Отчаявшись найти денежки на латание ржавых труб в родном отечестве, главное строительное ведомство нашей страны неожиданно решило обратить свои взоры на иностранных инвесторов. Такие любопытные идеи содержатся в плане мероприятий по повышению производительности труда в строительной отрасли, который опубликовало Министерство строительства и ЖКХ РФ в декабре прошлого года. Этот план, помимо прочего, включает в себя ряд направлений по развитию международного сотрудничества. В документе сказано, что ведомство рассчитывает на иностранные инвестиции, которые пустят на ремонт коммунальной инфраструктуры в России, подписание конкретных соглашений намечено на конец 2025 года.
В комментариях для СМИ чиновники ведомства подтвердили курс на иностранные инвестиции, отметив, что привлечение инвестиций для инфраструктурных проектов повысит производительность труда за счёт внедрения передовых технологий, которые используют международные партнёры. Сейчас этот вопрос находится в стадии проработки.
Денег надо будет много. Модернизация коммунальной инфраструктуры – один из приоритетов Минстроя России. К 2030 году чиновники планируют построить и реконструировать более 2.000 объектов водоснабжения и водоподготовки, а также улучшить качество коммунальных услуг для 20.000.000 человек. В регионах ежегодно будут обновлять 2,5% инженерных сетей и коммуникаций, для чего понадобится 4.500.000.000.000 рублей из разных источников.
Эта же цифра фигурировала в послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. Тогда Президент России Владимир Путин сообщил, что на модернизацию ЖКХ до 2030 года будет направлено более 4,5 триллиона рублей, включая частные средства.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) за 2023 год, из 578-ми тысяч километров водопроводных сетей в замене нуждается почти половина, то есть 43,2%. За прошлый год удалось поменять всего 0,96% от их общей протяжённости. При этом из 202-х тысяч километров канализационных сетей нужно менять 46%, добавили в РАВВ. За 2023 год удалось заменить лишь 0,36% из них.
Коммунальная инфраструктура сегодня – это котельные, водоканалы, канализационные станции, трубы и прочие объекты. Большинство из них построили ещё при советской власти, в 90-е судьба коммуналки была разной. Новые хозяева либо сбрасывали коммунальный «балласт» на плечи муниципалитетов, перманентно сидящих без денег, либо хищнически эксплуатировали, добивая ресурс и не торопясь вкладываться в амортизацию. Итогом становятся бесчисленные аварии на теплосетях зимой и в энергосистеме летом, причём не где-нибудь на суровых «северах», а во вполне благополучном Подмосковье или в курортных регионах русского юга.
Ценники на коммунальные услуги при этом исправно повышались из года в год, а собранные с населения миллиарды растворялись в колоссальной чёрной дыре под названием «жилищно-коммунальное хозяйство». Любопытно, что как бы ни повышались цены, коммунальщики не прекращали привычную песенку о том, что работают в убыток, система разваливается и необходимы государственные дотации. Насколько этот плач Ярославны соответствует действительности – проверить крайне сложно, поскольку коммунальные компании, как правило, работают монопольно и отчитываются сугубо перед местными властями, а не перед своими абонентами.
Теперь в эту систему с сомнительной прозрачностью и эффективностью будет влито ещё 4,5 триллиона рублей. За чей счёт? Треть средств по национальному проекту вложит федеральный бюджет, остальное субъектам предлагается изыскивать самостоятельно. Мегаполисы или нефтегазовые регионы могут, в принципе, поискать в своих закромах и кое-что выделить. А вот для остальных задачка окажется непростой. Брать коммерческие кредиты при нынешней запретительной ставке, да ещё на такие цели, как реконструкция коммунальной инфраструктуры, понятное дело, никто не будет.
Как отметила заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, в бюджете на следующие три года на ремонтные работы с коммуникациями предусмотрено лишь 150 миллиардов рублей. Также власти активно списывают кредитные обязательства регионов для того, чтобы они имели возможность инвестировать в ремонт коммуникаций. На сегодняшний день регионам «простили» 1,2 триллиона рублей.
Набирать долги в надежде, что когда-нибудь тебе их простят – не самая комфортная финансовая политика. Поэтому Минстрой и предлагает регионам другой путь – искать иностранных инвесторов. Откуда, из каких именно стран они возьмутся, тоже не вполне понятно.
В 90-е в России активно работал Европейский банк реконструкции и развития, на кредиты которого во многих субъектах были запущены проекты «Чистая вода». ЕБРР тогда энергично инвестировал в проекты водоснабжения по всему миру (что породило немало конспирологических теорий). Однако теперь отношения Евросоюза и России, мягко говоря, не слишком тёплые, так что рассчитывать на денежные вливания с Запада вряд ли стоит.
Можно было бы рассчитывать на поддержку Китая. Власти Поднебесной практикуют вложения в иностранную коммунальную инфраструктуру, но делают это на своих условиях – забирая модернизированные мощности в собственность. Тогда как в России запрещено передавать инфраструктуру во владение другим странам.
И даже если предположить, что в Россию массово приедут саудовские принцы и индийские миллионеры с лишними миллиардами долларов, то не вполне понятно, каким образом Минстрой собирается сделать для них привлекательными инфраструктурные проекты? Если речь идёт о выпуске инфраструктурных облигаций, то опять-таки они должны обеспечить доходность выше, как минимум ОФЗ и номинированных в валюте облигаций коммерческих компаний. А это означает колоссальные купонные платежи в перспективе, которые придётся собирать за счёт нового роста тарифов.
На фоне Минстроя, который предлагает идти с шапкой по кругу, чтобы собрать с добрых иностранцев денежки на ремонт труб, финансовые власти пролонгируют на 2025 год так называемое «бюджетное правило». Согласно ему, «излишки» нефтегазовых доходов при цене выше 60 долларов за баррель будут вкладывать не в российскую экономику, а тратиться на покупку валюты для Фонда национального благосостояния. Того самого, половину которого в размере 300 миллиардов долларов российские финансисты успешно «заморозили» в западных банках. И на проценты от которых наши противники финансируют военные действия против России.
Теперь денежки, вроде бы, складируются не в «токсические» доллары и евро, а в дружественные юани, которые, надо полагать, нам уж точно никто не заморозит. Но российской коммуналке и реальному сектору экономики от этого не легче…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Мало триллионных налогов и оплат по ЖКХ, решили вот так плюсом! Ну дают!
Какая то ахинея, неподвластная умам Оленей.
Надо быть осторожным