СРО-система – под ключ?

Обсуждение: 14
5120

С принятием нового 159-ФЗ идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты

Новые реалии в строительном саморегулировании становятся всё ближе. В комментариях на недавнюю статью о майском заседании ностроевского Совета, в ходе которого его члены в очередной раз радикально ограничили свои собственные полномочия и усилили власть главы НОСТРОЙ, форумчане высказали мнение, что подготовка к «стыковке» двух Национальных объединений под одной крышей идёт полным ходом.

На организационном уровне в НОСТРОЙ её архитектором выступает опытный Сергей Кононыхин, переформатирующий возглавляемый Аппарат Национального объединения строителей под понятные стандарты и решения, которые могут быть удобны для обеих структур. А на уровне законодательном мы всё чаще слышим про общие подходы, которые должны ещё больше сблизить строительное сообщество с проектным и изыскательским. Не в смысле довольно абстрактных «общих интересов», а уже прямо предусмотрев механизмы работы всего проектно-изыскательского и строительного процесса в рамках единой структуры.

Новой ласточкой стал Федеральный закон № 159-ФЗ от 11 июня 2022 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ, подписанный Президентом России Владимиром Путиным в минувшую субботу, направлен на сокращение случаев закупок госкомпаний у взаимозависимых с ними лиц без соблюдения требований закона, регулирующего их закупки.

Иными словами, речь идёт о так называемых «закупках под ключ». В 2018 году заказчики получили возможность не применять Федеральный закон № 223-ФЗ при осуществлении внутригрупповых сделок, когда материнской компанией осуществляется закупка у дочерней структуры. Для реализации такого права заказчик в составе положения о закупках ведёт перечень взаимозависимых с ним лиц, у которых он проводит закупки без применения 223-ФЗ.

Вносимые изменения допускают возможность закупок таких заказчиков у взаимозависимых лиц без применения указанного закона лишь в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по 223-ФЗ, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса. Предполагается, что закон должен вступить в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Это было сделано для того, чтобы облегчить закупки внутри вертикально-интегрированных компаний, пояснял ранее заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. Однако проведённый Минфином России мониторинг показал, что объём нерегулируемых 223-ФЗ сделок вырос и является существенным. При этом сейчас отсутствует механизм, позволяющий определить предмет и характер закупок, осуществляемых у взаимозависимых лиц, поскольку информация о них не включается в госреестры

В связи с этим в отношении таких закупок не обеспечивается прослеживаемость и имеется риск намеренного ухода от применения 223-ФЗ. Это негативно сказывается на состоянии конкуренции в сфере закупок, а также не позволяет распространить на такие закупки положения, связанные с обязательной минимальной долей закупок отечественной продукции (работ, услуг) и закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, поясняли ранее в Правительстве РФ.

Поэтому вместо того, чтобы бороться за конкуренцию ради конкуренции, федеральная власть приняла решение легализовать фактическое положение дел. И разрешить крупным холдингам вести комплексные работы, где один субъект экономической деятельности ведёт и изыскания, и проектирование, и стройку. А заказчикам, соответственно – работать с такими компаниями, не боясь окриков со стороны ФАС и бесконечных жалоб со стороны оказывающихся не у дел малых и средних фирм.

С одной стороны, конечно, можно проехаться по поводу монополизации рынка и сокращения пула компаний, причастных к госзаказу. Но, с другой стороны, вполне понятны и мотивы разработчиков федерального закона. Речь идёт о строительстве важных социальных объектов, на которых можно будет пригласить одного серьёзного подрядчика (и с него спрашивать за результат), а не искать несколько фирм, теряя время на торги и состыковки. По оценкам саморегуляторов, с которыми пообщались представители нашей редакции, это может дать ускорение проведения закупок на 3-4 месяца. Вполне серьёзный срок даже для большого объекта.

Очевидно, что альтернативные варианты, вроде параллельного проектирования и строительства или различных компьютерных ухищрений с быстрой передачей цифровой модели, будет паллиативной, создадут дополнительные трудности и проблему не решат. А так заказчик будет работать с одним подрядчиком, который отвечает за весь комплекс работ, их качество и сроки. И, например, будут исключены ситуации, когда одним подрядчиком дорогостоящее оборудование уже поставлено, а другой ещё не выполнил внутренние отделочные работы. Такой подход обеспечит прямую экономию бюджетных средств, ускорит строительство, а главное – даст возможность при необходимости вносить актуальные правки в контракты.

Очевидно, что, сказав «А», власть вспомнит и про остальные буквы алфавита. А именно, «ключевой подрядчик» должен состоять в нескольких саморегулируемых организациях. И резонно, если эти СРО сами постепенно будут становиться многопрофильными. В общем-то для этого и изобретать ничего принципиально нового не придётся. Если есть проектно-изыскательские союзы и ассоциации, то почему не может быть строительно-проектно-изыскательских?

Для этого придётся переформатировать СРО в строительстве, приведя в соответствие положению части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». А именно – объединение субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг). Вернуться к недоработанному в 2016 году Федеральному закону № 372 и всё-таки провести второй этап реформы, объединив изыскателей, проектировщиков и строителей в одну СРО, которую можно назвать «комбинированной». Возможно, с дальнейшим развитием принципа региональности (привет проектным и изыскательским саморегуляторам!). А возможно и с введением одной СРО на регион (привет саморегуляторам Москвы других крупных регионов!).

