Несколько саморегулируемых организаций выступили соорганизаторами онлайн-дискуссии под названием «Мастер-план – документ стратегического развития территорий. Первые результаты, экономический эффект». Впервые эта дискуссия состоялась в рамках медиапроекта «Строим будущее России» ещё в августе сего года, а повтор передачи был организован на днях по запросам представителей профессионального сообщества.
Мастер-планы, не так давно пришедшие на смену генпланам, помогают реализовать комплексный подход в развитии комфортной городской среды. Эта стратегия преобразования окружающего пространства создаётся в кооперации с жителями, экспертами, органами власти и бизнесом, что позволяет учесть интересы всех сторон.
В самом начале встречи руководитель проектов по развитию территорий Citymakers Александр Зальцман рассказал, чем отличается генеральный план от мастер-плана. По его словам, мастер-план – это документированная договорённость между властью, жителями и бизнесом, который отвечает на вопросы: как развивать территорию, когда это будет делаться и с каким бюджетом, а также содержит поэтапный план такого развития.
Мастер-план для развития территорий появился всего несколько лет назад, и необходимость его появления связана с тем, что ранее не было какого-либо механизма всеобщего обсуждения стратегии развития и создания договорённостей. Существовало лишь понятие генерального плана территории – однако это сугубо профессиональный инструмент, понятный архитекторам и специалистам строительной сферы, имеющий регуляторную направленность.
Генплан диктует, что и где можно строить на данной территории. А мастер-план – это принятые группой субъектов (власти, жители, архитекторы и строители, бизнес) договорённости о том, что же нужно делать для развития данной территории.
Развивая тему, ведущий аналитик консалтингового бюро ATLAS Александра Тарханова сказала, что мастер-план фактически представляет собой документ стратегического планирования или же менеджмент-план. Он детализирует, что и как нужно делать на данной территории и в какой последовательности.
Один из самых важных практических вопросов состоит в том, дабы оценить эффективность мастер-планов. Чтобы это сделать, разработчики МП стремятся вносить в дорожную карту целевые показатели по их реализации. Эти показатели могут быть как количественными, так и качественными. Например, в мастер-плане для исторического центра Оренбурга один из целевых показателей в области транспорта звучал так: «нулевое число ДТП со смертельным исходом». Решения, которые принимаются при создании мастер-плана, прямо или косвенно работают на то, чтобы достичь заданного целевого показателя.
Госпожа Тарханова рассказала о мастер-плане для сельской агломерации, к разработке которого она была причастна. Эта территория, на которой компактно расположено пять сёл в Дагестане. Разработку МП заказал и оплатил местный бизнес, который заинтересован в развитии пространства рядом со своим предприятием.
Задача МП состояла в том, чтобы за счёт преобразования территории улучшить качество транспортной и социальной инфраструктуры, сократить отток молодёжи, дать поселениям новый вектор экономического развития. План был разработан на 10 лет, и за минувшие с его принятия полтора года ряд предусмотренных этим МП проектов уже реализовано. Также в рамках развития туристического направления были получены инвестиции для строительства гостиницы в этом регионе, и сейчас разрабатывается документация для комплексной реконструкции санатория.
По мнению спикеров, для успешной реализации МП очень важны публичная и организационная составляющая, а также вовлечение населения. Для вовлечения людей на старте проекте используются антропологические исследования, интервьюирование и проектные сессии. На этом этапе нередко от жителей поступают идеи, до которых разработчикам мастер-плана было бы очень сложно додуматься самостоятельно.
Когда МП готов, он должен быть опубликован в открытом доступе. Это нужно для контроля за реализацией намеченных шагов и модификации плана в будущем при необходимости.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ну, собрались люди, обсудили, накидали вроде дельные предложения. А дальше что? Я так и не понял. Кто и на основании чего должен этот план реализовывать?