенная оговорка, что могут быть исключения, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также заказчиком в положении о закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, положение о закупке позволяет заказчику самостоятельно решать многие вопросы осуществления своих закупок и может содержать сроки оплаты, существенно превышающие семидневные сроки.
Поэтому часть 5.3 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, устанавливая возможность неприменения заказчиком семидневного срока оплаты, фактически нивелирует смысл установления какого-либо срока.
Авторы законопроекта напоминают, что у всех крупных государственных компаний есть внутренние положения и договоры о закупках. Данные внутренние акты позволяют компаниям увеличивать сроки расчёта, что по своей сути является беспроцентным кредитом для заказчика со стороны исполнителей.
Российские поставщики и подрядчики отмечают, что из-за имеющейся в действующей редакции 223-ФЗ неопределённости, связанной со сроками расчёта, закон не работает должным образом. Предлагается отменить эту норму, что позволит строго регламентировать срок расчёта.
Сейчас законопроект готовится к первому чтению в Госдуме. Его включили в примерную программу законопроектной работы на март, а отзывы и предложения по проекту будут принимать до сегодняшнего дня, 19 февраля.
Документ встретил серьёзное сопротивление со стороны госкорпораций. Стало известно, что против выступили РЖД, «Газпром», ВТБ, «Почта России», «Интер РАО» и «Росатом». Госсектор не устраивает, что текущая редакция проекта не учитывает специфику отдельных категорий закупок. Кроме того, сроки расчётов (не с малым и средним бизнесом) – это предмет договорных обязательств, которые предполагают взаимную ответственность сторон и не требуют дополнительных настроек, настаивают противники законопроекта.
А вот представители частного сектора, напротив, прилагают усилия, чтобы ускорить принятие поправок. Об этом идёт речь в письме заместителя председателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна помощнику Президента России – начальнику государственно-правового управления Ларисе Брычевой. Бизнес-объединение ранее просило оценить документ, и претензий к нему у «Деловой России» не возникло. Закрепление на законодательном уровне срока оплаты госзакупок без права заказчика его растягивать повысит финансовую устойчивость малого и среднего бизнеса и снизит закредитованность, указано в письме.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не думаю, что выстрелит. Уйдёт на доработку и потеряется в комитетных стенах.
Борьба неслабая: госкорпорации против среднего и малого бизнеса, который сейчас в приоритете у правительства.
По моему скромному мнению, это будет вообще бесполезно. На практике заказчики даже по 44-ФЗ умудряются осуществлять приёмку в течение 3 недель и более - в контракте просто указывается, что заказчик в течение 20 рабочих дней осуществляет рассмотрение документов и приёмку. Текст контракта - настоящее мошенничество от имени государства. А что уж говорить про 223-ФЗ... Особенно это прослеживается на региональном и особенно на федеральном уровнях. Тут надо именно устанавливать сроки приёмки. Получил комплект документов через ЕИС или любым другим способом - не больше 5 рабочих дней либо приёмка, либо мотивированный отказ. Срок устранения замечаний - не регламентирован. Срок рассмотрения повторного направления - 2 рабочих дня. Количество мотивированых отказов - не более двух. Принял - оплата в течение 7 календарных дней. В общем, вся цепочка должна быть прописана, чтоб какой-нибудь самодур не решил поиздеваться. В РНП - только через суд. Ну и т.д. и т.п.
Законы для того, чтобы искать в них лазейки. Согласен.
Не все законопроекты одинаково полезны.