Понятно, что проводить такие серьёзные преобразования можно, имея единую точку управления – в виде общего Национального объединения. В связи с чем идея гипотетического слияния НОСТРОЙ и НОПРИЗ приобретает уже вполне законченные черты. Теперь это не интеграция ради интеграции, а следующий этап развития системы саморегулирования в стране. Когда заказчики работают со строительными проектами «под ключ», а общие СРО решают вопросы по обеспечению обязательств, качеству и безопасности.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

14.06.2022 в 10:19
  • Интересующийся
    Интересующийся 14.06.2022 в 11:14 пишет:

    ФЗ-159 и объединение нацов темы притянутые друг к другу за уши. Интересно, для чего это делается? Чтобы всколыхнуть спящих после праздников представителей СРО?

    Ответить
    Павел Федяев
    Павел Федяев 14.06.2022 в 12:44 пишет:

    Вопрос, который должен задать себе каждый член Национального объединения это "а что изменится от столь важных и масштабных преобразований?" и "кто выиграет от внутренних изменений и объединений?".

    Согласен, что ответ сегодня будет не столь очевиден и 100% предсказуем, но своё обоснованное мнение о необходимости, а соответственно и голос на Съезде национальных объединений, будет взвешенным и аргументированным.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 14.06.2022 в 15:30 отвечает пользователю: @Павел Федяев

      Ответы на эти вопросы будут только через год после объединения... Как говорил кролик в мультике Винни-Пух: "не раньше"

      news_2018-02-09_img-02.png

      Ответить
    Влад Надеждин
    Влад Надеждин 14.06.2022 в 15:14 пишет:

    Моё мнение - надо объединить с регионализацией и полной ревизией КФ проектировщиков, а то они как то по лёгкому прошлый раз проскользнули. Надо в каждом регионе оставить СРО без поименования : строительное; проектное. Просто СРО Строителей. Проектировщикам дать право принимать строителей, Строителям- проектировщиков. У проектировщиков будет Юрьев день: Возвращаясь в свой регион они смогут выбрать себе из существующих проектных и строительных СРО то которое им кажется надёжным. И посмотрим сколько сможет г-н Богданов вслед за организацией прислать КФ. И как на суде будут крутиться те кто не сможет в полном объёме дослать за организацией её КФ.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 14.06.2022 в 15:38 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Какой Вы, Влад, "добрый"....)))

      Ответить
      Иван Трышкин
      Иван Трышкин 14.06.2022 в 17:06 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      А что будет Богданову если не сможет? ХА-ХА-ХА!

      Ответить
      Влад Надеждин
      Влад Надеждин 16.06.2022 в 09:07 отвечает пользователю: @Иван Трышкин

      Всё зависит того насколько новое руководство СРОшки будет решительно настроено. Можно и до посадки довести - просто надо юристу поставить конкретную задачу и раз в день вызывать на отчёт... Можно и из обиженных членов найти желающего посадки старых руководителей! Можно в новом СРО- куда придут по регионализации Проектировщики им рассказать куда и о чём надо написать что б КФ могло за них прийти, а не платить по новой...Вариантов много - он ж не памятник. Был б желание , а за что - любому подберём! Правильно я говорю господа юристы???

      Ответить
      Влад Надеждин
      Влад Надеждин 16.06.2022 в 09:14 отвечает пользователю: @Полианна

      Полли я не добрый, я старый и мудрый! В сентябре надо Президенту давать ответ по Богдановской заяве! А предложить решительные шаги по устранению того бардака у проектировщиков - лучше не придумаешь. Наш президент из тех, кто из лимона может делать лимонад. Это не рейдерский горе захват Князева, Это умение поймать момент и обернуть в свою пользу...

      Ответить
      Doctor-LAW
      Doctor-LAW 16.06.2022 в 09:24 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Цитата: "...надо юристу поставить конкретную задачу и раз в день вызывать на отчёт..."

      Очень. Очень хочется посмотреть на результат таких мудрых советов.

      Ответить
      Миледи
      Миледи 16.06.2022 в 10:03 отвечает пользователю: @Doctor-LAW

      Если любой специалист будет знать, что ему надо предоставлять отчет не шефу-олуху! а образованному человеку, то работать придётся!

      Ответить
      Полианна
      Полианна 16.06.2022 в 17:22 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Ой, ну ладно уж Вам....из лимона многие могут сделать лимонад. Вода, сахар и лимон, все дела)))

      А вот то, что Вы особо обращаете внимание, что проектировщики в прошлый раз легко проскочили именно говорит о том, что Вы очень и очень "добрый"))))

      Ответить
      Полианна
      Полианна 16.06.2022 в 17:34 отвечает пользователю: @Миледи

      Если юрист будет тратить своё время на поболтать, то работать времени не останется... Меня вообще удивляет когда начальники собираются по несколько раз в день на по несколько часов и сидят обсуждают.... А работать то когда???

      Ответить
      Иван Трышкин
      Иван Трышкин 16.06.2022 в 18:31 отвечает пользователю: @Влад Надеждин

      Посадки? А кого посадили за отказ в перечислении КФ? Этот товарищ с махинациями страховой, СРО и банком в одном лице не в счёт!

      Ответить
FAST-ПОСТ
Вот уж точно горе от ума!
Толябыч ~
Закину ещё одну мысль: жадность губительна.
29.03, 09:10
Сколько, говорите, за тепло платите?
Марк Андреевич ~
Надо бы, что бы журналисты у него поинтересовались, сколько он платит?
28.03, 23:38
Умные системы для дорог
Musyako ~
Вам что-нибудь понятно?Мне нет!
28.03, 20:41
Маски-шоу для «акваменов»
Musyako ~
А этот?Стоит 54 058 990 рублей, если что.
28.03, 20:32
Коммунисты вступились за «экстремистов», но…
Musyako ~
Занимались ли бы тем, чем и раньше
28.03, 20:17
2