Неожиданное продолжение несколько под иным углом и с интересными подробностями получила вчерашняя публикация нашего постоянного эксперта. Невесёлой, но, к сожалению, типичной историей о том, как строительная компания потеряла все деньги в СРО, поделились и наши коллеги из журнала «Реальное время». Особенно интересные факты выясняются про роль Национального объединения строителей. Вместо того, чтобы помогать строителям, юристы НОСТРОЙ заняты исключительно выбиванием из них же своих судебных издержек, а жить представители этой уважаемой организации привыкли на широкую ногу. Например, располагаясь в командировках не в каких-то там затрапезных трёхзвёздочных гостиницах, а исключительно в отелях «Хилтон» и «Мариотт», покупая билеты по завышенным суммам и вообще ни в чём себе не отказывали. Впрочем, давайте обо всём по порядку.
На старте большой зачистки
Непосредственным участником истории оказалось местное, судя по названию и юридическому адресу, ООО «Казэнергостройпром». Организация не является крупным игроком строительного рынка. Напротив, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», это частная микрокомпания со штатом 8 человек. Впрочем, это обстоятельство не помешало ей получить в 2019 году выручку от продажи в 103,8 миллиона рублей и чистую прибыль в 1,7 миллиона.
Однако реальные успехи или неудачи в строительном бизнесе никак не связаны с той ситуацией, в которой оказались с 2017-го по 2019-й десятки тысяч строительных компаний по всей стране. Грянул 372-ФЗ, регионализация и последующие массовые зачистки Единого реестра. В большинстве случаев единственным основанием для таких зачисток, как известно, был исключительно недостаток средств компфонда в размере «исторического максимума», на что уже спустя пару лет, после устранения с рынка конкурентов, ностроевские боссы полностью перестали обращать внимание.
Как бы там ни было, Ассоциация СРО «Некоммерческое партнёрство «Первое поволжское строительное объединение», в которой состояла компания, была исключена из Единого реестра. Строители, которые к тому времени перешли в региональную СРО «по месту прописки», а именно, в Ассоциацию «Объединение строительных организаций Татарстана», попытались в соответствии с нормой закона перевести свои деньги в размере 277,4 тысячи рублей в новую СРО.
Но не тут-то было. Исключённая из реестра СРО на запросы не отвечала (да, строго говоря, уже и не могла бы ничем помочь), так что строители обратились с иском в татарстанский арбитраж. Там едва ли не сразу рассмотрение дела приостановили, дожидаясь вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы.
В это время НП «Первое Поволжское строительное объединение» долго судилось по поводу своего исключения из реестра, требуя восстановления. Разбирательство проходило в первопрестольной, так как ответчиком был Ростехнадзор. Этот спор перестал быть препятствием для дела «Казэнергостройпрома» лишь в ноябре 2019 года, когда дошёл до апелляции. Хотя «ППСО» жаловалось даже в Верховный Суд РФ, добиться отмены приказа Ростехнадзора ему не удалось.
Экс-СРО в ходе судебного разбирательства за восстановление своего реноме оппонировала Ростехнадзору, ссылаясь на то, что он нарушил право Ассоциации на устранение нарушений. Однако, согласно материалам арбитражного дела, инициатором исключения «ППСО» вообще-то стал НОСТРОЙ, который представил в Ростехнадзор соответствующее заключение.
Причиной, как и у десятков других СРО, стало формальное неисполнение татарстанской СРО обязательного к исполнению уведомления. НОСТРОЙ в нём предписывал устранить нарушения. А именно: по его мнению, размер компенсационного фонда «ППСО» не соответствовал численности его членов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей с учётом исключённых. Также эта экс-СРО не разместила в полном объёме средства компенсационного фонда на специальных счетах в уполномоченных банках – часть их, 345 миллионов рублей, она передала ООО «Аксиома». Что, конечно, уже не слишком украшает менеджмент этой Ассоциации. В итоге нарушения, разумеется, исправлены не были и СРО покинула реестр.
Фокусы с исчезновением
Попытки «Казэнергостройпрома» добиться возврата своих денег от преемников по обязательствам исключённой СРО – то бишь от Национального объединения строителей, никакого эффекта также не принесли. Строительная компания уточнила, что речь идёт о 100 тысячах рублей (первоначальные требования были уменьшены до этой суммы), ранее внесённых ею в компенсационный фонд «ППСО». Эту сумму теперь надлежит перечислить на счёт его новой Ассоциации СРО «Объединение строительных организаций Татарстана». Но в НОСТРОЙ, как водится, платить отказались, отделавшись стандартной отпиской. Мол, средства компенсационных фондов «Первого Поволжского строительного объединения» были перечислены не в полном объёме.
