«Слышу голос из Прекрасного Далёка,
голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос, и манящая дорога
кружит голову, как в детстве карусель»
Из песни композитора Евгения Крылатова
на стихи поэта Юрия Энтина.
Российский союз промышленников и предпринимателей обнародовал свой доклад о состоянии делового климата в России. Документ на 120-ти страницах охватывает полтора десятка тем, таких, как господдержка, фискальная нагрузка, контрольно-надзорная деятельность, цели устойчивого развития, кадры, инфраструктура, инновации и, на первый взгляд, производит впечатление серьёзной аналитической работы. Однако по факту представляет собой результаты социологического опроса, который провели службы РСПП.
Несомненно, что изучать настроения предпринимательского сообщества – дело важное и интересное. Но плохо то, что к докладу не приложена пояснительная записка, в которой были бы обозначены параметры опроса. А без них непонятно, во-первых, насколько он получился репрезентативным – приняли в нём участие тысячи компаний или всего полтора десятка, руководители которых согласились заполнить опросные листы? Во-вторых, представлены мнения малого и среднего бизнеса или только крупных предприятий, представители которых, в основном, и составляют костяк РСПП? И в-третьих, насколько отражено положение дел в столице и на периферии? И так далее.
Но не будем совсем уж занудствовать, в докладе есть немало интересных наблюдений и выводов, а завершается он «взглядом в будущее». Итак, насколько же прекрасным представляется наше далёко для флагманов отечественного бизнеса?
Итак, три четверти опрошенных компаний ожидают продолжения частичной технологической изоляции России. 59,8% респондентов считают, что в перспективе произойдёт рост рисков и транзакционных издержек в экономике. Половина организаций ставит на дальнейшее вытеснение России с международных рынков.
Согласно оценкам, 23,4% участников опроса думают, что возможно дальнейшее снижение доступности информации, предсказуемости и правовой определённости нормативной базы ведения предпринимательской деятельности.
Реже всего – в 9,3% случаев – компании посчитали, что устойчивым трендом будет снижение уровня конкуренции. И только 3,3% респондентов решили остановиться на ответе «ни один из перечисленных вариантов».
Однако есть и позитивные ожидания. Чуть больше половины опрошенных – около 52% – полагает, что Россию ожидает укрепление пространственных экономических связей внутри страны, а также рост внимания к развитию регионального инвестиционного климата, а ещё снижение зависимости от импорта, повышение продовольственной безопасности, технологической независимости.
Активизация роли государства в экономике не только как проводника политики, но и как заказчика товаров, работ, услуг для государственных нужд станет устойчивым трендом, по мнению 41,7% респондентов. Дальнейшее снижение административного давления на бизнес были готовы назвать реалистичным прогнозом на будущее 30,6% компаний.
Помимо долгосрочных прогнозов, предпринимателей попросили поделиться своим видением на период до трёх лет. В этом временном интервале респонденты по-прежнему считают главным вызовом и проблемой для своих компаний дефицит профессиональных кадров. С этим согласились две трети респондентов в 2022 году.
Чуть более половины участников опроса (51%) ожидают нарастания трудностей с доступом к современным технологиям. Примерно 45% компаний дали утвердительные ответы, оценивая, станут ли низкий спрос и усиление конкуренции – проблемами в перспективе до двух-трёх лет.
Более трети компаний (36,2%) считают, что возможны проблемы из-за ограничения доступа к финансам. Чуть меньше – треть участников опроса уверена, что будет происходить ужесточение экологического законодательства, и это скажется отрицательным образом на деятельности их компаний.
Большинство предприятий – более 85% – не включило в список возможных проблем нехватку объектов инфраструктуры, ограничение в доступе к энергетическим и земельным ресурсам, а также дефицит коммерческой недвижимости.
Также позитивным моментом можно считать само отношение к принципам корпоративного планирования. Всё чаще бизнес понимает, что жить нужно не одним днём, а работать на перспективу. Среди крупных компаний в большей степени распространены среднесрочное и долгосрочное планирование – почти половина представителей крупного бизнеса сообщила, что в их компаниях действуют стратегии на срок от трёх до пяти лет, а в 30,8% разработаны стратегии, охватывающие периоды более пяти лет.
Закономерно, что с уменьшением размера фирмы сокращается и горизонт планирования. Малые и средние компании применяют в своей деятельности среднесрочные стратегии в 18,6% случаев, а долгосрочные стратегии почти не используют – этот вариант отметили в группе субъектов МСП только 3,4% респондентов.
Также значимо отличаются подходы крупных компаний и организаций-субъектов МСП при планировании инноваций, при реализации проектов цифровизации. Менее 10% малых и средних компаний сообщили, что у них действовали стратегии, направленные на решение инновационных задач и проектов по цифровизации. Среди крупных компаний доля этих вариантов была выше в три раза.
Таким образом, опрос РСПП показывает, что бизнес смотрит в будущее с присущим ему прагматизмом. Не ожидая существенных перемен к лучшему, но и не считая ситуацию особо катастрофической. Предприниматели намерены и дальше вводить, цифровые решения, сосредоточиться на внутреннем рынке и ожидать новых мер поддержки от государства.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Главное с оптимизмом смотреть в будущее....при любых обстоятельствах))
Работать надо, а не смотреть. Ра-бо-тать!!!