Экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству подготовил перечень законопроектов весенней сессии 2020 года, которые предусматривают изменения в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы.
Самой объёмной традиционно выдалась первая секция «Архитектура и градостроительство. Долевое строительство. Саморегулирование». В неё вошли 20 законопроектов, из которых три были отклонены, а один уже успешно стал федеральным законом. Это – 166-ФЗ от 8 июня 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
Во второй секции «Нормативно-техническое регулирование, стандартизация, строительный контроль, государственный надзор. Промышленность строительных материалов» в этот сезон уродилось только три законопроекта, из которых один отклонён, а два дожидаются своей участи.
Что из всего этого законотворческого богатства непосредственно относится к строительному саморегулированию?
1.
№ 193590-7 «О внесении изменений в статью 55-7 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Законопроект предлагает разрешить вступать в саморегулируемую организацию индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в случае добровольного прекращения членства в другой саморегулируемой организации, независимо от срока прекращения членства в этой СРО.
Увы, очередная попытка добиться отмены одной из самых вредных и бессмысленных норм Градкодекса о крепостном праве строителей закончилась провалом – законопроект отозван самими авторами.
2.
№ 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий». Старый законодательный долгострой, на который когда-то возлагались большие надежды. Про статью об амнистии компфондов, которая загадочно появилась и не менее загадочно исчезла, уже никто не вспоминает.
Не лучше ситуация и с остальными положениями документа. Как показала практика, господа негосударственные эксперты смогли собрать достаточно сил, чтобы «заволокитить» нежелательный для себя законопроект и сохранить свой бизнес по торговле положительными заключениями. Рассмотрение вновь перенесено.
3.
№ 513907-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Очередной законопроект с предложением пустить компфонды СРО на нужды застройщиков для закрытия проблемных строек. Был предложен представителем КПРФ Юрием Афониным, рассмотрен в первом чтении. Как указано в обзоре, законопроект «предложено отклонить».
4.
№ 583143-7 «О внесении изменений в статьи 55.5 и 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об изменении требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы). Безуспешная попытка государственного Собрания Республики Мордовия привести требования к специалистам НРС до разумного уровня. Был раскритикован на всех уровнях и отклонён.
5.
№ 663958-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны». Ещё один проект закона об амнистии компфондов СРО, за авторством сразу 14 парламентариев. Законопроект также продвигается через российский парламент со страшным скрипом, 11 декабря прошлого года была представлена его новая редакция, а 12 февраля сего года был назначен комитет-соисполнитель (комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям). Шансы на его принятие большинство экспертов оценивает, как околонулевые.
6.
№ 747287-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (о переходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации). Ещё один пример безуспешного регионального законотворчества. Депутаты государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея очень хотят создать собственную СРО, но не могут из-за всё той же нормы «о крепостном праве». Предложение отменить её хотя бы для членов вновь создаваемых СРО в регионах, где своих саморегулируемых организаций нет, также было отвергнуто. Очевидно, кто-то в Правительстве или Госдуме с особым пиететом относится именно к этой норме и намерен держаться за неё до последнего.
7.
№ 909970-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Предложен небезызвестной Ириной Яровой с группой единомышленников. Законопроект усиливает банковский контроль за использованием средств компенсационного фонда. Также законопроектом предлагается сократить срок, предусмотренный для уведомления органом надзора за саморегулируемыми организациями кредитных организаций, в которых открыт специальный счёт в целях формирования компенсационного фонда, об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра саморегулируемых организаций.
Указанное предложение направлено на исключение злоупотреблений, связанных с выводом денежных средств на основании распоряжения саморегулируемой организации, исключённой в соответствии с установленным порядком из реестра, в отсутствии информации о таком исключении у кредитной организации.
8.
№ 934502-7 «О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства). Известный законопроект депутата Ольги Епифановой, которая уверена, что строителям в России слишком вольготно живётся, и неплохо бы последним ещё немного раскошелиться в пользу Национальных объединений. Проходит обычную процедуру сбора отзывов и анализа правовым управлением.
9.
№ 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». Как уже упоминалось, единственный принятый проект закона из всего списка. В части для СРО он означает возможность кредитования членов из средств КФ ОДО.
***
Итак, как мы видим, из 23-х проектов законов, оказавшихся в центре внимания профильного комитета, 9 непосредственно относятся к строительному саморегулированию. Что служит характерным показателем роли, которую играют СРО в регулировании строительного комплекса.
Также стоит отметить, что практически все действительно нужные и полезные для строителей инициативы (отмена «крепостного права», «амнистия компфондов», саморегулирование негосников, создание новых СРО в регионах, где таковые отсутствуют) либо сами превратились в долгострои, либо оказались отменены.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Никто не видит закономерность? Нужные сообществу изменения оказываются в списке "долгостроев" и "отмененных", а нужные НОСТРОЙ законопроекты "плывут" по правильному течению? "обнажается" грань интересов НО и саморегулируемого сообщества, и отчетливо становится понятно о задачах и целях каждого из них.
Далее совершенно простой и понятный "рецепт счастья", по моему субъективному мнению для того чтобы исключить такие резонансные моменты, необходима полная смена власти в НОСТРОЙ. Необходимы руководящие должности, которые будут из и за саморегулируемое сообщество, а не люди, действующие в угоду своим амбициям.
Настало то время, когда серьезная перезагрузка саморегулирования может полностью изменить и поменять систему.
А кто сможет поменять? У кого хватит упорства и давления?
По моему мнению это будет человек без "скелетов в шкафу".
А такие есть? Павел Федяев, Вы живёте не в параллельной реальности?
Обращение нашей СРО в Госдуму нашло отклик и закон с нужными нам поправками уже действует.
Название СРО напишите пожалуйста ;)
С какой целью интересуетесь? (С)
Страна должна знать своих героев (с) ;)
Кому надо - тот в курсе.
Примерно.
Самая неразумная норма про год изоляции после добровольного выхода ;(
Анфиса, к моему глубокому убеждению, большинство отклоненных изменений написаны на "неразумные нормы".
Это...
"из 23-х проектов законов, оказавшихся в центре внимания профильного комитета, 9 непосредственно относятся к строительному саморегулированию. Что служит характерным показателем роли, которую играют СРО в регулировании строительного комплекса." Или это говорит о сырости ГД?
Может быть серости ГД?
Я про ГК (Гражданский кодекс). Опечатался.
Вопрос на злобу дня: принимая или отклоняя очередной законопроект касающийся саморегулирования, было ли учтено мнение саморегулируемого сообщества и строителей?
Не все. По нашему обращению внесены изменения в ст. 29 ФЗ об НКО. На основании этой поправки СРО проводит заочное голосование по избранию органа управления СРО.