Хотя по данным Единого реестра членов СРО, в целом члены «ППСО» перечислили в фонд свыше 510,9 миллиона рублей, а оно «отдало» лишь 120,2 миллиона с копейками. Более того, по данным НОСТРОЙ, и эти деньги «полностью распределены» по заявлениям, поступившим ранее.
Надо отметить, что наши казанские коллеги немало удивились такой ностроевской арифметике и задались правомерным вопросом – если Нацобъединение «поимело гешефт» с одной только сравнительно небольшой СРО в многомиллионном объёме, то сколько же денег было таким образом вынуто из карманов у всех строителей республики (мы бы добавили – всей страны)? Запросы издания с просьбой разъяснить ситуацию в НОСТРОЙ проигнорировали.
Но вот на что у НОСТРОЙ денежки нашлись, так это на высокооплачиваемых юристов и длительное судебное разбирательство. Суд отметил, что к Нацобъединению может быть подан самостоятельный иск: если он не представит доказательств того, что поступивших от исключённой СРО средств компенсационного фонда недостаточно для удовлетворения требований истца с учётом «трат» на иных членов той же саморегулируемой организации. Национальное объединение строителей таких доказательств как раз и не представило. Вместе с тем суд признал, что поскольку средства поступают на счёт НОСТРОЙ, требование казанской строительной компании не восстановит нарушенных прав. К тому же иск не обязывает Национальное объединение перевести денежные средства истца в новую саморегулируемую организацию. В итоге Арбитражный суд Республики Татарстан ещё 31 января прошлого года отказал строительной компании в иске. Одним словом, получилось, как в известной поговорке: вход рубль, выход – два. В том смысле, что взнос в компенсационный фонд в новую СРО компании пришлось вносить заново.
Тем не менее «Казэнергостройпром» даже не стал обжаловать решение суда. Увы, далеко не у всех организаций есть ресурсы и настойчивость для того, чтобы проходить все круги судебного ада, воюя с системой вплоть до Верховного Суда РФ. Не все могут позволить нанять себе высококвалифицированных юристов и оплачивать тянущиеся годами судебные процессы. Людям проще махнуть на всё рукой, собрать компфонд по новой и продолжить работать, помянув добрым словом всех матерей.
Национальному объединению, живущему на денежки тех же строителей, в этом смысле проще. К его услугам и штат собственных юристов, и целая рать нанятых адвокатов. К тому же, НОСТРОЙ, как выяснилось, не скупиться на создание благоприятных условий для своих представителей.
Красиво жить не запретишь
А дальше начинается, пожалуй, самая отвратительная часть истории. Выиграв суд и почувствовав свою силу, НОСТРОЙ решил ещё и содрать со своей жертвы судебные издержки. Которые оказались немалым для скромной региональной строительной фирмы – 98,5 тысячи рублей судебных расходов. Иначе говоря, командировки юриста «потянули» почти что на сумму самого иска. По данным НОСТРОЙ, участие его представителя в разбирательстве в Казани обошлось в такую сумму. Всего командировок было три.
Тем более, что ностроевские адвокаты жили в Казани на широкую ногу. Командированный из первопрестольной останавливался в лучших казанских отелях, у которых ценник соответствует имени. К примеру, «Даблтри Хилтон Казань», где проживание обошлось в 10,35 тысячи рублей, «Кортъярд Марриот Казань Кремль» (7,1 тысячи рублей) и «Парк Инн Казань» – 5,7 тысячи.
«Неоправданно высокими» компания посчитала и расходы на авиабилеты из Москвы в Казань и обратно: дважды они «потянули» на 18.876 рублей, а один раз и вовсе в 24.441 рубль. По мнению «Казэнергостройпрома», с учётом договора НОСТРОЙ на корпоративное обслуживание со сторонней организацией билеты покупали «по явно завышенной стоимости» в расчёте на повышенное вознаграждение.
Татарстанский арбитраж в этом вопросе сослался на мнение высшей судебной инстанции: «Размер судебных расходов не может быть ограничен по принципу экономности». Да и выбор конкретного транспорта – это право участника процесса. Вместе с тем он не одобрил раннее, за 2-6 дней до судебных заседаний, бронирование билетов. И в итоге снизил расходы за перелёт до 9-ти тысяч рублей, посчитав, что была возможность купить более дешёвые авиабилеты.
