Рост ценников на стройматериалы вызвал ещё одно и вполне ожидаемое последствие – резкое увеличение количества фальсификатов. А это, между прочим, прямая зона интересов ответственности российских саморегулируемых организаций, рублём отвечающих (или, во всяком случае, обязанных отвечать) за безопасность и качество.
При этом высказывается мнение, что последние российские новшества в области надзора и контроля только развязали руки многочисленным «фальшивобетонщикам». Речь идёт о Федеральном законе от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ далеко не все оценивают исключительно в радужных красках.
В частности, немало скептических заявлений прозвучало в своё время в Новосибирске, где ещё в октябре проходили общественные слушания по теме противодействие недобросовестной конкуренции на рынке строительных материалов Сибири в условиях нового правового регулирования. Начальник управления метрологии, госконтроля и надзора Росстандарта Александр Кузьмин тогда отметил:
Вопрос качества строительных материалов на рынке готовой продукции стоит очень остро. Речь идёт не только о Сибирском федеральном округе, но и о стране в целом. Это касается цемента, труб, строительных смесей и растворов, радиаторов, лакокрасочных материалов и так далее.
Представитель надзорного ведомства добавил, что с контрафактом в строительстве велась планомерная борьба с 2015-го по 2020-й годы. И, если верить официальным отчётам, небезуспешно! Его объём в сегменте цементной промышленности Российской Федерации снизился с 48% до 14% – в денежном выражении это составило около 98-ми миллиардов рублей ежегодно. По кабельно-проводниковой продукции произошло сокращение фальсификата с 20% до 13%, рыночный эффект – 2,8 миллиарда рублей ежегодно. На сегодняшний день на разных сегментах рынка объём контрафакта варьируется от 5% до 30%.
Однако теперь, опасаются государевы люди, эти достижения могут откатиться назад. Так, 170-ФЗ фактически изъял у Росстандарта инструмент контроля за соблюдением обязательных требований в области технических регламентов, в частности о безопасности низковольтного оборудования. Отсутствие контроля со стороны государства на этапе обращения продукции стимулирует производителей выпускать продукт без соблюдения требований ГОСТа. Начнётся рост доли опасной, в том числе импортной продукции, от чего начнут страдать не только клиенты – покупатели квартир, но и добросовестные производители в сфере стройиндустрии.
Вот и исполняющая обязанности руководителя Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Юлия Юрченко подтвердила, что при проверке строящихся за бюджетный счёт объектов выяснилось – качество поставляемой поставщиками продукции не проверяет никто. Точнее, проверки идёт исключительно на уровне бумаги, документов. Надзорные органы могут посмотреть и удостовериться, что закупалась именно так продукция, которая указана в проектной документации, что на неё есть сертификаты. А что там реально происходит на стройплощадке – остаётся за кадром. Как сказала госпожа Юрченко:
Наша практика осуществления надзора свидетельствует, что в 90 процентах случаев продукция, которая признана не соответствующей техническим регламентам, сопровождалась сертификатами. На мой вопрос о том, кто проверяет качество стройматериалов в Минстрое и инспекции Госстройнадзора пояснили, что у них таких полномочий нет. У нас их теперь тоже нет.
Тем более, что рост цен на сырьё дополнительно подталкивает подрядчиков «химичить» с материалами. Об этом заявил и координатор Национального объединения строителей по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко:
Строители и подрядчики стараются сэкономить – и расцветает теневой рынок. Проблемы есть по всем видам строительной продукции. Мы сталкиваемся с применением «бэу» труб, много фальсификата по технической продукции, кабелю. Есть серьёзные проблемы с качеством сертификатов, которые выдаются на продукцию. При осуществлении лабораторного контроля мы столкнулись с тем, что они тоже фальсифицируются. Всё это влияет на качество строительства, за которое застройщики отвечают своими деньгами, компенсационными фондами и репутаций. Для отрасли сегодня это очень болезненный вопрос.
Очевидно, что когда продукция выходит на рынок с фальшивым сертификатом, добросовестные производители банкротятся. И вместо строительства российских предприятий и появления новых российских мест, свои производители сворачивают бизнес, а их место занимает импорт, зачастую сомнительного качества. По данным Исследовательского центра «Международная торговля и интеграция», с 2015-го по 2020-й годы доля незаконного оборота цемента на рынке Российской Федерации снизилась с 12-ти миллионов тонн до 3,16 миллиона, а ущерб отрасли от контрафакта – с 44,5 миллиарда до 13 миллиарда рублей. По экспертным оценкам, сегодня доля контрафакта составляет 5-6%.
