Накануне Нового года руководители строительных, проектных и изыскательских СРО получили несколько подарков от российских законодателей. Одним из них стал законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», который в минувшую среду был принят в первом чтении.
Согласно нормам этого документа, банки, в которых размещены средства компенсационных фондов, будут обязаны следить за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении СРО на операции по специальным банковским счетам, на которых размещены средства КФ. Кроме того, предусматривается установление состава документов, необходимых для проведения операций по специальному банковскому счёту, Правительством РФ по согласованию с Центральным банком.
Другая правовая норма в законопроекте предусматривается изменение редакции части 14 статьи 55-16 ГрК РФ, устанавливающее вместо перечисления на специальный банковский счёт Национального объединения всех средств компенсационных фондов СРО, исключённой из Государственного реестра саморегулируемых организаций, перечисление средств, уже размещённых на специальных банковских счетах.
Стоит отметить, что ещё на стадии внесения документа на рассмотрение, одна из авторов законопроекта, заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая выступила с рядом заявлений, которые вызвали недоумение со стороны саморегулируемого сообщества. В частности, Ирина Анатольевна сказала:
Главная цель создания компенсационных фондов саморегулируемых организаций – обеспечение имущественной ответственности застройщиков перед участниками долевого строительства. При банкротстве застройщика средства фонда могут быть использованы для завершения строительства. Поэтому для защиты прав граждан в сфере долевого строительства очень важно обеспечить сохранность и исключительно целевое использование компенсационных фондов СРО.
Судя по всему, к первому чтению реальные разработчики проекта закона всё-таки сумели объяснить госпоже Яровой, что такое строительные, проектные и изыскательские СРО, и что к долевому строительству они никакого отношения не имеют. А посему в последующем энергичная парламентская дама уже старательно избегала в своих выступления такого рода ляпсусов.
Для широкой публики необходимость принятия закона аргументировали тем, что на сегодняшний день отсутствует механизм, который позволял бы банку на основании анализа финансовых документов блокировать операцию, следствием которой может быть выведение и хищение средств. Данный документ, по словам Ирины Яровой, такой механизм формирует. Так, отказать владельцу специального счёта в выполнении его распоряжения о переводе денег банк сможет, если последним не представлены документы, являющиеся основанием для перевода средств компенсационных фондов СРО. А значит, эта мера позволит обеспечить сохранность средств компфондов, находящихся на спецсчетах.
Не совсем понятно, в связи с чем, собственно, вообще могла возникнуть такого рода необходимость. Практически все лазейки, позволяющие саморегуляторам растащить доверенные им компфонды были надёжно пресечены ещё с принятием Федерального закона № 372-ФЗ, который заставил поместить денежки в полтора десятка уполномоченных банков и выдал исчерпывающий список оснований для выплат.
Компфонды ВВ как не работали до 2017 года, так не работают и по сию пору. Выколотить из СРО деньги на возмещение вреда могут разве что аварийные комиссары Общественного совета по развитию саморегулирования, да и то после десятка судебных заседаний и нескольких лет разбирательств.
Компфонды ОДО, вроде, бы расходуются более активно, но и здесь пока какой-то катастрофической статистики нет. Единственный многомиллионный кейс принадлежит печально известной Ассоциации «Белгородские строители», и пока их достижение российские саморегуляторы массово повторять не собираются. Не говоря уже о том, что при выплатах из компфондов обеспечения договорных обязательств денежки будут выводиться не в карман «хитрых и жуликоватых» (по мнению авторов законопроекта) директоров СРО, а заказчику за сорванные работы. То есть обратно в бюджет, так что здесь опасения госпожи Яровой едва ли обоснованы. Скорее, Ирине Анатольевне стоило бы побеспокоиться за самих строителей, которые будут вынуждены пополнять компфонды в случае выплаты возмещений. Но, как мы знаем, как раз об их благополучии законодатели не слишком распространяются.
А вот на чём новый документ, в случае принятия может точно поставить крест, так это на ностроевской программе выдачи займов за счёт средств компфонда. Получив запрос на такого рода платёж, господа банкиры смогут с полным правом запросить все документы на заёмщика и пропустить его через свои скоринговые системы – с высокой вероятностью отказа. Или вовсе отказать в выдаче, сославшись на часть 5 статьи 55.16 ГрК РФ, где перечислен исчерпывающий список оснований для выплат из средств компфонда.
В остальном же по итогам принятия законопроекта «жирные коты» получат ещё больше оснований считать деньги, собранные строителями, – своими деньгами. Получат больше контроля над финансовой и организационной отчётностью подрядных организаций и СРО. Смогут надёжнее блокировать попытки получения выплат из КФ ВВ и КФ ОДО. А в перспективе вполне можно будет ожидать ситуации, когда власть скажет: ребята, а компфонды-то у вас не работают, и саморегулирование снова буксует. Что, в свою очередь, распахнёт новые горизонты мысли у российского законодателя…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
У г Яровой видимо календарь сбился эдак год на 2015, ей повнимательней бы посмотреть что уже и 2017 прошёл и 2021 уже почти на дворе!!! ИБД ??? ИБД !!!
Это может быть будущее, а не прошлое.
Миледи , сегодня увести КФ по старому ( о чём написано у Яровой практически не возможно ) Сегодня работают новые схемы. Например подпорная стенка в гараже на Дальнем Востоке. Или с подачи НОСтроя - займы.
У Яровой написано о использовании КФ для завершения строительства, когда раньше так уводился КФ?
Вот чем занимаются Срошники в оплаченное строителями рабочее время - думают о новых способах СвоРОвства!!
Ну а о чём же ещё думать? Работа работой, а обед по расписанию....)))
"на чём новый документ, в случае принятия может точно поставить крест, так это на ностроевской программе выдачи займов за счёт средств компфонда" - не считаю это отрицательной динамикой изменений.
Саморегуляторы сразу стали беречь КФ как зеницу ока. Но 10 лет уже только ленивый не говорит о неработающим КФ. Если КФ заработает, строители сбегут и будут искать СРО, где он не работает.
СРохи не работают, пора ликвидировать!!! А КФ раздать согласно уплаченному тарифу!
Кстати, очень неплохой законопроект. Хуже от него уж точно, ни строителям, ни государству не станет. Полагаю, что строители (члены СРО), которые давно распрощались с внесенными в КФ денежками, обеими руками прогосовали бы за то, чтобы подарить все накопленные в КФ средства государству и забыть об обеих КФ как таковых как о страшном сне.
И кстати, все понимают, что средства КФ как и другие траты, связанные с саморегулированием, в конечном итоге у государства и взяты, поскольку включены в стоимость строительства?
Ха, Евгений Давидович! Так в итоге и у нас у всех деньги государства так....или иначе...)))
Да и правильно, отдали бы уже полностью деньги банкам, и дело к стороне. А то как коты вокруг валерьянки. И так подойдут, и так, а взять не могут.