Дорогой ты наш бетон

Обсуждение: 5
33298

Придётся ли государству устраивать «нахлобучку» ещё и производителям стройматериалов?

Не успели застройщики и подрядчики по достоинству оценить рост ценников на металлопрокат, как грянула новая неприятность. Вслед за швеллерами и двутаврами потянулся бетон. Средняя стоимость этого важнейшего компонента любой крупной стройки в мае относительно апреля выросла сразу на 10%. При этом средняя цена достигла 3,9 тысячи рублей за кубометр. В ряде регионов, к примеру, в Свердловской, Тюменской и Новосибирской областях, цены достигают 4,05 тысячи рублей за кубометр. В ассоциации «Союз производителей бетона» уточняют, что в Москве за май стоимость этого материала выросла на 6-8%, в Санкт-Петербурге – на 5-7%, а на севере страны – на 4-5%. Такие оценки привели СМИ со ссылкой на главу направления аналитики цен платформы по продаже строительных материалов «Кирпич» Юрия Воронова.

При этом эксперты разводят руками – мол, такая динамика для бетона нехарактерна. Дорожать-то он, конечно, дорожал, но вёл себя более-менее прилично, стараясь не очень обгонять инфляцию. За последние десять лет материал дорожал не более чем на 6% в год. В чём же причина нынешнего бума?

 

Версия первая – виноваты перевозчики!

Один из вариантов – рост стоимости сырья, цемента и инертных материалов. В частности, в Москве цемент подорожал на 5-7%, на Урале – более чем на 10%, отметил господин Воронов. Инертные материалы, в частности, песок, щебень, гравий в Москве прибавили в цене на 20-50%. А эти наценки объясняют логистикой и ростом стоимости перевозок. Хотя аргументация тоже так себе. Понятно, что ГСМ у нас стоят не дёшево, но и нельзя сказать, что ужас-ужас как подорожали.

По словам директора «Союза производителей бетона» Дмитрия Пожарова, за май существенно выросли в цене все компоненты бетонной смеси. На Урале и юге страны стоимость цемента увеличилась более, чем на 10%, а в Москве и Санкт-Петербурге – на 5-7%. А рост тарифов на железнодорожные перевозки привёл к росту стоимости инертных материалов в Москве, таких как песок, щебень, гравий, на 20-50%. К тому же, отмечает он, привлечение автотранспорта на строительство трассы Москва – Казань и другие государственные стройки привело к острой нехватке автопарка для перевозки инертных материалов.

Словом, производили разводят руками, приводя туманные аргументы: мол, у бетонного бизнеса крайне низкая рентабельность. В результате производители закладывают в цену готового продукта любой рост издержек в том числе из-за удорожания сырья. То бишь, виноваты во всём транспортники, повысившие цены на перевозку.

 

Версия вторая – спрос рождает предложение

Есть, впрочем, и альтернативные мнения. Например, член уральского отделения «Деловой России», член Общественного совета Минстроя Свердловской области Валерий Тюменцев полагает, что производители стройматериалов, мягко говоря, слегка прибедняются.

«На самом деле цены на бетон не везде подскочили, это зависит от региона. А есть регионы, где стабильно низкий рост цен на вообще строительные материалы, например, в Челябинской области», – прокомментировал ситуацию господин Тюменцев.

При этом он признал, что в целом тенденция к росту цен на рынке строительства присутствует. Однако связана она не с кознями транспортников, а с повышенным спросом, поскольку после 2020 года очень многие строительные проекты возобновили своё развитие, спрос вырос во всём мире, не только в России. Вырос спрос на сырье, и оно сейчас действительно в некоторых областях дефицитное. Что же касается транспортников, то они не преминули воспользоваться ситуацией – и тоже успешно подняли ценники.

Кстати, само по себе производство бетона Валерий Тюменцев оценил как «довольно выгодный бизнес», потому что России есть государственные федеральные программы, направленные на развитие строительства жилья, транспортной инфраструктуры, есть постоянный спрос в промышленности. Как стало понятно ещё весной, российское Правительство решило не пересматривать отработанную в течение последних лет модель стимулирования экономики через закачивание денег в строительную отрасль с помощью льготной ипотеки, сертификатов, маткапиталов и тому подобных программ. К этому добавляются циклопические государственные стройки, вроде Ленского и Сахалинского мостов, реконструкции БАМа, столичных автодорожных развязок. Не мудрено, что по всем законам экономики наращивание спроса вызывает при стабильном объёме производства привело к росту ценников.

 

Версия третья – олигополия

Ещё недавно ответ на вопрос, кому принадлежит российский цемент, был предельно прост. Негласной цементной королевой считалась супруга бывшего столичного мэра, богатейшая женщина страны Елена Батурина, структуры которой методично скупали цементные заводики по всем регионам.

С уходом знаменитой четы вначале из политической, а затем и экономической жизни страны, цементная корона увенчала чело главы АО «Евроцемент групп» Филарета Гальчева.

