Новые реалии в строительном саморегулировании становятся всё ближе. В комментариях на недавнюю статью о майском заседании ностроевского Совета, в ходе которого его члены в очередной раз радикально ограничили свои собственные полномочия и усилили власть главы НОСТРОЙ, форумчане высказали мнение, что подготовка к «стыковке» двух Национальных объединений под одной крышей идёт полным ходом.
На организационном уровне в НОСТРОЙ её архитектором выступает опытный Сергей Кононыхин, переформатирующий возглавляемый Аппарат Национального объединения строителей под понятные стандарты и решения, которые могут быть удобны для обеих структур. А на уровне законодательном мы всё чаще слышим про общие подходы, которые должны ещё больше сблизить строительное сообщество с проектным и изыскательским. Не в смысле довольно абстрактных «общих интересов», а уже прямо предусмотрев механизмы работы всего проектно-изыскательского и строительного процесса в рамках единой структуры.
Новой ласточкой стал Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 июня 2022 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ, подписанный Президентом России Владимиром Путиным в минувшую субботу, направлен на сокращение случаев закупок госкомпаний у взаимозависимых с ними лиц без соблюдения требований закона, регулирующего их закупки.
Иными словами, речь идёт о так называемых «закупках под ключ». В 2018 году заказчики получили возможность не применять Федеральный закон № 223-ФЗ при осуществлении внутригрупповых сделок, когда материнской компанией осуществляется закупка у дочерней структуры. Для реализации такого права заказчик в составе положения о закупках ведёт перечень взаимозависимых с ним лиц, у которых он проводит закупки без применения 223-ФЗ.
Вносимые изменения допускают возможность закупок таких заказчиков у взаимозависимых лиц без применения указанного закона лишь в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по 223-ФЗ, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса. Предполагается, что закон должен вступить в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Это было сделано для того, чтобы облегчить закупки внутри вертикально-интегрированных компаний, пояснял ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. Однако проведённый Минфином России мониторинг показал, что объём нерегулируемых 223-ФЗ сделок вырос и является существенным. При этом сейчас отсутствует механизм, позволяющий определить предмет и характер закупок, осуществляемых у взаимозависимых лиц, поскольку информация о них не включается в госреестры
В связи с этим в отношении таких закупок не обеспечивается прослеживаемость и имеется риск намеренного ухода от применения 223-ФЗ. Это негативно сказывается на состоянии конкуренции в сфере закупок, а также не позволяет распространить на такие закупки положения, связанные с обязательной минимальной долей закупок отечественной продукции (работ, услуг) и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, поясняли ранее в Правительстве РФ.
Поэтому вместо того, чтобы бороться за конкуренцию ради конкуренции, федеральная власть приняла решение легализовать фактическое положение дел. И разрешить крупным холдингам вести комплексные работы, где один субъект экономической деятельности ведёт и изыскания, и проектирование, и стройку. А заказчикам, соответственно – работать с такими компаниями, не боясь окриков со стороны ФАС и бесконечных жалоб со стороны оказывающихся не у дел малых и средних фирм.
С одной стороны, конечно, можно проехаться по поводу монополизации рынка и сокращения пула компаний, причастных к госзаказу. Но, с другой стороны, вполне понятны и мотивы разработчиков федерального закона. Речь идёт о строительстве важных социальных объектов, на которых можно будет пригласить одного серьёзного подрядчика (и с него спрашивать за результат), а не искать несколько фирм, теряя время на торги и состыковки. По оценкам саморегуляторов, с которыми пообщались представители нашей редакции, это может дать ускорение проведения закупок на 3-4 месяца. Вполне серьёзный срок даже для большого объекта.
Очевидно, что альтернативные варианты, вроде параллельного проектирования и строительства или различных компьютерных ухищрений с быстрой передачей цифровой модели, будет паллиативной, создадут дополнительные трудности и проблему не решат. А так заказчик будет работать с одним подрядчиком, который отвечает за весь комплекс работ, их качество и сроки. И, например, будут исключены ситуации, когда одним подрядчиком дорогостоящее оборудование уже поставлено, а другой ещё не выполнил внутренние отделочные работы. Такой подход обеспечит прямую экономию бюджетных средств, ускорит строительство, а главное – даст возможность при необходимости вносить актуальные правки в контракты.
