Невзирая на все усилия и жалобы строительных корпораций, цены на металл в России уверенно ползут вверх. Впрочем, не только в России. Фьючерс на рулонную сталь, например, в два раза превысил десятилетний (!) максимум. В США, как мы уже рассказывали в недавнем материале, Уоррен Баффет разводит руками и жалуется на дороговизну металлопроката. Мировая экономика приходит в себя после серии локдаунов, а правительства, что у нас, что на Западе, что в Китае продолжают принимать новые программы восстановления, азартно вкладывая миллиарды и триллионы в строительные проекты. И тем самым ожидаемо толкая ценники вверх.
Очевидно, что российский рынок с точки зрения металлургических гигантов – это не более, чем крохотный ручеёк в полноводной реке стальных и финансовых потоков. И слёзы российских строительных олигархов – ручеёк не менее скромный. Тем не менее, последние тоже не намерены так просто терпеть сложившееся положение. Они считают, что если в части ценников на квартиры всё должен решать рыночек, то вот к регулированию цен на материалы хорошо бы подключить любимое Правительство.
Ещё в декабре 2020 года господа застройщики подняли хоровой плач по поводу растущих цен на металлопрокат. И таки добились того, что с 1 февраля 2021 года были введены заградительные пошлины (5%, но не менее 45-ти евро за тонну) на отходы и лом чёрных металлов. Кроме этого, было предложено перевести закупки металлопродукции девелоперами напрямую у производителей, исключив цепочки посредников. С этим получилось уже гораздо хуже.
К делу подтянули и ФАС, которая провела проверки на рынке металлопродукции. В результате были возбуждены дела против ряда трейдеров, а также самих производителей, таких как ММК, НЛМК и «Северсталь». По мнению службы, они поддерживали монопольно высокие цены на рынке плоского проката.
Впрочем, господа металлурги тоже не лыком шиты, и давить на них не так-то просто. 87,26% акции ММК держит кипрский офшор «Минта Холдинг Лимитед» Виктора Рашникова. Счастливым владельцем 77,03% акций «Северстали» является Алексей Мордашов, который управляет ими через ряд офшоров на Кипре и Виргинских островах. И, наконец, 81,4% НЛМК принадлежат «Fletcher Group Holdings Limited» Владимира Лисина. Опять-таки, Кипр.
Вот и получается, что жаловаться на распоясавшихся торговцев сталью российским застройщикам надо не в Кремль, а правительству великой металлургической державы под названием остров Кипр. Нет, безусловно, сами предприятия находятся на российской земле, работают там отечественные рабочие и инженеры, да и у наших властей при желании найдутся кое-какие приёмы против стального лома. Опальные олигархи Михаил Ходорковский с Владимиром Гусинским не дадут соврать.
Но, с другой стороны, ссориться с одним из главных экспортёров, которые наряду с нефтегазом, усиленными темпами наполняют российский бюджет, власть тоже едва ли захочет. Тем более, было бы ради кого. У крупных застройщиков, невзирая на крокодиловы слёзы, тоже цифры по прибыли более, чем солидные и продолжают расти. Даже зловещий коронавирус не стал помехой. Например, тот же самый ПИК по капитализации практически сравнялся с ММК, так что это ещё вопрос, кого против кого надо поддерживать.
Скорее, наоборот, Правительство решило действовать прагматично и использовать в полном объёме международный стальной бум. Были подняты налоги на добычу чёрных и цветных металлов за счёт повышения так называемого «рентного коэффициента». Он вступил в силу с января 2021-го. За счёт применения этого самого коэффициента ставка НДПИ на добычу руды чёрных, цветных и редких металлов поднялась сразу в 3,5 раза.
Разумеется, НОСТРОЙ, верный практике защиты крупных застройщиков, продолжает гнуть свою линию. На днях глава Национального объединения строителей Антон Глушков даже выступил в качестве эксперта для ТАСС, пожаловавшись на новый рост ценников. «Рынок после небольшой стабилизации продолжил свой рост. Например, на арматуру в марте рост цен возобновился. По состоянию на 17 мая 2021 года цены превысили январские показатели», – отметил господин Глушков.
Антон Николаевич уточнил, что отдельные виды арматуры с марта выросли в цене на 42%. Стоимость листовой стали и другого металлопроката строительного сортамента также продолжает расти, с декабря 2020 года на сегодняшний день это даёт удорожание по некоторым позициям более, чем в два раза. Причём, следом за металлом начался рост стоимости и других строительных материалов. Производители фанеры, дорожного битума и пенополистирола решили, что они ничем не хуже, и тоже подняли цены. С декабря эти материалы подорожали более, чем на 50%, а пиломатериал, кирпич, газобетонные блоки, отделочный материал.
Ничего, кроме новых ограничительных мер для металлургов, строительные олигархи, да и чиновники предложить не могут. Например, ранее Минстрой России вносил законопроект, который позволит менять цену госконтракта при существенном увеличении стоимости стройматериалов. Однако инициативу заблокировал Минфин России, ссылаясь на достаточность уже имеющихся механизмов.
Замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов также считает, что министерство пока не видит предпосылок к снижению мировых цен на металл. Минпромторг также призывает российские регионы активнее участвовать в подготовке прямых контрактов между металлургами и госстроителями для снижения цен на металлопродукцию, отметил Виктор Леонидович.
Другим путём снизить закупочные цены могло бы стать создание биржи материалов для строителей, формирование закупочных пулов, решение логистических вопросов. Понятно, что металлургический комбинат не будет возиться с одним-двумя вагонам стальных уголков для фирмы средней руки. А вот условный закупочный кооператив из сотни строителей уже является куда более интересным торговым партнёром. Как мы помним, НОСТРОЙ сделал шаг в этом направлении, но быстро сдулся, ограничившись тем, что скинул строителям адреса металлургов и предложил договариваться самим. А жаль! Вот тут бы как раз и пригодились организационные возможности и ресурсы Национального объединения! Ну, а пока этого нет, металлурги и строители продолжают азартно повышать цены, перекладывая свои издержки на конечного потребителя.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Рынку - рыночное, а НОСТРОЙ - ностроевское. Уважаемая редакция, я правильно понял, что Вы предлагаете включить в функции НОСТРОЙ оборудование в субъектах Российской Федерации мест для хранения и отпуска потребителям продукции строительного назначения (металлопроката, фанеры, битума и т.д)?
Я считаю, что в данном вопросе Антон Глушков поступил правильно - прокукарекал о наличии проблемы и забыл. Слава всевышнему, он пока воздерживается от возложения на НОСТРОЙ осуществления снабженческих функций, включая создание в рамках вверенного ему Нацобъединения очередного специализированного департамента.
Странно для Глушкова бояться облажаться и не взять в оборот ещё пару миллионов рубликов.
Евгений Давидович, со стороны редакции это, наверное, последняя надежда на то, что НОСТРОЙ хоть что-то может сделать для строительной отрасли. Хотя я и с Вами согласна: молчит, и слава богу...
Кипр - оффшорная зона.