По данным «Союза производителей цемента», на долю заводов АО «Евроцемент Груп» ещё в 2016 году пришлось около 30% произведённого в стране цемента. Два других игрока цементного рынка – это ОАО «Новоросцемент», в структуре которого 3 завода суммарной производственной мощностью 5,7 миллиона тонн цемента и АО ХК «Сибирский цемент» включает в себя 3 цементных завода суммарной производственной мощностью 5,6 миллиона тонн цемента в год. Словом, отрасль вполне поделена между небольшим количеством крупных участников, которые спокойно и вполне законно могут устанавливать свои ценники. Во всяком случае, ФАС пока помалкивает.

Кстати, в настоящее время структура реальных бенефициаров российской цементной промышленности может быть и вовсе необычной. Как уже писал ЗаСтрой.РФ, долговые обязательства АО «Евроцемент групп» целенаправленно выкупал «Сбербанк». В итоге консолидировав в своих руках 100% акций GFI Investment Limited, головной компании группы «Евроцемент». Так что крупнейшим торговцем цементом в стране с полным правом является глава этого замечательного кредитного учреждения Герман Греф.

Сбер, правда, говорит, что не собирается оставлять компанию в своих структурах и подыскивает покупателя. Но изыскания продолжаются с прошлого года, и пока сбывать с руки такой нестандартный для банка актив не торопится.

 

Подводя итоги

Стоимость строительных материалов за последний год, по данным Росстата, выросла на 16,44%. Металлоконструкции подорожали на 40-100% в зависимости от региона и вида продукции, а пиломатериалы удвоились в цене. Впрочем, в спор металлургов с застройщиками вмешался вице-премьер Алексей Белоусов, устроивший первым «нахлобучивание». В итоге договорились: металлургические заводы предоставят скидки или заморозят мартовский прайс до конца 2021-го. Правда, только для государственных строек, инфраструктурных и социальных объектов.

Что будет с бетонным подорожанием, пока непонятно. То ли государству придётся устраивать «нахлобучку» ещё и производителям стройматериалов, что довольно непросто. Тот же Герман Оскарович сам кого хочешь нахлобучит. А ведь кроме бетона есть ещё и строительная техника, и лифты, и кабельная продукция, и вентиляционное оборудование, и пиломатериалы (всё это тоже подорожало). А ещё и масса головной боли с мигрантами и зэками, которые никак не хотят проникнуться соображениями престижа строительной профессии. В общем, рулить отраслью в ручном режиме, соблюдая баланс многочисленных интересов, то ещё удовольствие.

Либо можно сделать вид, что ничего страшного не происходит. И тогда застройщики без зазрения совести заложат дополнительные расходы в квадратные метры, с ожидаемым ростом ценников для конечного потребителя. А учитывая масштабы жилищного строительства в стране – с дополнительным разгоном инфляции.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

24.06.2021 в 10:08
  • Евгений Карант
    Евгений Карант 24.06.2021 в 11:09 пишет:

    Стране нужен Госплан!!!

    Ответить
    • Алексей Старицын
      Алексей Старицын 24.06.2021 в 13:04 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Не только Госплан, но профессионалы, которые смогут всё сделать правильно, безопасно, быстро!!!!

      Ответить
      Евгений Карант
      Евгений Карант 24.06.2021 в 13:33 отвечает пользователю: @Алексей Старицын

      Только что стало известно о повышении экспортных пошлин на металл. Что и требовалось доказать. А потуги НОСТРОЙ, направленные на заключение прямых договоров между членами СРО и металлургическими предприятиями, оказались очередной ИБД. А, между прочим, все глушковские и Ко сотрясения воздуха, в конечном итоге, оплачиваются строителями, о которых они делают вид, что пекутся.

      Ответить
      СРОшник
      СРОшник 24.06.2021 в 18:38 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      Сразу было ясно, что это ничто иное, как ИБД. Глушкова занимают другие мысли, забота о строителях в голове даже не пробегала.

      Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 24.06.2021 в 17:03 пишет:

    С каждой версии по проценту и получите нужную ставку!

    Ответить
FAST-ПОСТ
Кому на Руси жить хорошо?
Musyako ~
Никаких неожиданностей
23.04, 20:07
Акторы и спойлеры - 5
Толябыч ~
Вот кому законы не писаны. Но мы их выбирали сами.
23.04, 18:04
Акторы и спойлеры - 5
Миледи ~
Это же депутаты! Что им будет?!
23.04, 16:48
Казна не бездонная
Musyako ~
Больше платных дорог!
23.04, 15:42
КРТ, как неизбежность?
Musyako ~
23.04, 15:34
Отремонтируй и коммуналку оплати
Полианна ~
А жаль жаль, я была бы не против)))))
23.04, 14:15
КРТ, как неизбежность?
Полианна ~
Если бы.....если бы....
23.04, 13:55