Очевидно, что, сказав «А», власть вспомнит и про остальные буквы алфавита. А именно, «ключевой подрядчик» должен состоять в нескольких саморегулируемых организациях. И резонно, если эти СРО сами постепенно будут становиться многопрофильными. В общем-то для этого и изобретать ничего принципиально нового не придётся. Если есть проектно-изыскательские союзы и ассоциации, то почему не может быть строительно-проектно-изыскательских?
Для этого придётся переформатировать СРО в строительстве, приведя в соответствие положению части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». А именно – объединение субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг). Вернуться к недоработанному в 2016 году Федеральному закону № 372 и всё-таки провести второй этап реформы, объединив изыскателей, проектировщиков и строителей в одну СРО, которую можно назвать «комбинированной». Возможно, с дальнейшим развитием принципа региональности (привет проектным и изыскательским саморегуляторам!). А возможно и с введением одной СРО на регион (привет саморегуляторам Москвы других крупных регионов!).
Понятно, что проводить такие серьёзные преобразования можно, имея единую точку управления – в виде общего Национального объединения. В связи с чем идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты. Теперь это не интеграция ради интеграции, а следующий этап развития системы саморегулирования в стране. Когда заказчики работают со строительными проектами «под ключ», а общие СРО решают вопросы по обеспечению обязательств, качеству и безопасности.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ФЗ-159 и объединение нацов темы притянутые друг к другу за уши. Интересно, для чего это делается? Чтобы всколыхнуть спящих после праздников представителей СРО?
Привет Богданову! Не буди лихо пока тихо...
Вопрос, который должен задать себе каждый член Национального объединения это "а что изменится от столь важных и масштабных преобразований?" и "кто выиграет от внутренних изменений и объединений?".
Согласен, что ответ сегодня будет не столь очевиден и 100% предсказуем, но своё обоснованное мнение о необходимости, а соответственно и голос на Съезде национальных объединений, будет взвешенным и аргументированным.
Ответы на эти вопросы будут только через год после объединения... Как говорил кролик в мультике Винни-Пух: "не раньше"
Моё мнение - надо объединить с регионализацией и полной ревизией КФ проектировщиков, а то они как то по лёгкому прошлый раз проскользнули. Надо в каждом регионе оставить СРО без поименования : строительное; проектное. Просто СРО Строителей. Проектировщикам дать право принимать строителей, Строителям- проектировщиков. У проектировщиков будет Юрьев день: Возвращаясь в свой регион они смогут выбрать себе из существующих проектных и строительных СРО то которое им кажется надёжным. И посмотрим сколько сможет г-н Богданов вслед за организацией прислать КФ. И как на суде будут крутиться те кто не сможет в полном объёме дослать за организацией её КФ.
Какой Вы, Влад, "добрый"....)))
А что будет Богданову если не сможет? ХА-ХА-ХА!
Всё зависит того насколько новое руководство СРОшки будет решительно настроено. Можно и до посадки довести - просто надо юристу поставить конкретную задачу и раз в день вызывать на отчёт... Можно и из обиженных членов найти желающего посадки старых руководителей! Можно в новом СРО- куда придут по регионализации Проектировщики им рассказать куда и о чём надо написать что б КФ могло за них прийти, а не платить по новой...Вариантов много - он ж не памятник. Был б желание , а за что - любому подберём! Правильно я говорю господа юристы???
Полли я не добрый, я старый и мудрый! В сентябре надо Президенту давать ответ по Богдановской заяве! А предложить решительные шаги по устранению того бардака у проектировщиков - лучше не придумаешь. Наш президент из тех, кто из лимона может делать лимонад. Это не рейдерский горе захват Князева, Это умение поймать момент и обернуть в свою пользу...
Цитата: "...надо юристу поставить конкретную задачу и раз в день вызывать на отчёт..."
Очень. Очень хочется посмотреть на результат таких мудрых советов.
Если любой специалист будет знать, что ему надо предоставлять отчет не шефу-олуху! а образованному человеку, то работать придётся!
Ой, ну ладно уж Вам....из лимона многие могут сделать лимонад. Вода, сахар и лимон, все дела)))
А вот то, что Вы особо обращаете внимание, что проектировщики в прошлый раз легко проскочили именно говорит о том, что Вы очень и очень "добрый"))))
Если юрист будет тратить своё время на поболтать, то работать времени не останется... Меня вообще удивляет когда начальники собираются по несколько раз в день на по несколько часов и сидят обсуждают.... А работать то когда???
Посадки? А кого посадили за отказ в перечислении КФ? Этот товарищ с махинациями страховой, СРО и банком в одном лице не в счёт!