В соответствии с постановлением Правительства РФ координация деятельности органов государственной власти и государственных корпораций при формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы с 1 мая 2022 года передана Минстрою России. Ранее данную деятельность осуществляло Минэкономразвития России.
Для формирования федеральной адресной инвестиционной программы Министерством строительства и ЖКХ РФ были разработаны и штабом правительственной комиссии утверждены методические указания, содержащие порядок формирования ФАИП и порядок внесения в него изменений.
Главными принципами формирования ФАИП являются исполнение указаний и поручений Президента России и Председателя Правительства РФ, снижение объёмов незавершённого строительства и строительство уже начатых объектов.
С целью исполнения переданных полномочий Минстроем России в установленном порядке разработан проект ФАИП на 2023 год и на плановый период 2024-2025, включая показатели планируемых к осуществлению бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в 2026-ом и 2027-ом годах. Как отметил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Гордеев:
Проект ФАИП сформирован на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, согласованных Минстроем России, ответственными исполнителями госпрограмм и коллегией военно-промышленного комплекса. В её реализации участвуют 49 ГРБС по 34-м госпрограммам и непрограммным направлениям, а также 14 национальных проектов.
Предусматривается, что в ближайшие три года на реализацию ФАИП будут направлены порядка 80% средств на завершение строительства 1.497-ми уже начатых (переходящих) объектов и около 20% – на начало 814-ти новых объектов. Все новые объекты, включённые в ФАИП, имеют поручения Президента и Председателя Правительства.
В целях своевременного исполнения планов освоения средств инвестиционного характера по расходам федерального бюджета Минстроем России организована работа в штабном режиме со всеми ГРБС и субъектами Российской Федерации, которая позволяет контролировать ход реализации намеченных мероприятий, а также оперативно устранять возникающие проблемы. Кроме того, совместно с Федеральным казначейством ведётся еженедельный мониторинг кассового исполнения по федеральным объектам и межбюджетным трансфертам, результаты которого регулярно направляются в Правительство России.
На текущий момент, по состоянию на 9 сентября этого года, кассовое исполнение составило 53,7%, при этом за аналогичный период прошлого года кассовое исполнение составляло только 42%.