Пришла «беда», откуда не ждали. По всей стране сокращается число строящихся торговых центров. Объёмы квадратных метров, предназначенных для ведения традиционной коммерческой деятельности, стремительно уменьшаются, и уже в этом году специалисты московского рынка предрекают новый антирекорд, минимальный ввод торговых площадей за последнее десятилетие. Что привело к печальному тренду и действительно ли стоит из-за него печалиться?
Трудно поверить, но за минувшие десять месяцев текущего года в российской столице было построено и сдано в эксплуатацию всего 37.000 квадратных метров недвижимости, представляющей собой торговый центры. В течение года в крупнейшем городе в стране открыли только три подобных комплекса, да и те скромного районного формата («Митино Парк», «Звёздный», «Кувшинка»). Никаких масштабных проектов в данном сегменте нет и в помине.
До конца года возлагаются надежды на достройку и ввод ещё двух ТЦ, тогда показатель возведённых коммерческих площадей в столице достигнет 50.000 квадратов. Но даже с их учётом объёмы станут самыми маленькими за последние десять лет. В прошлом году специалисты зафиксировали аналогичный антирекорд – за двенадцать месяцев 2022-го в Москве было построено лишь пять торговых центров, суммарная площадь которых составила 123.000 квадратных метров.
Тот год вообще был провальным для коммерческой недвижимости по всей стране. В эксплуатацию сдали только 305.000 квадратных метров – в три раза меньше, чем годом ранее (913.000 квадратов в 2021-ом), минимальная цифра за два десятилетия наблюдений! До этого, к слову, в сегменте всё было достаточно стабильно, а в самые продуктивные годы строители успевали строить и вводить в эксплуатацию по миллиону квадратов торговых площадей (как, например, было в 2014 году).
Причины резкого падения объёмов возведения ТЦ установить немудрено. Невозможно не отметить, что на ситуацию повлиял массовый исход зарубежных брендов с российского рынка. Иностранные фирмы спешно ретировались, оставляя после себя пустующие магазины, которые отечественные и альтернативные заграничные компании не могли заполнить моментально.
Уже в этом году картина улучшилась – доля вакантных площадей в московских универмагах и моллах уменьшилась с 15,6% до 8,9%. На рынок вышло 19 новых брендов из Ирана, Казахстана, Белоруссии и Китая. Разумеется, им потребуется время на приспособление к новой аудитории, но не исключено, что некоторые из них (те же продуктивные, захватывающие все вокруг китайцы) очень быстро масштабируются и вскоре будут нуждаться в ещё больших торговых площадях, чем покинувшие страну зарубежные фирмы.
Сильно обольщаться строителям коммерческой недвижимости всё же не стоит. Ведь на сокращение спроса на торговые площадки влияет ещё и другой, более глобальный тренд – переход торговли в онлайн. Так, в 2022 году количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43%, по сравнению с 2021-ым, а общий объём российского рынка e-commerce, то есть любые продажи товаров онлайн, в текущем году почти достиг 8.000.000.000.000 рублей.
Россияне всё больше привыкают приобретать в интернете самые разнообразные вещи: от корма для животных и бытовой химии – до одежды и парфюмерии. Предприимчивые управленцы онлайн-площадок, в свою очередь, делают всё, чтобы рядовой покупатель не задумался о походе в реальный магазин: заманивают щедрыми скидками, организуют быструю доставку, дают возможность вернуть товар, если он не подойдёт. Не выдерживая конкуренции, традиционные торговые точки сдают позиции.
Как и многие другие осязаемые общественные тенденции, уход торговли в онлайн и уменьшение спроса на новую коммерческую недвижимость не должны нас пугать или вгонять в тоску. Современное переосмысление традиционного рыночного пространства обязательно сформирует новые, свои собственные запросы, а строители лишь должны быть готовы их осознать и удовлетворить.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Лучший ТЦ, это тот где есть K&Б! И интернет пока тут не помощник, увы...(
А разве этот магазин существует в ТЦ?? В Москве не видала.... Но наверное на то и разница между культур-мультур городом и какой-то там Москвой...
ТэЦа ТэЦе рознь... Вы не видали и как курмясо в питу заворачивают, а не в лаваш;))
Вы видно не по тем местам ходите, ибо до сих пор сохранились ценители курмяса в пите.... И не надо писать, что сейчас она не та, Вы ж не пробовали...
Признаюсь, думал их всех уже кишечная палочка пожрала)))
Где же Вы питаетесь???)))
Берегите своё здоровье, не кушайте в тех местах где даже предположительно может быть кишечная палочка...(((
Да, к сожалению и в уже построенных ТЦ до сих пор стоят закрытые площади - занимать их некому, увы.... Онлайн это конечно, хорошо, но остались ещё те, кто хочет не на картинки смотреть а в натуре так сказать... Ну, в общем то делать нечего, приходится подстраиваться под существующие реалии....
Это пока...не занятые.. А через год придете... гля - а там уже Евгений Карант фасадной плиткой оптом торгует... Всему свое время...
В ТЦ?? Фасадная плитка?? Оптом??? Да ну не бывать этому!!! А вот мини офис под экзамены НОК, а чего нет??...
Если смотреть на онлайн, то продуктовые тоже можно закрывать мал по мал. Всё тоже через пару кликов.
Позвольте не согласиться. По моему скромному мнению, продуктовый магазин хорош тем, что можно этот же "второй хлеб" выбрать, овощи. Понятно, что после 100 человек эти же овощи/фрукты будут "органолептически запальцованы, то есть облапаны", но всё-таки лучше продукты выбирать на месте, а не по привозу) Входной контроль так сказать до кассы, а не то, что на фасовке напихают ;-)