Со вчерашнего дня и по 12 марта в российской столице проходит конференция «Малоэтажная Россия – 2021/Low house 2021». Организатором выступило Национальное объединение застройщиков жилья (НОЗА) совместно с Клубом инвесторов Москвы, Национальным объединением строителей, Национальным объединением изыскателей и проектировщиков, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, Союзом проектировщиков России, Национальным объединением организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Все перечисленные выступают партнёрами АО «Экспоцентр» по обеспечению деловой программы «Российской строительной недели – 2021». Место проведения выбрали с красноречивым названием – зал фуршетов, что на Краснопресненской набережной, 14. То бишь в самом центре столице – а именно в Центре международной торговли.
Список ведущих и выступающих довольно специфичен. Например, с докладами уже заявились председатель комитета ТПП РФ Ефим Басин, руководитель комиссии по вопросам индивидуального жилищного строительства при Минстрое России Олег Бетин, первый вице-президент Национальной ассоциации малоэтажного и коттеджного строительства Александр Лощенко.
Невзирая на внушительный список соорганизаторов и докладчиков, первые лица двух Национальных объединений с обязательным членством встречу своим вниманием то ли не сочли нужным почтить, то ли их особо и не приглашали. Хотя тематика малоэтажного строительства уже давно обсуждается в том же НОПРИЗ, а одним из самых энергичных апологетов этого направления развития российского строительного комплекса является член Совета Нацобъединения, вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров.
Тем не менее, проведение подобных мероприятий само по себе служит важным маркером – пришла пора, когда малоэтажного строительство стало интересовать не только отдельных энтузиастов, но и всё более широкие круги бизнес-сообщества.
Существует мнение, что одним из стимулов для привлечения внимания к малоэтажке стала пандемия, которая для многих перекроила картину мира не в пользу многоквартирных домов. Свою роль оказывает и внимание покупателей к вопросам экологии и объективно растущий уровень жизни населения. Ведь сколько бы ни ныли наши сограждане в соцсетях, что приходится доедать последний хлеб без соли, и что проклятый режим отнимает последнюю копейку, но квадратов строится всё больше и больше. И кто-то их всё расхватывает, как горячие пирожки, при том, что численность населения не увеличивается.
Пока провинциалы осваиваются в пригородах, беря в ипотеку квартиры в спальных районах, формирующийся средний класс начинает всё больше ворчать по поводу скверных городских условий и присматривается к коттеджам. Статистика подтверждает: если в 2019 год разрыв в объёмах строительства между высотками и малоэтажными домами составлял 5 миллионов квадратных метров, то всего за полгода 2020-го ИЖС обогнало высотную застройку на 1 миллион квадратов. В целом в 2020 году объём индивидуального жилищного строительства увеличился на 0,5%, а доля ИЖС от застройщиков в некоторых регионах превысила 80% от общего ввода.
Так что спрос есть, предложение строительные корпорации с удовольствием готовы удовлетворить, и препятствует строительству одноэтажной России только консерватизм банковского сообщества. Пока стабильных механизмов по ипотечному кредитованию ИЖС не существует, в лучшем случае кредитные учреждения предлагают определённые продукты на свой страх и риск, больше в порядке эксперимента, чем в массовых масштабах.
По данным всё той же статистики, общий объём выдачи ипотечных кредитов именно на строительство частного дома составляют 1-2%. Банкиров понять можно – рынок пока не вполне сформирован, и регулирование на нём очень условно. Больше половины домов строят хозспособом, что создаёт высокие риски недостроя, проекты не типовые, что требует индивидуального подхода, нет информации о сетях и инфраструктуре. Есть проблемы и у застройщиков – согласование строительства в секторе ИЖС порой длится не один месяц, документы ходят по кругу, приходится регулировать процесс в ручном режиме.
А значит, без государства бизнесу снова будет не справиться. Ещё в декабре прошлого года на заседании Госсовета Президент России Владимир Путин дал поручение разработать меры, направленные на поддержку индивидуального жилищного строительства, в том числе на предоставление гражданам ипотечных кредитов на строительство индивидуального жилого дома.
После прямого стимулирования со стороны первого лица чиновники и финансисты взялись за дело. Так банк «Дом.РФ» уже успел торжественно отчитаться о том, что выдана первая ипотека на ИЖС с использованием проектного финансирования. Её получила семья из Ленинградской области. Сбербанк запустил своё пилотный проект развития индивидуального жилищного строительства в Липецкой области со льготной ставкой от 6,2% на строительство 23-х блокированных жилых домов. А Минстрой и вовсе обещает, что к концу лета ипотека на ИЖС станет привычным явлением и будет доступна каждому желающему. Как говорится, поживём – увидим.
Понятно, что вопросов перед отраслью стоит очень много. Например, необходимо внести изменения в 214-й федеральный закон, который должен защитить не только покупателей строящихся квартир, но и строящихся частных домов. Нужны изменения в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, наконец, нужно завершать затянувшуюся уже выше всяких мыслимых сроков работу над Стратегией развития жилищного строительства, с учётом нового, малоэтажного векторного направления.
У «цифровиков» свои задачи. В стране работает Единая информационная система в жилищном строительстве, где можно увидеть всю информацию по строящимся многоквартирным домам. Её нужно будет расширить и на ИЖС, чтобы учитывать новые проекты, этапы строительства, статус – для того, чтобы собирать информацию по как по успешным, так и по проблемным участкам.
Тем временем в работу должны включаться и муниципалитеты. Им предстоит определить оптимальные территории для застройки в условиях дефицита свободных земель. Что само по себе задача не только сложная, но и сопряжённая с серьёзными коррупционными рисками. Наконец, строительным компаниям также надо будет оперативно перепрофилировать производство, решая вопросы логистики с учётом расширения площадей застройки и перехода на новые материалы.
Наконец, не останутся без дела и СРО. Ведь если государство, не взирая на все проблемы и всю критику, сохранило существующий механизм гарантии обязательств в многоэтажном строительстве с помощью саморегулируемых организаций, то логичным представляется и создание СРО для ИЖС. Пока не понятно, то ли это будут новые структуры со своим Национальным объединением, то ли расширятся полномочия уже действующих союзов и ассоциаций. Ясно только одно – на кону новый, формирующийся на наших глазах сегмент строительного комплекса с очень серьёзными перспективами и солидными финансовыми потоками.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
интересно что за знаменитая семья из Ленинградской области, и какие родственники у них работают в Дом.РФ? ;)
Да почему родственники то? Может первые кто решились попробовать. Я бы, к слову, сама бы не ввязалась...
Главные организаторы не сочли нужным почтить встречу своим вниманием? А как встанет вопрос о том, чтобы прибрать к рукам ИЖС громче всех кричать будут?
Я очень хорошо отношусь к СРО. Естественно...))) НО, блин. Так же я знаю какая есть куча недобросовестных деятелей....((( Поэтому предпочту сказать: а может лучше без? А?.....
В публикации приведены фамилии известных общественников: Ефима Басина, Олега Бетина, Александра Лощенко, Анвара Шамузафарова. Спрашивается, в чьих интересах действуют эти лица. Запросы строителей индивидуального жилья на какие-либо изменения, насколько мне известно, отсутствуют. Потребители индивидуального жилья, вроде бы, тоже всем довольны. Получается, что перечисленные общественники действуют исключительно в интересах собственных кошельков или как?