Расходы на проживание суд тоже «ужал» до 3-х тысяч рублей в сутки, мотивировав это тем, что средняя стоимость суток пребывания в гостинице вблизи Арбитражного суда РТ составляет 2,3 тысячи рублей. Судебные расходы по оплате суточных в размере 2-х тысяч рублей в дни судебных заседаниях принял. Как и расходы на оплату услуг такси и парковки. В итоге татарстанский арбитраж «скостил» сумму судебных издержек до 45,3 тысячи рублей. Именно столько пришлось строителям заплатить своим мучителям.
Но и на этом всё не кончилось. НОСТРОЙ продолжил судиться по этому поводу, считая, что у суда первой инстанции не было оснований для снижения суммы её расходов. Фирме пришлось-таки пройти и через апелляционную и через кассационную инстанцию, которые подтвердили решение арбитража. Последнее слушание по судебным издержкам состоялось в феврале.
Что тут сказать. Вот примерно так в одной не очень бедной общественной организации заботятся о российском строителе и поддерживают его. А что Вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? На всякий случай, напоминаем, что ненормативная лексика запрещена правилами нашего форума.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из журнала «Реальное время»)
Я не смею ставить под сомнение решение судов. Вместе с тем вынужден в очередной раз констатировать, что в условиях обязательного саморегулирования все расходы НОСТРОЙ оплачиваются из членских взносов членов СРО. Поскольку уплата этих взносов является обязательным условием для осуществления членом СРО предпринимательской деятельности, они включаются членом СРО в состав расходов и, как следствие, в себестоимость продукции. В этой связи, государство, как представляется, должно узнать, что все ностроевские и неностроевские юристы, их перелеты, проживания в пятизвездочных отелях и т.д. в конечном итоге ложатся на государственный бюджет. Равно как зарплата самого президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, которая в разы превышает зарплату Президента Российской Федерации.
Если, осознав все сказанное, государственные мужи примут решение продолжать фактическое растранжиривание бюджетных средств на нужды функционеров НОСТРОЙ и их прихвостней, то эта ситуация, как представляется, должна стать достоянием самых широких масс.
Власти должны также прийти к пониманию того, что обоюдными стараниями президента НОСТРОЙ Антона Глушкова и директора Правового департамента Минстроя России Олега Сперанского за право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе по государственным контрактам любой фирме необходимо всего лишь отчислять на нужды определенных лиц примерно 100 тысяч рублей в год. Иные требования к фирме, претендующей на получение такого права, в том числе квалификационные требования в сегодняшней правоприменительной практике отсутствуют.
В лихие 90-е годы прошлого столетия ребят, которые собирали подати с субъектов предпринимательской деятельности называли "бригадирами", причем они реально обеспечивали "крышу". Сейчас этих ребят величают "саморегуляторами", и они не приносят никакой пользы ни государству, ни тем, кого делают вид, что "крышуют". Как-то так :)
Про Президента Российской Федерации Вы погорячились немного, конечно, Евгений Давидович....)) Это если не только формально подходить к вопросу....))
А кто делает вид, что «крышует»? В законодательстве написано что-то про «крышу», но её муляж никто не старается сделать.
посмейте, может что и изменится в лучшую сторону ;)
А нормативной разве можно выразить всю глубину бушующих чувств?....
Да, никогда саморегулирование не было так близко к провалу....
Автору, если эта тема интересна, есть смысл копнуть бывшее Саратовское СРО г-жи Маляновой Т.В. Ребята вдогонку уходящим строителям кинули примерно 170 000руб вместо 300, затем слепили новое СРО куда отправили своих с полной пайкой, старое ликвидировали и остаток (весьма солидный- которого хватило бы что бы добить по 130 000 уходящим и ого-го сколько осталось бы) отправили в НОСтрой, где он благополучно и пропал- судя по ответам нашим строителям из НОСтроя. После анализа ситуации мы не рекомендовали своим судиться - и оказались правы: У коллег из ПФО такой суд был проигран и выставлены судебные издержки подобные описаным. Как то так....
По предварительной договоренности с НОСТРОЙ?
Уточните вопрос: кто договорился , с кем договорился, о чём ???
Саратовское СРО Маляновой с НОСТРОЙ о таком интересном зарабатывании бабла.
г-жа Малянова провела огромную работу с НОСтроем прежде чем ей разрешили открыть новое СРО и какие там были договорники известно ооооочень узкому кругу людей. Я не вхож...
почему-то никто не жалеет бедных юристов, сумма судебных издержек которых превысила реальную выплату. они же старались ;)
У юристов НОСТРОЙ происходит девальвация потребностей.
Девальвация — продиктованное экономической политикой снижение реального курса.