Среди наиболее рискованной продукции, которая может стать причиной не просто материальных потерь, а аварий с человеческими жертвами, называют цемент, строительные смеси, лифтовое оборудование, кабельную продукцию и низковольтовое оборудование, трубы водоснабжения и многое другое.
Участники рынка предупредили о последствиях, к которым может привести использование некачественных и контрафактных строительных материалов: обрушение зданий и сооружений, построенных из таких материалов, выделение токсичных веществ, могущих стать угрозой жизни и здоровью граждан.
Возникла нетипичная ситуация, когда бизнес готов обратиться к государству с просьбой не «ослабить», а наоборот, «закрутить гайки». Потому что проблема фальсификатов относится к тем, с которыми чисто экономическими методами справиться невозможно. Нужно власть употребить. Среди предлагаемых мер – возвращение контрольных функций Росстандарту, более жёсткие требования к аккредитации компаний, выдающих сертификаты качества, принятие национального технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Очень накладно строительной компании иметь свою лабораторию.
Зачем?
Да и им самим не нужно...
Строительные компании, которые используют фальсификат, прекрасно об этом знают без всяких лабораторий.
В кулуарах Конгресса НОТИМ кем-то была произнесена сакраментальная фраза, смысл которой в следующем: До тех пор, пока строители не поймут, как воровать в условиях применения ТИМ, никакого ТИМа у нас не будет!
А жаль...
Кстати, поделюсь интересным, на мой взгляд, феноменом. Общепризнанными лидерами в области ТИМ являются Эталон, ПИК, Самолёт и ряд других застройщиков, которые у всех на слуху и которые гордятся этим. А вот LSR в списке лидеров отсутствует и вообще обходит ТИМ стороной. Что не мешает ему быть вторым после ПИКа номером среди застройщиков.
В этой связи вопрос ко всем: каким образом компании LSR удается обеспечивать качество, сроки и бюджет стройки без использования ТИМ?
вы с этой фразой не согласны?
Ну а что, зато админбарьеры как сократили....
Но, кстати сказать, учитывая, что строительные организации на этом экономят, сомневаюсь, что они прям так хотят закрутить гайки фальсификату....
Может мне кто-нибудь подскажет что такое контрафактный (сделаный на коленке в гараже )цемент? Когда подрядчик берёт марку по ниже а бумаги рисует на ксероксе - понятно. Но это не контрафакт, это немножко другая статья УК, пусть меня юристы подправят.
Влад, контрафактный - это не сделанный на коленке в гараже, как Вам это представляется. Контрафа́кт (англ. counterfeit «подделка» (fake), нелицензионный (unlicensed)) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав; фальсифицированные потребительские товары.Виды контрафакта:
1.Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать. Например, вместо «Gucci» — «Guchi». В таком случае, производители подделок имеют возможность отрицать факт контрафакта тем, что оригинальное имя не использовалось, при этом рядовой покупатель часто не знает, как точно выглядит искомый логотип, и опирается при покупке на смутно знакомую картинку.
2. Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как предметы декора, мебель, одежда, наручные часы и т. д.
3. Продажа оригинальных товаров с нарушением авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, в том числе незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ — нарушение авторского права, например выпуск «пиратских дисков».
4. Незаконное использование запатентованных технических решений.
А относительно цемента это всё как???
Видите-ли ув Изум Чин-ник, неправильная терминология ведёт к поиску неправильных решений. Здесь крайним пытаются выставить производителей, например цемента, хотя налицо конкретная статья УК по использованию не проектных материалов и подделка бумаг.Очень много разговоров про "левый" цемент но ни кто ни разу не смог меня посвятить в этом вопросе: Каком гараже на какой коленке делают левый цемент. :=))
В данном случае соревноваться статьями Уголовного кодекса Российской Федерации не совсем уместно. "Химичат" заводы, поставщики и потребители все по-разному. Как говориться "кто во что горазд".
Влад Надеждин, согласно информации на упаковке всё сливочное масло, лежащее на прилавке супермаркета, сделано из чистейших сливок. В то же время, по данным Роспотребнадзора в состав 70% продаваемого масла входят растительные масла, в частности пальмовое масло. Примерно такая же ситуация происходит на цементном рынке. Сколько в продаваемом цементе "ослиной мочи" не знает никто.
Влад, а вам нужен гараж или всё-таки коленка? ;)
Я не молод, но ваша коленка в тёплом гараже.....
ЕД тогда как "ослиная моча" скажется на количестве производителей цемента и поставках к нам цемента из Турции? Повторюсь:.... неправильная терминология ведёт к поиску неправильных решений.